Юрий Бойко: выйти из футляра

"Делатель миллиардеров" получил возможность поработать на себя
Фото Сергея Владыкина

Когда стало известно, что одиозный министр энергетики из правительства Азарова возглавил список "Оппозиционного блока", многие поспешили похоронить эту политическую силу. Дескать, с таким лидером во главе поражение обеспечено. Основания для подобных выводов были. Бойко - закрытый, нехаризматичный политик, всегда находившийся в тени бывших и нынешних партнеров - Дмитрия Фирташа, Сергея Левочкина, Валерия Хорошковского. Ораторскими талантами не наделен, если что и говорит, то по-донецки несуразно. Если и появлялся на телеэкранах, то обычно в связи с отбеливанием "Рос­УкрЭнерго" или в качестве эксперта по газовым вопросам. Однако, похоже, то обстоятельство, что для многих избирателей первый номер списка был человеком в футляре, пошло на пользу ОБ. Вроде и видели его по телевизору, но не примелькался. А темы о "вышках" или о закрытом клубе друзей Януковича "Кедр" - это чтение для другого электората. Так что дебют Юрия Анатольевича в роли официального первого оппозиционера власти получился удачным.

Бойко всегда чрезвычайно эффективно исполнял роль "бюрократической прокладки" между интересами своих старших партнеров и их схемами, построенными на манипуляциях с государственными финансами

Бойко всегда чрезвычайно эффективно исполнял роль "бюрократической прокладки" между интересами своих старших партнеров и их схемами, построенными на манипуляциях с государственными финансами. В 2005 г. тогдашний глава СБУ Александр Турчинов за­явил, что ведомство расследует уголовное дело по факту нанесения Украине миллиардных убытков из-за мошеннической схемы поставок туркменского газа при посредничестве фиктивной фирмы EURAL TG, согласованной с "Нафтогазом України" и "Газпромом" (в тот период, когда "Нафтогазом" руководил Бойко). После увольнения Турчинова это дело кануло в Лету. Юлия Тимошенко и другие политики в "оранжевую" пятилетку пытались доказать участие Бойко как министра энергетики в деятельности газового посредника "РосУкрЭнерго" - не получилось. Были успешно реализованы десятки менее известных схем, начиная от фиктивного банкротства облгазов и заканчивая манипуляциями с балансовой стоимостью газа, закачиваемого в хранилища. И ко всем ним мно­го­летний куратор нефтегазового комплекса формально не имел никакого отношения. Как и к последнему резонансному скандалу - закупке буровых установок своего имени. В июле издание "Главком" обнародовало ответ Генпрокуратуры на свой запрос, согласно которому в расследовании по факту завладения неустановленными лицами госсредствами в сумме $400 млн под видом закупки вышек для добычи нефти Бойко Юрий Анатольевич проходит как свидетель. Словом, кристально чистый человек. Теперь еще и с депутатской неприкосновенностью.

Находясь на вторых, а то и третьих позициях, принимая на себя волны негатива и скандалов, наблюдая, как растут состояния старших партнеров, Бойко наверняка не раз задумывался о несправедливом распределении ролей. Теперь, когда у Фирташа большие проблемы с органами юстиции США, влияние Левочкина тает на глазах, а Хорошковский и вовсе не попал в парламент, у него появилась хорошая возможность поработать, наконец, на себя. Подтверждением тому - неплохо складывающаяся конъюнктура уже после революции. Один из фигурантов журналистских расследований о "вышках Бойко" Валерий Ясюк успел немного посидеть в кресле главы "Укр­трансгаза". Второй фигурант - экс-глава "Нафтогаза" Евгений Бакулин - без проблем избрался нардепом по мажоритарке. Третий - бывший замглавы "Нафтогаза" Сергей Кацуба - спокойно достраивает шикарный дворец в селе Хотяновка под Киевом. Самого Бойко уже не раз видели в здании Кабинета Министров. Что он там делает - больше других переживает Татьяна Чорновол. По ее словам, Бойко хочет завершить схему, которая разрабатывалась еще при Януковиче, в результате которой государство станет беднее на $2 млрд.

Насколько успешно у Бойко получится реализовать свои амбиции (политические и финансовые) на первых ролях, станет понятно по его поведению после ожидающейся отмены депутатской неприкосновенности.