За кулисами "Крымской весны"

Два года назад началась агрессия России против нашей страны, начало ей положила аннексия Крыма

Российская пропаганда преподносит это, как якобы классическую операцию по "мирному возвращению Крыма" в результате "референдума" и "без единого выстрела", что собственно и породило эйфорию, охватившую вдруг разом весной 2014 г и кремлевскую верхушку, и путинский электорат с его пресловутым рейтингом, и самих крымчан, если не всех, то, во всяком случае, значительную их часть. Но так ли все было гладко на самом деле? Сегодня мы уже точно знаем, что нет. И выстрелы были, и погибали наши военные, и целенаправленно выводилась из строя украинская военная техника, самолеты, корабли, боевые ракетные комплексы ПВО и т.п. и т.д.

Так что картинка получается совсем не такая, как ее рисуют идеологи "крымнаша". Успех агрессора в Крыму обусловили слабость новой украинской власти, прямая измена ряда политиков и военных, наличие вражеской агентуры во всех структурах в Крыму и не только там. Однако нет ничего тайного, что не стало бы явным. Это касается и пресловутой "Крымской весны", срежиссированной в Кремле и поставленной на украинской территории.

Официальной датой начала российской оккупации Крыма считается 20 февраля 2014 г., хотя формально Путин ввел в действие план аннексии Крыма 22 февраля, после бегства Януковича из Киева.

23 февраля в Севастополе состоялось незаконое "народное собрание", на котором "избрали" "народного мэра" Чалого, известного сепаратиста и украинофоба, а 26 числа в Казачью бухту прибыли первые два больших десантных корабля с частями российского спецназа. В тот же день в Симферополе прошел грандиозный митинг в поддержку территориальной целостности Украины, организованный Меджлисом крымскотатарского народа, с участием всех патриотических сил. Число его участников намного превосходило сторонников пророссийского митинга, также проводившегося в столице Крыма, несмотря на прибытие для поддержки последних из Севастополя и других городов автобусов с их сторонниками и даже российскими гражданами. Россияне прибывали на полуостров с Кубани организованно, автобусами, под видом "паломников". Одним из перевалочных пунктов для этих провокаторов стал храм Андрея Первозванного в Керчи. Там для них были разбиты армейские палатки. Там их кормили и благословляли. А после эти самые "паломники" изображали на пророссийских митингах в Симферополе, Феодосии и Керчи местных жителей, создавая нужную картинку для российских новостных каналов. Крымские источники сообщают, что автобусные "десанты" на Крым осуществлялись постоянно, начиная с конца февраля. И это только один из каналов проникновения "русского мира" на украинский полуостров, с благословения Русской Православной церкви (РПЦ).

Для прикрытия масштабной переброски войск на территории РФ Путин объявил о начале внезапной проверки 3 марта боеготовности ряда частей Вооруженных сил РФ, в т.ч. ВДВ и транспортной авиации. Все это происходило вдоль границы с Украиной.

События активизировались в ночь с 27 на 28 февраля после захвата группой российского спецназа численностью 120 человек во главе с Стрелковым (Гиркиным) здания правительства и ВР АРК. Как выяснилось, полковник ГРУ (иногда говорят, ФСБ) Стрелков прибыл в Крым, а оттуда и на Донбасс по каналам РПЦ (из Святогорского монастыря он со своим отрядом отправился в Славянск, чтобы по приказу из Москвы начать войну).

Доставку "вежливых людей" Гиркина в Симферополь обеспечили БТРы ЧФ РФ. Затем диверсанты в соответствии со сценарием Кремля организовали "голосование" крымского парламента со сменой правительства автономии, во главе которого поставили пророссийского криминального авторитета Аксенова (кличка - "Гоблин").

Новая "власть" тут же назначила незаконный референдум, подготовка к которому сопровождалась неслыханно агрессивной "антифашистской" по форме и антиукраинской по сути пропагандой. 28 февраля российский спецназ блокировал аэропорты Симферополя и Севастополя (Бельбек), прервав воздушное сообщение полуострова с внешним миром.

1 марта Совет Федерации разрешил президенту Путину использовать вооруженные силы РФ на территории Украины. В тот же день корабли и суда российского ЧФ перекрыли выходы из Стрелецкой и Северной бухт Севастополя с задачей недопущения выхода в море кораблей и судов ВМСУ. Последовали первые открытые предложения командирам украинских частей и кораблей перейти на службу в ВС России.

2 марта пограничные корабли Севастопольского и Ялтинского Отрядов перешли в Одессу, а корабли Керченского пограничного - в Бердянск. А вот корабли ВМСУ, направлявшиеся в Одессу, вернул к причалам лично назначенный накануне командующим контр-адмирал Д.Березовский, изменивший присяге и перешедший на сторону противника. В тот же день новым командующим ВМСУ стал контр-адмирал С. Гайдук.

К чести украинских военных, на следующий день с аэродрома ВМСУ в Саках они сумели перегнать на материк 9 самолетов и вертолетов, в т.ч. 3 Ми-14, 2 Ка-27ПЛ, 2 Бе-12 и 2 Ан-26.

В понедельник 3 марта командование ЧФ выдвинуло украинской стороне ультиматум: сдать оружие и до 5 часов утра следующего дня вторника 4 марта покинуть свои части и корабли. Обстановка усложнялась.

Зато днем 4 числа личный состав 204-й бригады тактической авиации, во главе с командиром, полковником Юлием Мамчуром, построившись в колонну, с развернутыми знаменами и без оружия направился в сторону блокированного агрессором аэродрома Бельбек. Несмотря на стрельбу российской охраны, украинские авиаторы смогли ненадолго получить доступ к своим самолетам (около 40 истребителей Миг-29 и несколько учебных самолетов L-39 "Альбатрос"). К сожалению, дальнейшего развития ситуация не получила, а самолеты противник вывел из строя. Зато благодаря СМИ, беспримерный поступок украинских авиаторов продемонстрировал всему миру, что происходит в Крыму на самом деле.

В ночь с 4 на 5 марта российский спецназ провел операцию по масштабному выводу из строя украинских средств ПВО. Атаке подверглись подразделения, имевшие на вооружении ракетные комплексы ПВО типа С-300ПС. Это были 174-й и 50-й ракетные полки ПВО, соответственно, в Севастополе и Феодосии, каждый в составе трех дивизионов С-300ПС. Их стартовые позиции подверглись избирательному обстрелу снайперов с задачей вывода из строя стартовой аппаратуры и систем управления огнем ЗРК. Затем пусковые установки и ракетный боезапас были захвачены прорвавшимся в расположение частей спецназом. Блокировав на аэродромах украинскую авиацию и нейтрализовав средства ПВО, агрессор обеспечил себе господство в воздухе. Одновременно он нарушил закрытую связь между украинскими подразделениями и Киевом, вынудив перейти на уязвимые открытые каналы.

В ночь на 6 марта ЧФ затопил у входа в канал, соединяющий озеро Донузлав с открытым морем, списанный БПК "Очаков", заблокировав тем самым корабли ВМСУ, находившиеся в Южной военно-морской базе. Также российские части заблокировали крымские перешейки, установив там свои блок-посты с бронетехникой и перекрыв сообщение с континентальной частью Украины.

7 марта утром, с аэродрома авиабригады ВМС в с. Новофедоровка украинским авиаторам удалось поднять в воздух и отправить на материк противолодочный вертолет Ка-27. Экипаж вертолета выполнил взлет и на предельно малых высотах ушел на запасной аэродром в Очакове.

Вечером этого дня в Севастополе российские автоматчики и "самооборона" атаковали украинскую воинскую часть А2355. Протаранив армейским КамАЗом ворота, они ворвались в расположение части. Также атаке подвергся командный пункт тактической группы "Крым" ВС Украины, занятый нападавшими наутро.

8 марта командир 55-го ракетного полка ПВО, дислоцированного в Евпатории, получил ультиматум с требованием до 22-00 10 марта сдать оружие и передать объект ЧФ РФ. Этот полк трехдивизионного состава (ЗРК "Бук-М1") был последним резервом украинской ПВО в Крыму, представлявшей угрозу для авиации агрессора. Ультиматум отвергли.

8 марта обстрелу с земли из автоматического стрелкового оружия подвергся патрульный самолет украинских пограничников, выполнявший полет на высоте 1000 м. А 9 марта российская бронетехника заблокировала 10-ю бригаду морской авиации ВМСУ в Саках, а также аэродром в Джанкое.

Всего, начиная с 1 марта, Госпогранслужба Украины зафиксировала 39 случаев нарушения РФ международных договоров, в т.ч. по вопросам: порядка заходов военных кораблей РФ (15 судов и кораблей), порядка осуществления полетов военной авиации РФ (14 случаев, 48 летательных аппаратов), порядка пересечения государственной границы Украины в пункте пропуска "Крым-паромная переправа" - 10 случаев.

Например, на аэродроме в Каче была заявлена посадка трех российских вертолетов, а сели шесть, на аэродроме в Гвардейском заказана посадка одного транспортного самолета Ил-76, а сели три, каждый с 250 десантниками из числа спецназа ГРУ ГШ РФ - это были диверсионные подразделения, наводчики, проводники и т.п. Все они приняли самое активное участие в нарушении военных линий связи ВС Украины, блокаде объектов и обеспечении захвата наиболее важных из них.

За это время через паромную переправу на территорию Украины без соответствующего разрешения переместили 139 единиц автомобильной, специальной и бронированной техники ВС РФ, включая 4 РСЗО "Град", 6 БТР, 111 грузовых, 6 специальных и 7 легковых автомобилей и т.п.

Не дожидаясь результатов "референдума", 11 марта парламент АРК, превысив свои полномочия, в нарушение конституции Украины принял "декларацию о независимости", предусматривавшую образование независимого государства и г. Севастополь. Это соответствовало путинскому плану и должно было предшествовать последующей аннексии и формальному включению Крыма в состав РФ.

15 марта 4 российских вертолета высадили десант на Арабатской Стрелке с выходом на материковую часть Украины в Херсонской области, где захватили газораспределительную станцию и газодобывающие платформы "Черноморнефтегаза". В ответ ВС Украины выдвинули со стороны материка к административной границе с Крымом боевые вертолеты и бронетехнику.

16 марта состоялся "референдум" по статусу Крыма и по присоединению полуострова к РФ, призванный узаконить его аннексию. А уже 18 числа на основании его "итогов" Москва официально включила АРК и г. Севастополь в состав РФ. После этого начался процесс фактической ликвидации украинского военного присутствия на полуострове.

18 марта агрессор вновь применил огнестрельное оружие. На этот раз в Симферополе, где снайперы обстреляли 13-й Фотометрический Центр. В результате один украинский военный, прапорщик Какурин, погиб, а другой, капитан Федун, ранен. От пули того же снайпера погиб и один из проникших в расположение части "казаков", житель Краснодарского края РФ. Что он делал на территории украинского Крыма, можно только догадываться.

19 марта российский спецназ захватил 55-й ракетный полк ПВО в Евпатории, в тот же день сдалась 36-я отдельная бригада береговой обороны в Перевальном, в Севастополе были захвачены штаб ВМСУ, затем корвет "Хмельницкий" и другие корабли и суда.

20 марта российские части заняли базу ВМСУ в Новоозерном, а вслед за этим и все корабли на озере Донузлав. Последним 25 марта российский спецназ при поддержке вертолетов захватил здесь морской тральщик "Черкассы", применив огнестрельное оружие (!). Причем спецназ стрелял на поражение по корпусу корабля, а моряки отвечали стрельбой в воздух.

К 26 марта агрессор занял уже все 193 дислоцированных на территории АРК воинских подразделения и учреждения ВС Украины. По неполным оценкам, стоимость только военного имущества, оставленного в Крыму, составляет $11,439 млрд.

Не без основания говорят о фактах подкупа украинских военных и о том, что Крым "сдали". Не случайно же с началом российского вторжения украинские части на полуостове не только не были приведены в полную боевую готовность и не развернуты, как это предусматривается всеми мобилизационными планами, но и лишились закрытой связи с вышестоящим командованием.

Неэффективными в Крыму и Севастополе оказались и наша разведка, и СБУ, и прокуратура, словом, все структуры, в обязанность которых входит обеспечение безопасности государства. Более того, в своем подавляющем большинстве их руководители и личный состав перешли на службу к агрессору. И дело здесь не только в пропаганде, не последнюю роль сыграл элементарный подкуп.

Что предлагали при подкупе нашим военным? В зависимости от должности, по данным Юрия Бутусова, командирам частей предлагались квартира в Москве, "подъемные" - гонорар за предательство до 500 тысяч долларов, предоставление места службы и повышенной зарплаты в составе вооруженных сил РФ в Крыму (!). Генерал-лейтенанту И.Воронченко, в то время начальнику береговой обороны ВМСУ, например, предлагали генеральскую должность в Ростовской области и трехкомнатную квартиру. На такие условия не могли рассчитывать даже многие россияне! Воронченко отказался, а вот контр-адмиралы Д.Березовский (бывший командующий ВМСУ), Д.Шакуро (бывший начальник штаба ВМСУ) и С.Елисеев (бывший первый заместитель командующего ВМСУ), судя по всему, согласились и получили высокие назначения уже в российском флоте. Простым контрактникам за переход на службу в ВС РФ предлагали по 12 тыс грн (при средней зарплате рядового контрактника в 3-4 тыс грн) и это тоже срабатывало.

Можно согласиться с мнением Юрия Бутусова о том, что россияне целенаправленно и заранее вербовали в первую очередь, украинских офицеров-командиров частей связи и разведки. Это облегчалось целенаправленной кадровой политикой двух последних министров обороны при Януковиче, граждан РФ, а также двух последних при нем же глав СБУ. В итоге, противник с самого начала контролировал всю систему управления украинскими войсками и реагировал на любые решения украинской стороны.

В этой связи совершенно иначе видится пассивная и явно выжидательная позиция украинского военного командования по Крыму, с изначальным отказом от активной обороны. Якобы из опасения дать россиянам повода для открытого вторжения. А тем временем агрессор проводил у нашей границы провокационные маневры и накапливал силы на полуострове.

Пассивность военных имела следствием как положительные (политическая поддержка на международном уровне), так и отрицательные (обвинения в трусости и некомпетентности, сдаче инициативы противнику) последствия, что при отсутствии политического решения привело к поражению и утрате Крыма. Сегодня мы можем судить об этом и на основании рассекреченных материалов РНБО.

По мнению И.Воронченко, в течение первых 6-8 часов еще можно было сорвать планы агрессора, ударив по захваченному спецназом парламенту Крыма. Тем более, что в октябре 2013 г именно в этом здании проводили учения по освобождению заложников. Но почему-то такой удар не состоялся.

А вот как оценивали свои действия в Крыму российские военные, цитата российского генерал-полковника Волкова: "...было проведено блестящее сосредоточение средств и сил специального назначения в Крыму с применением маскировочных мероприятий, неожиданных для украинцев, а также широкий набор мер по заблаговременной дезинформации противника".

Если называть вещи своими именами, то они все заранее спланировали, обманули, приспали бдительность и успешно провели аннексию...