Хитрый план Джонсона. Почему под Лиз Трасс шатается кресло

Треть членов Консервативной партии желают возвращения Бориса Джонсона на должность премьер-министра

Фото из открытых источников

Похоже, глава британского правительства Лиз Трасс рискует даже не дождаться парламентских выборов, на которых она хочет повести Консервативную партию в качестве лидера. Ведь существует вероятность, что она лишится должности. В Великобритании начались серьезные финансовый и политический кризисы, (естественно они взаимосвязаны) только через полтора месяца после назначения Трасс на должность премьер-министра.

Спровоцировал их проект бюджета, представленный кабинетом Трасс. На самом деле, еще во время процедуры определения нового премьера вместо Бориса Джонсона и назначения, британский политикум – как лейбористы, так и консерваторы – упорно дискутировал об определенных идеях Трасс. В первую очередь о ее плане уменьшить налоги (в частности, для богатых) и увеличить заимствования.

Этот план, несмотря на неприятие определенными кругами в Лондоне, остался без изменений и был прописан в проекте бюджета под руководством министра финансов Квази Квартенгом, назначенного Лиз Трасс.

Стоимость снижения налогов для казны – 250 млрд фунтов стерлингов. Компенсировать эту сумму Трасс предложила увеличением заимствований Великобританией. Кроме того, в бюджете было прописано увеличение субсидий для граждан.

В целом проект бюджета Квартенга/Трасс повлек за собой стремительное падение фунта и стоимости ценных бумаг, а также панические настроения среди иностранных инвесторов. Разразилась буря и в пенсионной системе. Поэтому, чтобы остановить кризис, центральному банку пришлось начать печатать денег.

Такие меры имели определенный эффект. Но они не привели к завершению политического кризиса.

Лиз Трасс попыталась этого достичь банальным откупом – предложила партии и избирателям козла отпущения, а именно автора скандального бюджета Квази Квартенга. Чтобы подчеркнуть всю серьезность ситуации и собственного отношения к ней, госпожа Трасс даже отозвала своего министра финансов из Вашингтона, чтобы сообщить о его увольнении.

На его место она назначила авторитетного Джереми Ханта, члена многих предыдущих кабинетов. Его считают очень благоразумным, рациональным политиком. И это еще одна жертва Трасса для однопартийцев.

Однако переложить ответственность на Квартенга в Трасс все же не получилось. Она не смогла положить конец кризисам и буре в рядах Тори. Напротив — подверглась беспощадной критике.

Более того, она после назначения Ханта новым министром финансов стала премьером разве что номинально, поскольку Хант, пытающийся выровнять ситуацию, отменил все бюджетные идеи Трасс. И сделал это максимально унизительно для нее, поскольку каждое из предложений сразу сворачивал публично.

Она была вынуждена даже извиняться в интервью BBC, но также дала понять следующее:

а) в отставку она добровольно не уйдет, по крайней мере пока;

б) от своих идей, в частности по снижению налогов, не откажется, а просто откладывает их на потом.

Вот почему раскол в Консервативной партии усиливается. Как и увеличивается количество обращений депутатов об отставке Трасс в Комитет 1922 г. (это организация Тори, отвечающая за внутренние выборы и дисциплину).

Большинство консерваторов – 55% – хотят отставки Трасс, что продемонстрировал свежий опрос YouGov. Ее поддерживают только 25% Тори. В то же время, 63% респондентов считают Джонсона хорошей заменой, а 32% называют его своим главным кандидатом. На втором месте Риши Сунак – бывший министр финансов и, по сути, тот человек, который поднял "бунт" в партии против Джонсона, но на выборах нового лидера проиграл Лиз Трасс. Сунака своим главным кандидатом называют 23% опрошенных консерваторов.

Итак, Джонсон и Сунак – сейчас главные претенденты на должность нового премьер-министра Великобритании. Хотя и у того же Джереми Їанта неплохие шансы.

Следовательно, прогноз "ДС" о том, что назначение Трасс главой правительства было своеобразной операцией прикрытия возвращения Джонсона к власти, вполне может сбыться.

Тогда, в сентябре, Лиз Трасс смогла погасить пламя кризиса, в котором оказался уже Джонсон, "заморозила" внутрипартийный раскол, но в результате превзошла бывшего босса. На ее фоне Джонсон действительно выглядит более привлекательным, уверенным и стабильным лидером консерваторов.

Да, его кандидатуру многие из Тори могут не принять. Но они оказались в ситуации "пан или пропал", поскольку еще более мощный политический кризис, вызванный действиями Лиз Трасс, фактически уничтожил рейтинги Консервативной партии. У ее главного оппонента – Лейбористской партии – на сегодняшний день крайне высокие шансы получить рекордное за 25 лет количество голосов на выборах.

Потому либо Тори соглашаются на Джонсона, либо следующие (вероятно, досрочные) выборы проиграют лейбористам. И проиграют позорно. С Джонсоном у партии появляется шанс попытаться справиться как с внутренним кризисом, так и с национальным. Какую позицию по отношению к Украине занимает Борис Джонсон — хорошо известно. Поэтому стабилизация политической ситуации в Великобритании и более авторитетный премьер-министр — это однозначно плюс не только для британцев, но и для Киева.