Ливийские схемы. Как итальянские ВМС зарабатывали на контрабанде и при чем здесь бюджет Евросоюза

Члены экипажа, по меньшей мере одного корабля ВМС Италии, занимались контрабандой, коррупционными схемами и нарушали эмбарго против Ливии

Итальянский корабль ВМС Carpera / wikimedia.org

Европейская комиссия всеми силами пытается уберечься от несущего погибель взгляда Горгоны — открестилась, как пишет EUobserver, от финансирования миссии вспомогательного судна ВМС Италии класса "Горгона". Судно этот носит название "Карпера" — в честь одноименного острова, на котором доживал век Джузеппе Гарибальди.

ВМС Италии получают финансовую поддержку ЕС в реализации совместных с береговой охраной Ливии проектов, направленных на обеспечение безопасности в Средиземном море и борьбу с миграционным кризисом.

В Еврокомиссии же утверждают, что конкретно этот корабль ВМС Италии не получил не единого евроцента.

Контрабанда и нарушение эмбарго

Почему Брюссель так боится этого небольшого судна, главной задачей которого является доставка различных грузов на неподготовленные побережья, а также эвакуация с них в рамках, в том числе, спасательных операций?

Малый транспорт прибрежной зоны Caprera до 2018 г. в течение 108 дней оказывал поддержку ливийской береговой охране. Как оказалось, итальянский "грузовик" занимался не только перехватом нелегальных плавсредств и спасением мигрантов в Средиземном море, но и участвовал в куда менее благородных миссиях.

Согласно расследованию The New York Times, опубликованному 28 сентября, экипаж "Карперы" не дал добраться до Европы 7 тыс. мигрантов, доставив вместо них из Ливии порядка 700 тыс. контрабандных сигарет.

На самом деле скандал вокруг судна разгорелся еще летом 2018 г., когда итальянская пресса о контрабанде прознала итальянская пресса. Позднее, 19 сентября, информацию были вынуждены подтвердить и в ВМС Италии.

Как пишет газета Il Mattino, 16 июля "Карпера" вернулась на базу в Бриндизи из Триполи после трехмесячной миссии в Ливии.

По возвращении ее поджидали сотрудники финансовой полиции (Guardia di Finanza), которые изъяли 700 кг контрабандных сигарет (3,6 тыс. блоков).

Членов экипажа, занимавшихся контрабандой, сдал их же капитан.

Каким был его мотив? С трудом верится, что капитан за три месяца в Ливии не заметил подозрительных действий экипажа. Точнее четырех членов экипажа, на которых он указал правоохранителям. Все они оказались под следствием.

Летом текущего года эта четверка — Марко Корбизьеро, Роберто Кастильоне, Антонио Филоджамо и Антонио Моска — предстала перед судом.

Кроме того, прокуратура проводит расследование и в отношении некоего ливийца.

По данным издания Quotidiano di puglia, речь идет о майоре ливийской береговой охраны Хамзе Бен Абуладе, который и поставлял Корбизьеро, судя по всему, "мозгу" операции, сигареты и таблетки "Сиалис", предназначенные для лечения эректильной дисфункции.

Но контрабанда сигарет — это лишь верхушка айсберга. Ведь от "партнеров" Абулад получал VIP-доступ к запасным деталям, закупаемым ВМС Италии для ремонта патрульных катеров береговой охраны Ливии в рамках миграционного соглашения, заключенного Римом и Триполи.

Quotidiano di puglia со ссылкой на данные прокуратуры Бриндизи сообщает, что эти "запасные детали" далее поступали в распоряжение принадлежащей Абуладу компании Altikka, которая специализировалась на техобслуживании и в конечном итоге стала единственным поставщиком сил Правительства национального согласия, признанного ООН.

Добившись монополии на рынке, Абулад взвинтил цены на 40%, и делился прибылью с итальянцами с "Карперы".

Что еще хуже, подобными схемами, по данным СМИ, промышлял не только ее экипаж. Следствие установило, что итальянские моряки в нарушение международного эмбарго осуществляли ремонт вооружения ливийской береговой охраны.

Брюссель платит

Итальянские проекты сотрудничества и поддержки ливийской береговой охраны осуществлялись в том числе благодаря финансированию Евросоюза.

С конца июня 2018 г. с разрешения Международной морской организацией (IMO) в Ливии начала действовать официальная зона SAR — Search and Rescue (поиск и спасение).

Соответствующую заявку Ливия подавала летом 2017 г., но тогда шансы получить одобрение и, соответственно, финансирование ЕС были невысоки, потому Триполи отказался.

В декабре ПНС предприняло новую попытку при поддержке береговой охраны Италии. IMO дала добро. Процесс сдвинулся с мертвой точки.

Ливийская береговая охрана уже давно сотрудничает с правительством Италии. Так, Рим ремонтировал четыре корабля прибрежного патрулирования, а также направил ту самую "Карперу" для оказания технической помощи ливийским коллегам.

А буквально за несколько дней до обыска финансовой полиции на борту транспорта, в начале июля 2018 г., заработал проект "Аврора" стоимостью 46 млн евро. 42 млн выделены из Целевого фонда помощи странам Африки, еще 2 млн — Фондом внутренней безопасности ЕС, и 2 млн — Италией. 

В рамках проекта Брюссель обязал Рим создать несколько центров управления морскими перевозками в Ливии с предоставлением береговой охране прямой связи с европейским агентством, координирующим деятельность пограничных ведомств Frontex и подключением к финансируемой Еврокомиссией сети Seahorse Mediterranean ("Средиземноморский морской конек") и европейской системе наблюдения за границами ЕС (EUROSUR).

Ответственность за выполнение программы Брюссель возложил на Министерство внутренних дел Италии, которое 1 июня 2018 г. возглавил скандальный Маттео Сальвини.

Береговой же охраной Италии с 8 января 2018 г. руководит адмирал Джованни Петторино, с которым Сальвини спустя пару месяцев после своего назначения развязал войну.

Формальный повод — расхождение во взглядах на миграционную политику. Сальвини, будучи лидером правой ксенофобский партии "Лига", шел в тренде антимиграционных настроений и пытался закрыть страну для выходцев из Северной Африки.

Ссылаясь на статью 11 иммиграционного законодательства, Маттео Сальвини подчеркивал, что глава МВД страны несет ответственность за принятие "мер, необходимых для координации мер контроля на итальянской морской и сухопутной границе".

Т.е. якобы имел право требовать от Петторино сотрудничества и закрытия портов для мигрантов. Хотя береговая охрана входит в состав ВМС, а контроль над ее работой осуществляет министерство инфраструктуры и транспорта Италии.

Давил Сальвини, по данным Isole24Ore, не только на начальника береговой охраны, но также на главу полиции Франко Габриелли, главного карабинера Джованни Нистри, начальника вышеупомянутой финансовой полиции Джорджио Тоски, командующего ВМС адмирала Вальтера Джирарделли (его 21 июня 2019 г. сменил адмирал Джузеппе Каво Драгоне).

Петторино показательно требования Сальвини игнорировал. И в конечном итоге вышел победителем из этой битвы благодаря решительности, неожиданно проявленной премьер—министром Джузеппе Конте.

В прошлом году между партнерами по коалиции — между Сальвини и Конте — произошел серьезный конфликт. Одной из причин было стремление главы МВД выбить из казны деньги на свои популистские программы, а это привело бы к росту дефицита бюджета страны, против чего выступал уже Евросоюз.

Сальвини шантажировал Конте развалом коалиции, поскольку был уверен, что сможет на выборах еще больше укрепить свои позиции. Однако премьер лидера "Лиги" обыграл и заключил союз с оппозиционной левоцентристской Демократической партии экс—премьера Маттео Ренци.

Коалиция была спасена, Сальвини лишился должности и шансов взять под контроль парламент. Петторино же остался на своем посту.

Я не я и хата не моя

Конечно, войну, которую начальник береговой охраны Италии вел с министром внутренних дел, могла быть войной принципов: адмирал не принял антимиграционный популизм Сальвини и не пожелал ему в этом подыгрывать.

Однако вполне вероятно, что обоими двигал шкурный интерес — борьба за финансовые потоки и деньги Евросоюза.

Ведь, если верить сообщениям итальянской прессы, схемы, которые нарушали как законодательство Италии и ЕС, так и международное, в том числе эмбарго на поставки оружия в Ливию, введенное ООН, на "Карпере" не замыкались.

В таком случае реакция Еврокомиссии, которая, как писала газета Vita со ссылкой на заявление IMO, вместе с Италией активно поддерживала создание зоны SAR в Ливии, очень даже понятна.

После истории с злополучным транспортом и, очевидно, по мере поступления других вызывающих тревогу данных о махинациях итальянских моряков в Ливии, Брюссель пытается максимально дистанцироваться от это истории. Причем в свете нынешних разоблачений становится ясно, что попытки эти продолжаются довольно давно. Так, в апреле текущего года, например, состоялись дебаты в Европейском парламенте. И большинство участников дебатов тогда выступили за то, что Евросоюз должен прекратить финансирование миграционных проектов Ливии и обучения местной береговой охраны, потому как, мол, в Ливии до сих пор наблюдаются серьезные нарушения прав мигрантов и беженцев.

Теперь, реагируя на расследование NYT, Еврокомиссия снова подала голос, утверждая, что своим обогащением итальянские и ливийские контрабандисты и коррупционеры в погонах обязаны не деньгам европейских налогоплательщиков.