Мечты и кошмары Гульнары Каримовой

При Бараке Обаме границы применения концепции "отбросов нет – есть кадры" резко сузились. И европеизированная коррупционерка, как и весь правящий класс Узбекистана, не вписалась в новые рамки

Департамент юстиции США потребовал от старшей дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой вернуть $550 млн., находящихся на ее счетах в швейцарских банках. Каримова, курировавшая в Узбекистане работу мобильных операторов, получила их в качестве взяток от различных операторов сотовой связи.

Письмо департамента юстиции стало последней точкой в череде антикоррупционных расследований и судебных дел, тянувшихся с 2013 года. Взяткодатели тоже будут наказаны - уже известно, что зарегистрированный в Нидерландах VimpelCom заплатит $795 млн. штрафа, расследование в отношении других фигурантов продолжается. Шведская TeliaSonera, пытаясь отмыться от скандала, срочно сменила название на Telia Company и уходит из Средней Азии.

Сама 43-летняя Каримова с 2014 года находится в Ташкенте под домашним арестом. $550 млн. - только часть суммы, замороженной в связи с мобильно-коррупционным "узбекским делом". Общая сумма на счетах всех взяткополучателей превышает миллиард, расследование продолжается, и американские следователи очень хотят получить доступ к Каримовой. Официальная позиция Узбекистана: мы сами стали пострадали от этой коррупционерки, миллиард наш - отдайте. Каримову узбекская сторона старается вообще не упоминать, от темы предоставления к ней доступа следователям - уклоняется, просто не замечает таких обращений. Интересы Узбекистана представляет известная адвокатская контора Holwell Shuster & Goldberg.

В любом деле такого масштаба и с такими фигурантами неизбежен и политический подтекст. Сам факт того, что США приняли решение не спускать скандал на тормозах, а расследовать его по полной программе, говорит о многом.

По оценке международных правозащитных организаций, Узбекистан является одной из худших диктатур современного мира. Сравнение с эталонно-людоедским режимом Кимов тут не фигура речи, а совершенно объективная оценка.

Бывший партаппаратчик, а ныне - "президент" Ислам Каримов правит страной уже 26 лет. Но Каримову 78, и его уход - дело ближайшего времени. И судя по принятым втихую изменениям в законодательство, существенно упрощающим выдвижение кандидатов в президенты - и подписанных Каримовым в декабре прошлого года, он уже не рассчитывает досидеть нынешний срок в президентском кресле. Встает вопрос о наследнике. И ситуация такова, что любой возможный наследник - ещё хуже.

Сыновей у Каримова нет. Точнее, есть сын от первого брака, но Каримов его никогда не признавал и исключил из всех своих официальных биографий. Старшая дочь скандально разведена, и явно рвалась на папино место - за что, собственно, и была задвинута под домашний арест - коррупция тут была лишь предлогом. Зато коррупционный скандал поставил точку на попытках Гульнары Каримовой создать себе имидж прогрессивной прозападной активистки и разоблачительницы коррупции. Младшая дочь Лола и её муж Тимур Тилляев на роль лидеров, что называется, не тянут. Таким образом, передача власти внутри семейного клана исключена.

Из других наследников просматриваются только глава службы безопасности Рустам Иноятов. Но ему - 72 года, и, по сути, это ухудшенный вариант Каримова без каких-либо перспектив. Демократической и прозападной оппозиции внутри страны нет - те, кого не уничтожили, вытеснены в эмиграцию. То есть, по сути, кроме эмигрантов, американцам работать и не с кем.

Возможен, конечно, и вариант работы с новым диктатором, как раньше работали с Каримовым. Чем, в свою очередь пользовался Каримов - торгуя стратегическим положением Узбекистана, он довольно успешно маневрировал между Россией, ЕС и США, построив свою риторику на борьбе с "радикальным исламом". И всем был нужен в этом качестве - как "борец против террора", "буфер для Афганистана", "лидер светского государства" и "успешный правитель" с точки зрения realpolitik. Расплачивался за эту идиллию узбекский народ - но это никого не интересовало: убийства оппонентов и тысячи политзаключенных "большие игроки" предпочитали не замечать.

Но времена изменились. Причем, никакого особого прозрения не произошло - просто администрация Обамы, на исходе его второго срока, подошла, наконец, с лопатами и ведрами и к этой авгиевой конюшне.

Обаму принято считать "слабым лидером" - что неверно, и "уходящей фигурой" - что верно лишь отчасти. Правильнее сказать, что Обама не "уходит" а "финиширует", и финиширует довольно успешно, по большей части - выходя на запланированные показатели. Кажущаяся "слабость" Обамы в значительной степени была вызвана необходимостью последовательного и очень непростого демонтажа наследства Буша-младшего, который как раз и шел на уступки диктаторам ради тактических выгод. Именно при Буше-младшем сформировалась система "токсичных союзников" США, порожденная 9/11, решением атаковать Афганистан и необходимостью логистической поддержки. В частности, из-за зависимости от транспортных маршрутов в Афганистан через Россию администрация Буша закрыла глаза на агрессию России против Грузии.

Начав ревизию наследства Буша, Обама быстро пришел к выводу, что многие "союзники", одной рукой "борясь с терроризмом" другой - поддерживают его. И даже в тех случаях, когда этого нет, сотрудничество с диктаторами приносит больше вреда, чем пользы. Диктаторские режимы похожи на завшивленного, больного и спившегося соседа. Может, он и будет за бутылку помогать вскапывать огород, и даже будет стараться - но всё равно, хоть какая-нибудь дрянь с него на вас обязательно переползет. Все диктаторские режимы всегда заражают соседей криминалом и коррупцией, и случай с Каримовой не исчерпывает список того, что приползло в Европу из Узбекистана. Любопытно, что, стремясь получить хороший имидж, Каримова и сама разоблачала криминальные схемы конкурирующих кланов - в частности, членов группировки бывшего генерала СНБ Хаёта Шарифходжаева. В декабре 2013 года - уже влипнув в коррупционный скандал, Каримова основательно слила конкурентов в интервью британской газете Telegraph, раскрыв их схемы и назвав сотрудничавшие с ними банки.

И всё равно это ей не помогло.

Обама долго разматывал доставшийся ему от Буша "токсичный" клубок. С выводом войск из Афганистана отпала нужда в услугах России - и Узбекистана тоже. Окончательного отказа от концепции "отбросов нет - есть кадры", разумеется, не случилось, но границы её применения при Обаме резко сузились. И продолжают сужаться. И европеизированная коррупционерка Каримова, как и весь правящий класс Узбекистана не вписались в новые рамки.

Денег, заблокированных в Швейцарии, им не видать. Независимо от того, какие обвинения выдвинет Каримовой узбекская прокуратура.

Сразу после проигрыша дела о $550 млн. Каримов метнулся в Москву, где встретился с Путиным, посетовал на попытки урегулировать афганский вопрос без России - мол, нехорошо это и бесперспективно. Вероятно, два диктатора попытаются заключить временный союз - однако, едва ли он будет прочным и эффективным.

Прежде всего потому, что доверия между союзниками нет. Россия неоднократно кидала Узбекистан, поддерживая его более лояльных соседей в спорах - территориальных и ресурсных. Тот, в свою очередь, отчаянно фрондировал. Здесь довольно отметить, что Ташкентский пакт - ОДКБ - в конце концов остался без Ташкента.

Сейчас ситуация осложнилась еще больше. Россия - фактически в мировой изоляции. Узбекистан - на пороге нестабильности. Хотя, в принципе, можно предположить, что Каримов и Путин обсудили кандидатуру наследника и возможную российскую помощь в его воцарении. Каримову - передача власти, Путину - маленькая победоносная "миротворческая операция", очередной пиар в качестве незаменимого борца с "исламским терроризмом" и плацдарм в весьма важном с географической точки зрения пункте Средней Азии.

Вопрос лишь в том, насколько план Каримова-Путина разойдется с планами США. А, судя по всему, разойдется он кардинально.

Здесь-то и пригодятся миллионы, конфискованные у Гульнары Каримовой. Вероятнее всего, их передадут в распоряжение узбекской оппозиции - той, которую в США и ЕС сочтут представителями узбекского народа. Прецеденты такого рода уже бывали - вопрос только в кандидатурах. Некоторые движения в этом направлении уже есть, но по-настоящему отбор кандидатов ещё не начался.

Что касается дальнейшей судьбы Гульнары Каримовой, то её домом, вероятнее всего, станет тюрьма, каковы бы ни были условия содержания - либо в Узбекистане, либо, если ей удастся выбраться из-под ареста, в ЕС или в США. Причем, сейчас Каримова сидит под домашним арестом в комфорте. Она, правда, жалуется в твиттере, что с ней обращаются "хуже, чем с собакой" - но это потому только, что настоящей узбекской тюрьмы она ещё не испытала.

Так вот, если сейчас Каримова, на правах пусть и опальной, но всё-таки президентской, дочери сидит под домашним арестом, то, в случае ухода Ислама Каримова, она может оказаться просто не нужна. Вообще не нужна - как таковая. И тогда перспектива оказаться в американской тюрьме может стать не кошмаром, а мечтой: только бы выбраться, только бы добраться до уютной, цивилизованной тюремной камеры. Возможно даже - с доступом в Сеть и с выходом в твиттер. По сравнению с земляной ямой под открытым небом - или просто с пулей в затылок, такая перспектива будет для дочери диктатора весьма привлекательна.