Молдавские демократы подыграли Москве

18 июня парламент Молдовы принял отставку правительства во главе с Кириллом Габуричем, объявившим недавно о своем уходе с поста
Фото: vizit.md

Премьер, надо сказать, повел себя вполне в европейском духе: он попросил освобождения от должности, погорев на подделанном аттестате о среднем образовании. Тем не менее репутацию правящей коалиции этот жест не спасет.
Габурич с 2008 г. был генеральным директором молдавского сотового оператора Moldcell, четыре года спустя подался в Азербайджан, где до минувшего декабря руководил Azercell Telekom. То есть он не политик и правительство возглавил в значительной мере случайно. После парламентских выборов 30 ноября прошлого года проевропейские силы оказались в щекотливом положении: коммунисты финишировали вторыми, пройдя почти посередине между либерал-демократами и демократами. Победители же не сумели договориться о составе коалиционного правительства: его слепили при участии КПРМ. Но для этого лидерам ЛДП Владу Филату и ДП Мариану Лупу пришлось искать технократа, который мог бы устроить и коммунистов. Им, собственно, и стал Габурич.

Но компромисс оказался откровенно неудачным: кабинет проработал чуть больше ста дней. За это время страна оказалась на пороге дефолта. К тому же в Молдове бушует грандиозный скандал, связанный с мошенничеством на миллиард долларов, - такая сумма была загадочным образом выведена из трех коммерческих банков. Технократическое правительство показало полную несостоятельность в управлении страной на фоне бесконечных споров между проевропейскими силами. У самого премьера не оказалось ни харизмы, ни гибкости, ни опыта интриг для обеспечения хода реформ, затребованных Брюсселем, особенно в области правосудия. В общем, осознав, что ему отвели роль марионетки, Габурич пошел ва-банк, заявив, что правительство лишено возможностей решать стоящие перед ним задачи, и потребовал отставки руководителей Нацбанка, Генпрокуратуры и Комиссии по финансовому рынку, назвав неадекватной их реакцию на аферу. В случае невыполнения данного требования в месячный срок он грозил сложить с себя полномочия. Впрочем, на это ушло менее двух недель.

Нынешний Кабмин останется у власти, пока не будет утвержден его новый состав. Исключение, похоже, сделают для Габурича, который категорически отказывается продолжать работу: президент Николае Тимофти должен назначить ему временную замену. Демократическому блоку понадобилось почти три месяца, чтобы сформировать кабинет Габурича. Теперь же все может оказаться еще сложнее: на состоявшихся в воскресенье местных выборах засветилась новая сила - "Европейская народная платформа Молдова - Юрие Лянкэ" (ЕНПМ), детище еще одного экс-премьера, Юрие Лянкэ, также фактически "слитого" коалицией. Она с ходу набрала почти 12% на выборах, став третьей по представительству в Кишиневском горсовете силой. "Платформа" не представлена в парламенте, но, похоже, стала джокером в рядах демократического лагеря.

Новый премьер вполне может вновь оказаться техническим, тем более что цена торгов за него возрастает: в следующем году Молдове предстоят выборы президента

В руках ЕНПМ, показавшей третий результат на выборах в столице, судьба и большинства в муниципалитете, и исход второго тура выборов примара. В общем, молдавские комментаторы констатируют: местная олигархия осознала, что после парламентских выборов совершила ошибку. Пока, впрочем, она не выглядит катастрофической. В целом проевропейские партии могут формировать большинство в 22 районных советах Молдовы, одержав, таким образом, убедительную победу. Все четыре силы, от либералов до ЕНПМ, начали переговоры о создании коалиций на местном уровне практически во всех районах центра РМ, а также в ряде северных и южных районов. Вместе прозападные партии набрали 58% голосов, в то время как пророссийские либо молдоцентристские силы - социалисты и коммунисты вкупе с маргинальными движениями получили 31,4%.

Таким образом, несмотря на усталость от демократического блока, в том или ином формате остающегося у власти шесть лет, несмотря на коррупционные скандалы и перманентный раздрай среди евроинтеграторов, вектор "прочь от Москвы" остается превалирующим в Молдове. Нынешнее фактическое повторение пирровой победы социалистов восьмимесячной давности, вновь сохранивших статус главной оппозиционной, но беспомощной силы, и продолжающийся закат ПКРМ это ясно показали. При этом нетрудно заметить, что перед ПСРМ во главе с публичным диспетчером кремлевского влияния Игорем Додоном маячит такая же перспектива, несмотря на все усилия Москвы. Однако пропаганда российских СМИ, демографическая структура и около миллиона молдавских гастарбайтеров в РФ по-прежнему остаются серьезным козырем, с которым приходится считаться.
Доказательство тому - победа одиозного нижегородского предпринимателя Ренато Усатого на выборах мэра Бельц, второго после Кишинева города страны, и успешный дебют его популистского проекта "Наша партия" в ряде районов. Это тем более показательно, что перед парламентскими выборами Усатый бежал из Молдовы из-за обвинений в иностранном - российском - финансировании его прошлой партии "Патриа", снятой с голосования.

Не менее показательна победа в городе Орхей 28-летнего израильского предпринимателя Илана Шора, мужа российской певицы Жасмин. В начале мая Шор был задержан по подозрению в причастности к банковской "афере века" и помещен под домашний арест на месяц. Хотя должности обоих в теории не дают иммунитета от уголовного преследования, их нынешний успех лишь подтверждает претензии Габурича. А заодно вполне красноречиво говорит, что правящие элиты не заинтересованы в расследовании аферы. Впрочем, отчасти его можно списать на протестное голосование: кредит доверия к евроинтеграторам отнюдь не бесконечен.

Между тем надежд на завершение в обозримой перспективе политического (а вместе с ним и остальных) кризиса нет. Новый премьер вполне может вновь оказаться техническим, тем более что цена торгов за него возрастает: в следующем году Молдове предстоят выборы президента. Главу государства избирает парламент большинством в 61 голос. Но связка ЛДП-ДП-ЛП имеет лишь 53 мандата, а ПКРМ и ПСРМ на двоих - 48. Очевидно, страну будет лихорадить и дальше. А это значит, что в отсутствие третьего варианта маятник вполне может пойти обратно, и Москва не захочет упустить этот шанс.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 22 июня 2015 г. (№ 25/735)