Скучный пиар в Давосе. Почему Зеленский побоялся поддержать Трампа и пошутить над Гретой

Нельзя не пожалеть украинского лидера Владимира Зеленского – будь календарь выборов чуть другим, он смог бы как-то заинтересовать собой Давос

Всемирный экономический форум в Давосе - первое важное международное событие в ежегодном политическом графике. В этом году он юбилейный, 50-й, поскольку проект основан профессором Клаусом Швабом в 1971-м (тогда было два мероприятия - летом и зимой) и до 1987-го (заметим, до перестройки в СССР, молниеносно присоединившемся к мероприятию с приходом Горбачева в первый кабинет) скромно назывался европейским форумом по менеджменту и имел семинарский формат.

Форум победителей

Достаточно неожиданный крах советского коммунизма наполнил ветром паруса швейцарского мероприятия, где стали собираться инвесторы и капиталистическая номенклатура - менеджмент, профильные ученые и, изначально в меньшей степени, журналисты. Пообщаться, так сказать, в тиши альпийских перевалов, подальше от ненужного внимания (в частности, профсоюзов). Однако за 49 или, если угодно, 33 года многое в этом смысле изменилось. В "ревущие девяностые" капиталистическая система поглотила огромные территории "второго мира" (на типы возникающих при этом политических режимов смотрели сквозь пальцы). И происходил этот процесс под аккомпанемент вполне давосских по духу серенад Френсиса Фукуямы, воспевавших историческую победу демократического капитализма над государственным социализмом.

Парадоксально, но именно эта победа и стала понемногу разрушать тихий рай над рекой Ландвассер, ведь раньше на швейцарском курорте встречались, по сути, заговорщики. По совершенно идентичной модели всех в скором будущем советских младореформаторов заместитель председателя Госплана и директор всесоюзного НИИ системного анализа ГКНТ и АН СССР Джермен Гвишиани прогонял через венский Международный институт прикладного системного анализа, созданный США и СССР годом позже ВЭФ как сегмент политики разрядки и начала сближения. Отличие Давоса, впрочем, всегда состояло в том, что, во-первых, социализм там не приветствовался ни в какой форме, а, во-вторых, в своем ядре - это именно европейский форум. Первые годы и десятилетия его совещания вообще проходили под эгидой Еврокомиссии, а сам по себе Клаус Шваб - такой же сторонник научно-философских идей Карла Поппера, как и Джордж Сорос.

Но при этом с 1979 г. Шваб издает далекий от гуманизма документ - глобальный доклад о состоянии конкурентоспособности. Можно сказать, что примерно на тридцатилетнем излете от этого доклада стоит птичий язык транснационального менеджмента с его KPI и EBITDA. Язык, глубоко ненавидимый как прогрессивной общественностью, так и консервативным избирателем, поскольку ассоциируется с крахом 2008 г., беспомощностью в связи с ним экономической науки и мутной волной самых примитивных теорий заговора, затопивших мировое информационное и интеллектуальное пространство. Разумеется, ни профессор Шваб, ни Давос в этом не виноваты - но и сам форум постепенно начал трансформироваться в нечто иное.

В показ мод, сначала интеллектуальных, а затем и вполне себе обычных, и - в торжество пиара. К слову, следует сказать, что Давос начал привлекать к себе дополнительное внимание после неожиданной победы Дональда Трампа на американских президентских выборах конца 2016 г.

Трамп, Тунберг и деревья

До недавнего времени в глазах Трампа и его немногочисленной - по крайней мере, сначала, свиты - мировой экономический форум представлял собой штаб глобалистов, современная проблематика которого (за вычетом гламура) была ему чужда и далека от вопросов коммерческой недвижимости. Но, как оказалось, мыслить подобным образом и обижаться на "давосцев" означало лишь уступить авансцену китайцам, попробовавшим воду глобального лидерства.

В нынешнем году Давос удачно подвернулся под руку президенту Трампу, стремящемуся сбежать из раскаленного импичментом Вашингтона - тем более что с Владимиром Зеленским удалось благополучно разминуться, россиян с диктофонами на форум не пригласили, а европейцев все еще можно убедить в правильности американской политики давления на Иран. При этом можно заметить, что у британского премьера Бориса Джонсона нашлись дела важнее Давоса - впрочем, ему хватило и венской конференции по Ливии. Трамп, со всей очевидностью, использовал форум для своей избирательной кампании, расхвалив себя и свою экономическую политику, а также пообещав Грете Тунберг высадить миллион деревьев. Грета, в свою очередь, уже на Давосе не впервые, поэтому на этот раз генерировала вирусные мемы "я хочу, чтобы вы паниковали" и "абсолютный ноль".

И в этом смысле нельзя не пожалеть Зеленского - будь календарь выборов чуть другим, он смог бы как-то заинтересовать собой Давос - в конце концов, скажем, в ООН (в рамках встречи с Трампом) президент привлек к себе немало внимания. Как ни крути, от филиппинского президента-актера Джозефа Эстрады или либерийского президента-футболиста Джорджа Веа украинский лидер отличается тем, что попал в президентское кресло прямо из съемочной студии сериала.

Слово команде

Но в этом году в моде подлинный радикализм и подлинная реакционность. Поэтому на первое место вышел профессионализм команды. И если бы Офис президента и правительство подготовились к Давосу как следует, перебить Грету Зеленский смог бы на раз - к примеру, заявлением, что Украина закроет к некоему "году Ч" свои атомные станции. Или, скажем, прорекламировал бы странную до сенсационности концепцию украинского правительства касаемо отказа от угля. Можно было бы подыграть и Трампу с его миллионом деревьев, вспомнив, по крайней мере, о цветах собственной партии, или потроллить Грету судьбой украинских детей, все-таки вынужденных ходить в школу, несмотря на свое свободолюбие. Но, к сожалению, в отличие от прошлогоднего форума, откуда тогдашняя украинская власть привезла миллиарды долларов в инвестициях, в этом году Киев полностью провалил мероприятие.

Слишком уж свежа в памяти сумятица с правительством. Избыточно одиозны судебные решения в пользу олигарха Коломойского. Скандальное для Банковой совпадение - публикация доклада Transparency International, продемонстрировавшего рост коррупции в нашей стране, похоже, это очередной продукт законодательного "турборежима". Все это наравне с неосторожными высказываниями, мягко говоря, смяло презентацию Украины в нынешнем Давосе, а похвалиться можно разве что таким же совпадением - привлечением кредита в 1,2 млрд евро по сравнительно низким ставкам. При всей нынешней гламурности мероприятия в Давосе ушки там держат на макушке, так что неофициальный рейтинг на этот раз обернулся откровенно не в украинскую пользу.

Притом что задача была не из сложных - в текущем году в Швейцарии не обсуждались какие-то новые идеи. Мир ждет развязки в Америке в следующем ноябре, из которой и станет ясно: победит в двадцатые годы социалистический "зеленый курс" или промышленный прагматизм. Так что Киеву стоит либо заканчивать с политическим туризмом в Альпы, либо при постановке шоу на тамошних площадках учитывать уровень и степень подготовки аудитории, не привыкшей бросаться помидорами в плохих лицедеев.