30 евриков. Европа почти нашла лекарство от мигрантов

ЕС, по всей видимости, нашел выход из миграционного кризиса
Фото: Al Jazeera

Европейский союз захлопывает двери, гостеприимно открывшиеся в свое время для мигрантов и беженцев из стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Северной Африки. Ряд заявлений европейских лидеров после саммита в Братиславе и Вене разнятся в конкретике, но в целом общие в смыслах.

В субботу премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выступил с заявлением, которое с удовольствием распространили европейские, украинские и российские СМИ. По понятным причинам: громкое сотрясание воздуха с непродуманным и популистским предложением всегда найдет отклик у реципиента. В чем же популизм венгерского евроскептика и ситуативного друга Кремля? После встречи лидеров ЕС в Австрии лидер право-популистской партии "Фидес", который неровно дышит к государственной модели российского образца, выступил с предложением создать на побережье Ливии "огромный город для мигрантов", чтобы взять поток беженцев из стран Магриба под полный контроль.

"Любовь" Венгрии к бегущим от войны, разрухи и нищеты людям уже давно известна. Она настолько сильна, что Будапешт даже возвел несколько заборов на границе и наотрез отказался принимать обратно мигрантов из других стран, в связи с чем попал в немилость к соседям. В частности, министр внутренних дел Австрии Вольфганг Соботка грозил Венгрии судебным иском, а министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн и вовсе потребовал изгнать Венгрию из ЕС. Градус вовремя понизил его германский коллега Франк-Вальтер Штайнмайер.

Орбан стал несколько аккуратнее и маневреннее, но по-прежнему его инициативы выглядят грубовато. Говоря о "городе в Ливии", премьер упреждает дальнейшие обвинения в нежелании пускать мигрантов. Балканский маршрут закрыт. Это факт, подтвержденный президентом Евросовета Дональдом Туском. Значит, мадьярам нужно менять вектор антимигрантской риторики, а точнее, географию. Поэтому Орбан указывает на опасность с юга и требует "полного контроля" южных рубежей ЕС.

Что касается идеи с городом, то маловероятно, что она будет реализована, хотя и может найти поддержку в Риме. Главной преградой на пути благих намерений Орбана является прежде всего то, что в Ливии, как бы грубо это ни звучало, государства сейчас нет. И идет война как с "Исламским государством", так и междусобойчики за контроль над экспортом нефти и сопутствующей инфраструктурой. С кем Брюсселю договариваться о возведении такого города? С международно признанной Палатой представителей в Тобруке, или с правительством национального единства, созданного под эгидой ООН, или, может, вообще с Новым Всеобщим национальным конгрессом в Триполи? И где гарантии, что этот "город" не станет целью генерала Халифы Хафтара или джихадистов ИГ?

В целом-то посыл Орбана верный: миграционный кризис нужно выносить за границы "перегруженного" ЕС в страны, откуда в Европу прибывают беженцы. Но предложение его непродуманно и отдает популизмом. Ангела Меркель к решению этой проблемы подошла с большим политическим вкусом, предложив заключать соглашения турецкого образца со странами — "экспортерами" мигрантов: Египтом, Тунисом, Афганистаном, Пакистаном и т. д. То есть: мы вам деньги, какие-то преференции и ресурсы, а вы обеспечиваете условия для жизни потенциальных мигрантов и сдерживаете поток в Европу. К слову, уже с октября остающимся в Турции беженцам Брюссель обещает выплачивать ежемесячное содержание в размере 30 евро на человека. Это, разумеется, не решит проблемы выживания отдельно взятого индивида, но по закону больших чисел банковская система страны-клиента (в данном случае Турции) от подобных транзакций доход определенно получит.

С Тунисом уже началась плотная работа. В понедельник, 26 сентября, министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер встретился со своим тамошним коллегой Хеди Медждубом в Берлине для обсуждения вопросов безопасности, организованной преступности и нелегальной миграции. Стороны договорились создать двухстороннюю рабочую группу по расширению сотрудничества, что вполне претендует на старт кампании канцлера по выносу проблем ЕС в третьи страны.

Эту идею канцлер лелеет уже давно. По крайней мере поднимала ее еще на саммите "Большой двадцатки" в Китае. Для нее сейчас очень важно накануне выборов реабилитироваться в глазах немцев за миграционную политику, которая убила рейтинг и канцлера, и ее партии ХДС. Как результат, ХДС проиграли Берлин эсдекам, да и популисты-антимигранты из "Альтернативы для Германии" могут похвастаться хорошим результатам на выборах — 14%.

Воплощение плана в Меркель в жизнь сулит не только  внутриполитические выгоды, но и европейские. Ведь таким образом снизится противостояние между так называемыми Старой и Новой Европой. В Евросоюзе, напомним, присутствует жесткая оппозиция квотированию мигрантов. Запад давит, требуя распределения 160 тыс. мигрантов, а Центр и Восток этому сопротивляются. Та же Венгрия готовит соответствующий референдум.

Если же Каир, Тунис, Кабул и Исламабад пойдут на заключение сделки с Брюсселем или, точнее, Берлином, то, считай, полдела сделано — миграционный кризис выносится за границы ЕС. И есть все предпосылки к завершению внутриевропейского конфликта на почве квот. Словацкий премьер Роберт Фицо, кстати, уже констатировал его "политическое" закрытие. "Вышеградская четверка" (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) предложила, в принципе, разумный компромисс. Эти страны считают логичным, чтобы члены ЕС принимали мигрантов в силу своих возможностей. Речь идет о "гибкой солидарности". Если возможностей или желания нет, то Брюссель должен не санкционировать отказчика, а получить компенсацию от него — средства, оборудование и трудовые ресурсы. И потом, пресловутые 30 евро тоже где-то нужно изыскать. Впрочем, об этом речь пока не заходила.

Также В4 предлагает скопировать опыт Соединенных Штатов в вопросе приема мигрантов: требовать и получать всю информацию о человеке еще до его въезда в страну. Такие меры отсеют неблагонадежных мигрантов и потенциальных террористов.

Отметим, что Меркель уже позитивно оценила "гибкую солидарность" "Вышеградской четверки". Одобрил и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который заявил, что, мол, если поляки и венгры не хотят принимать беженцев, о'кей, укрепляйте тогда внешнюю границу блока. "Я приветствую его (предложение), если страны "Вышеградской четверки" готовы к большим финансовым обязательствам. Мы также рекомендуем принять это предложение", — заявил и президент Европарламента Мартин Шульц.

Так что, судя по всему, "гибкая солидарность" в скором времени станет апдейтом для соглашения о квотах. Вместе с "турецкими" соглашениями с вышеуказанными странами та же Германия может рассчитывать, во-первых, на окончание миграционного кризиса в ближайшем будущем. Во-вторых, на стабилизацию отношений между странами — членами ЕС. И в-третьих, на уменьшение влияния и роли в блоке евроскептиков-популистов вроде Виктора Орбана, который, откровенно говоря, промахнулся с ливийским городом. В то время как Меркель умело продвигает свой план в контексте расширения зоны безопасности за пределы Европейского союза.