Ципрас красиво лег под кредиторов

Греческие избиратели, похоже, даже не поняли, что проголосовали за выполнение жестких требований кредиторов, против которых яростно выступали еще несколько месяцев назад

С точки зрения политической логики, результат внеочередных парламентских выборов в Греции был вполне предсказуем - ультралевая коалиция СИРИЗА получила большинство мандатов, потеряв лишь четыре места. Итоги этой избирательной кампании интересны в другом контексте - за что же проголосовали греки?

Досрочные парламентские выборы были объявлены потому, что депутаты от СИРИЗА - основы правившей коалиции - не поддержали одобренный "Тройкой" антикризисный план Алекса Ципраса. Этот план, в обмен на выполнение которого Греция должна получить очередной пакет помощи в сумме почти 90 млрд евро, представляется гораздо более тяжелым, нежели ранее разработанный на переговорах между "Тройкой" и греческим правительством. Хотя сами греки на недавнем референдуме существенным большинством проголосовали против сделки с "Тройкой". По сути, Ципрас добился своего - ЕС, пусть и по своим причинам (расшатывание зоны евро не в интересах Брюсселя) попятился, и вдруг греческий премьер предлагает встречный проект, выдержанный в духе самого что ни на есть "людоедского неолиберализма". Правда, в обмен на более масштабное финансирование. В ответ на это радикально настроенные депутаты устроили настоящий скандал и сформировали внутри СИРИЗА новую группу. Соответственно, большинство в парламенте было потеряно, а значит - правительство утратило возможность проводить в жизнь свой курс. Однако сделка с ЕС была ратифицирована благодаря голосам оппозиционных парламентариев.

Маневр Ципраса - отставка и новый поход на выборы - был политически безупречен. Греческая общественность, похоже, даже не успела сообразить, что теперь харизматичный "выскочка" защищает не ее, а свой жесткий план, согласованный с кредиторами. Заметьте, как оперативно Ципрас заявил о том, что новое правительство будет сформировано за считанные дни. С технической стороны с этим и впрямь не может быть проблем. Радикальные идеалисты, отколовшиеся от его политической силы, не сумели даже преодолеть на выборах проходной барьер в 3%. Минимальный дефицит мандатов для создания нового большинства СИРИЗА легко покрывает за счет получивших десять мест националистов из ANEL или "Независимых греков" - об этом уже было сделано официальное заявление. Таким образом, сто пятьдесят один парламентский штык Ципрасу, принявшему присягу в понедельник, гарантирован.

Маневр Ципраса - отставка и новый поход на выборы - был политически безупречен. Греческая общественность, похоже, даже не успела сообразить, что теперь харизматичный "выскочка" защищает не ее, а свой жесткий план, согласованный с кредиторами

Вместе с тем, следует отметить ряд обстоятельств. Во-первых, сентябрьские выборы продемонстрировали рекордно низкую явку с тех пор, как этот показатель регистрируют - всего 55%, это на 7% меньше, чем в январе. Получается, что греки все еще верят в Ципраса, но в целом политики им опостылели. Во-вторых, из-за особенностей греческой политической системы "Новая демократия", отстав менее чем на 8% от СИРИЗА, получила почти на 50% мест меньше коалиции-победителя. Что, конечно, наталкивает на определенные размышления о качестве делегирования в рамках такой модели. В-третьих, Ципрас сегодня говорит о правительстве на полный 4-летний срок. И эти заявления сопровождаются аплодисментами из Брюсселя, похоже, не меньше самих греков утомленного выкрутасами Греции. Но нет сомнения в том, что обведенные вокруг пальца группы левых политических активистов - даже на фоне произошедшего праздника легитимности - вскоре опомнятся, и выведут народ на улицы, бить витрины и бросать в полицейских коктейли Молотова.

Любопытно, как поведет себя Ципрас? Ведь если эта "война жаб и мышей" будет продолжаться, то неизбежными станут все худшие сценарии: дефолт, замораживание отношений с еврозоной и рост популярности ультраправых. Грецию уже сегодня обвиняют в том, что она пропускает толпы беженцев, покидающих турецкие накопители и стремящихся на север, в Германию. Это притом, что именно от Германии зависит формат урегулирования греческого экономического кризиса.

Что касается внешних последствий новой победы СИРИЗА, то они, скорее всего, окажутся мягче, нежели в январе. Ведь вполне адекватным собеседником Ципраса теперь считает не только Владимир Путин, но и европейские лидеры. Безусловно, новое правительство продолжит маневрировать на грани фола, стараясь частично внедрять в жизнь соглашение с ЕС и одновременно анестезировать избирателей словесной эквилибристикой. Любопытно, что продолжение левой каденции в Афинах никак не влияет на ее внешнеполитическую позицию за пределами Союза. К примеру, запрет на бесконтрольные полеты российской военно-транспортной авиации в Сирию не получил даже заметного политического резонанса. Очевидно, что проблема Греции в широком смысле не может быть решена состоявшимися выборами самими по себе - но не в правилах Брюсселя применять к таким обстоятельствам метод " рубить с плеча".

Тем не менее, реформистская политика предшественников СИРИЗА - кабинета Самараса - продолжает приносить плоды. В этом году, к примеру, в греческой экономике прогнозируется рост на уровне 2,5% - фактический объем ВВП Греции в 2015 году будет равен 252,4 млрд евро. Между тем, Общая сумма кредитов, предоставленных Афинам только со стороны МВФ - а именно от оценок этой организации во многом зависит экономическая перспектива страны - с 2010 по 2015 год составляет почти $89 млрд.

Если Ципрас и его обновленная команда сумеет обойтись без эксцессов, СИРИЗА может пройти фильтр для включения в европейский леволиберальный интернационал. Об этом, в частности свидетельствует реакция на результат выборов президента Франции Франсуа Олланда. Он заявил, что результаты голосования на выборах в Греции - это важный успех как для страны, так и для всей Европы. По мнению Олланда, проблемное государство теперь вступит "в период стабилизации с единодушным большинством", а Европа должна услышать "посыл Греции". Сам французький президент, с его слов, может посетить Грецию в скором времени.

Похоже, французские социалисты присматриваются к роли ответственных за весь спектр европейских левых движений, не ставящих своей целью разрушение Союза. Это, в общем, ложится в канву распределения политических функций в ЕС между Берлином и Парижем. Довольны результатом и транснациональные финансисты - тот же Barclay's прогнозировал менее стабильную коалицию из трех партий, а нынешняя доминанта с одним миноритарием в виде "Независимых греков", по мнению аналитиков банка, выглядит гораздо устойчивее. В свою очередь, среднестатистические греки вскоре смогут изучить результаты своих харизматических симпатий в новых счетах за коммунальные услуги и разнарядках по налоговому администрированию. Главное, впрочем, другое - Европа в очередной раз спасена.