Турция для вторжения в Сирии использует путинскую методу

Анкара использует недавние теракты, чтобы оправдать ввод войск в северную провинцию Сирии

Подрыв заминированного автомобиля вечером 17 февраля; взрыв в турецком культурном центре в пригороде Стокгольма; подрыв военной колонны турецких сил на юго-востоке страны 18 февраля - все эти события последних двух дней являются звеньями одной цепи, начало которой тянется из администрации Реджепа Тайипа Эрдогана. Цель одна - закрепить базис для вторжения на север Сирии для борьбы с курдами.

Напомним, жертвами взрыва 17 февраля на перекрестке, через который проезжала колонна автобусов с турецкими военными, стали 28 и получили ранения 61 человек. Этот инцидент произошел примерно в 18:30, как сообщила турецкая армия. Спустя буквально три часа в Швеции происходит взрыв в культурном центре. Причем любопытство вызывает заявление руководителя этого культурного центра, расположенного в юго-западном районе шведской столицы Фитья, Мехмета Кайхана, который отметил, что центр закрылся необычно рано - в 19:00 по местному времени. Т.е. в помещении никого не было, никто не пострадал, но инфоповодом этот инцидент конечно же стал.

Далее. На следующий день на дороге, которая связывает город Диярбакыр (крупнейший город с курдским населением в регионе) рядом с военным конвоем дистанционно срабатывают мины. Погибли семь человек. После теракта в турецкой столице Эрдоган выступает с гневным заявлением и грозит отомстить - ответить на любые агрессивные акты и внутри страны, и вне ее границ. 18 февраля премьер Ахмет Давутоглу заявил, что взрыв - это теракт, а совершил его гражданин Сирии (!) Салих Неджер родом из северной (!) провинции Амуда, который связан с курдской организацией Отряды народной самообороны (YPG), признанной Турцией террористической. "Непосредственная связь между атакой и Отрядами народной самообороны установлена. В ходе оперативно-розыскных мер задержаны еще девять подозреваемых. Помощь в осуществлении теракта оказали боевики из Рабочей партии Курдистана", - подливает масла в огонь Давутоглу. Премьер также пообещал предоставить все доказательства, которые направит другим странам для пущей убедительности.

Итак картинка официальными лицами Турции создана - во всем виноваты курды - сирийские, турецкие и иракские. Ответ Анкары последовал тотчас же: как сообщает Reuters, спустя несколько часов после взрыва в столице ВВС разбомбили позиции курдов в Ираке. Однако вылет военной авиации - это всего лишь ожидаемый от властей шаг. За этими событиями кроется долгосрочная подготовка к официальному вводу турецких войск в северную Сирию.

Примечательны в этой всей ситуации методы, которые использует Анкара для начала своей кампании. Если внимательнее присмотреться к цепочке, то она выглядит до боли знакомой, ведь именно так же действует Кремль и в отношении Украины, и в отношении сирийской оппозиции.

К слову, Турция скопировала у России еще и атаки противника из-за границы. Как и российские войска на границе с Донбассом, турецкая артиллерия обстреливала накануне курдов со своей территории.

Недавние и неоднократные упреки президента Турции в адрес США по поводу поддержки ими курдов тоже отлично вписываются в этот сценарий. Так, 7 февраля Эрдоган призвал Вашингтон определиться с выбором между Турцией и партией сирийских курдов "Демократический союз". Спустя буквально несколько дней на встрече с муниципальными лидерами турецкий президент звучал еще агрессивне, заявив следующее: "Эй, Америка ... Так как вы никогда не признавали их (как террористические группировки), регион превратился в бассейн с кровью. Эй, Америка! Сколько раз мы должны сказать вам? Вы вместе с нами или вы с террористическими группами PYD ("Демократический союз" (Сирия) и YPG ("Отряды народной самообороны")? Есть ли разница между РПК ("Рабочей партией Курдистана") и PYD? Есть ли разница с YPG?". Эрдоган таким образом уже оправдал полномасштабное вторжение перед лицом того же Вашингтона, который отказывается признавать YPG террористической организацией, т.к. та ведет борьбе с сирийскими исламистами.

Стоит отметить, что планы эти Анкара вынашивает уже долгое время. Турция последовательно укрепляла север Сирии. Начиналось же все с поддержки сирийских туркоманов. А в конце декабря прошлого года ряд экспертов выразили мнение, что Турция уже готова к интервенции. Тогда в северной провинции Алеппо происходили (да и сейчас происходят) ожесточенные бои за Азазский (город Азаз в Алеппо) коридор, который имеет огромное значение для турков, т.к. именно через него оппозиция получает помощь от Турции. Кроме поставок необходимых оппозиционным силам оружия, продовольствия и т.п., турки оказывают и помощь и военными силами. О присутствии нескольких сотен турецких солдат в провинции сообщал и официальный Дамаск, и Сирийский мониторинговый центр по соблюдению прав человека, базирующийся в Великобритании, который ссылается на источники в рядах оппозиционных Асаду сил.

Войска сирийского президента вместе с россиянами и иранскими шиитами активно утюжат эту местность, пытаясь взять ее под полный контроль и фактически закрыть регион для Турции. Без поддержки Анкары прозападные сирийские силы обречены на поражение. Поэтому-то Москва заявила, что прекратит воздушные атаки в Сирии с марта, намереваясь, как заявляли американские чиновники, за оставшееся время сломить сопротивление антиасадовских сил. Естественно турки допустить этого не могут, и тут разыгрывается карта совместной с Саудовской Аравии наземной операции. Саудиты уже направили на турецкую военную базу "Инджирлик" авиацию. Как пишет Defense News со ссылкой на военные источники в Турции, самолеты Саудовской Аравии будут использоваться для нанесения авиаударов по позициям джихадистам "Исламского государства" или для поддержки совместной с турками кампании. Другими словами, "все будет ИГИЛ" в глазах Анкары и Эр-Рияда.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавошоглу также заявил накануне, что его страна и саудиты уже давно планировали проведение наземной операции в Сирии. Дела до курдов Саудовской Аравии в принципе нет, но у саудитов и турков общий интерес - укрепить антиасадовскую оппозицию, поэтому турецко-саудовский тандем выработал определенную стратегию поведения, которая сейчас все больше приоткрывается. Башар Асад в свою очередь, хоть и не мыслил о предоставлении сирийским курдам права на автономию, но готов дать им больше свободы, чтобы в свою очередь у YPG был стимул и дальше бить суннитов-оппозиционеров на севере. Для суннитов Асад - более приоритетная цель нежели ИГИЛ. Сейчас все упирается в то, кто из противоборствующих сторон окажется быстрее и возьмет под контроль север Сирии - турецко-саудовский или российско-асадовско-иранский союзы.