Зачем Лавров выставляет глупцом Медведева

Реплика о перспективах разрыва российско-украинских отношений предназначалась не только Киеву - и, похоже, не столько ему
Фото: news-front.info

На совместной пресс-конференции с немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером Сергей Лавров разразился сразу двумя любопытными пассажами. Во-первых, он заявил, что у России имеются улики, подтверждающие утверждение Москвы о попытке терактов в Крыму и о причастности к ней украинских силовиков. "В дополнение к тому, что вы видите по телевидению, у нас есть неопровержимые доказательства того, что это была диверсия, которая планировалась давно по линии Главного управления разведки Министерства обороны Украины и имела своей целью дестабилизацию обстановки в российском Крыму", — заявил Лавров.

Занятная фраза. Занятная — прежде всего потому, что если таковые доказательства существуют в природе, их нужно было представлять на заседании Совбеза ООН. Но то ли в ФСБ ждут, пока отечественные разработчики напишут аналог "Пауэрпойнта" и завоюют мир, то ли российские умельцы попросту не успели оные доказательства сочинить. Ведь таким фастфудом, который скармливают российским телезрителям, иностранных дипломатов не накормишь. В то же время это заявление можно трактовать и как агитку для внутреннего потребления — для усиления рассыпающихся, несмотря на ежедневную накачку, "телеверсий" происшедшего. Это выглядит тем более нелепо, что Москва сама себя изобличила.

Заседание Совбеза РФ в связи с якобы попыткой теракта завершилось полным пшиком: на нем, как сообщают "Ведомости", не было выработано никаких "конкретных мер в отношении Украины". Это несмотря на обещанные и Лавровым, и самим Путиным "последствия".

Если верить источникам "Ведомостей", вариантов с ответными ударами не рассматривали. Ожидаемо, в общем, ввиду того, что Запад совершенно четко выразил и недоверие к доводам Москвы, и свои намерения на случай подобных ее действий. Так что в Кремле решили не рисковать. Однако "ответка", как и было неоднократно за минувшую неделю предсказано, наверняка последует на востоке. Тем более что цитата неназванного собеседника "Ведомостей" о том, что "Москва может перестать сдерживать ответные действия армии "Донецкой народной республики" находит подтверждение в сводках из АТО и данных о перемещениях "ихтамнетов". Так что вопрос здесь сводится лишь к тому, будет ли обострение локальным или же Лаврову вновь придется что-то врать берлинскому эмиссару, благо тот и сам обманываться рад.

Второй примечательный момент — это заявление российского министра относительно перспектив разрыва дипотношений с Украиной. "Я не думаю, что мы сейчас находимся в ситуации, когда кто-то заинтересован в разрыве дипломатических отношений, это крайняя мера", — сказал Лавров. Эти слова подхватили многие комментаторы в наших СМИ и социальных сетях, нередко отмечая, что прозвучали они как раз тогда, когда в Киеве начали серьезно рассматривать данный вопрос. Действительно, разыгрывать из себя гопника— излюбленная игра Москвы. Шаблон прост: наезд —оценка реакции — развитие успеха или отступление. В данном случае наездом было заявление премьера РФ Дмитрия Медведева 12 августа о возможном разрыве дипотношений. Но учитывая нашу на самом деле очень вялую и невнятную реакцию, — в частности, объяснение Павла Климкина, почему нам не стоит этого делать, и крайне неохотную угрозу введением виз, — причин включать заднюю у Москвы, в общем-то, нет. Так что я скорее предположу, что мы стали свидетелями очередного раунда грызни внутри российского истеблишмента. То есть воспринимать сказанное Лавровым следует как реплику на слова Медведева.

Вопрос о составе правительства РФ и перспективах нынешнего премьера после думских выборов становится одной из наиболее любопытных тем для обозревателей как в самой России, так и за ее пределами, особенно ввиду перестановок и чисток госаппарата, длящихся на протяжении всего 2016 г. Пока наибольшего шуму наделала замена главы президентской администрации. И если популярное ныне объяснение о том, что Путин меняет соратников на слуг, верно, то что уж говорить о превращающихся в балласт вынужденных союзниках? Медведев, назначенный в свое время на должность номинального президента-местоблюстителя, фактически отыграл все нужные режиссеру роли. Тандемократия уже давно забыта, а пост председателя правительства по нынешним временам сродни "должности" свадебного генерала. Тем более что его первый зам, которого называют в числе вероятных претендентов на премьерское кресло, Игорь Шувалов, является человеком президента. Кстати, Иванова в день его увольнения кое-кто тоже прочил в заменители Медведева.

Остаться на плаву Дмитрию Анатольевичу, в теории, еще могут помочь выборы, если "Единая Россия" не облажается, но в этот вариант, похоже, уже мало кто верит. Так что остается разве что "честное президентское" додержать команду весь срок, то есть до 2018 г. (хотя в последнее время нередко обсуждается возможность досрочных президентских выборов, о ней, в частности, говорил и Алексей Кудрин, также потенциальный возвращенец на политический олимп). Как бы то ни было, со времен последней президентской кампании обстоятельства сильно изменились, и в будущей конфигурации власти место для Медведева, очевидно, предусмотрено не будет.

Он должен уйти, по возможности, забрав как можно больше негатива и за экономический кризис, и за санкции, и за обрезание социалки с бюджетниками, и за некрасиво обустроенный, хоть и красиво отжатый Крым. Собственно, СМИ над этим работают. Достаточно вспомнить, как в зарегулированном российском медиапространстве разошлись премьерский совет учителям ("Хотите зарабатывать —идите в бизнес") и напутствие "Денег нет. Но вы держитесь!..", данное крымским пенсионерам. Да и нынешняя реплика Лаврова — тоже, отметим, человека из президентского пула — вполне вписывается в эту схему: дескать, опять Айфончик ляпнул невпопад. Тем более что оба МИДа в этом, очевидно, солидарны.