• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Алексей Руденко: "Монополия царит не только на уровне производственном, но и на уровне принятия решений об учреждении новых наград"

О том, почему капризничают чиновники и как монополизирован рынок наград, в интервью "ВД"<
Реклама на dsnews.ua

О том, почему капризничают чиновники и как монополизирован рынок наград, в интервью "ВД" рассказал художник и геральдист Алексей Руденко, директор ЧП "Геральдическая палата. Олекса Руденко", автор около сотни ведомственных символов и утвержденных эскизов государственных наград Украины.

В 2009 году была введена государственная монополия на производство госнаград. Что изменилось с тех пор в этой сфере?

— Многие госнаграды выпускаются не на должном уровне качества, поскольку Банкнотно-монетный двор Нацбанка "заточен" именно на производство монет. Оборудование работает таким образом, что у продукции получается потрясающее качество, но невысокий рельеф — а именно этого ждут от ордена.

Цены Двора раньше могли отпугнуть заказчика, но сейчас он монополист, причем не только в сфере госнаград. Многие ведомства также размещают заказы на Банкнотно-монетном дворе, хотя на производство ведомственных отличительных знаков госмонополии нет. Другие ведомства перестали проводить тендеры и ограничиваются запросом ценовых предложений.

То есть, вместо того, чтобы объявить тендер, ведомство делает запрос по ряду фирм, и заказ получает та, где предложат лучшие условия, в том числе в плане личных интересов чиновника. Монополия царит не только на производственном уровне, но и на уровне принятия решений об учреждении новых ведомственных наград, символов, эмблем.

Кто контролирует этот процесс?

— По закону — Комиссия госнаград и геральдики при президенте, где нет ни одного специалиста по геральдике, сплошь политики. Любыми рассмотрениями символики занимается АП. Там работают всего пара профильных специалистов, но, по сути, принятие решений за одним лицом — Сергеем Беляевым.

Реклама на dsnews.ua

Я слышал, что он определенное время работал на Банкнотно-монетном дворе и, вроде, является автором нескольких дизайнерских разработок. Но не слышал, чтобы он был большим специалистом в области символики, эмблематики, геральдики, фалеристики.

Тем не менее, сейчас все дороги чиновников, которые хотят учредить новую символику или новую ведомственную награду, ведут к нему. Я с ним лично никогда не встречался, но с его деятельностью сталкиваюсь ежедневно, в силу того, что моими клиентами являются, в первую очередь, госструктуры. По трудности прохождения эскизов я могу судить, как работает эта машина.

В чем заключаются трудности?

— Я работал когда-то с Госказначейством. Когда оно впервые принимало свою символику, все было сделано в течение двух месяцев: от разработки экскизов до принятия решения и выхода указа президента. Сейчас, в связи с переименованием Госказначейства в Государственную казначейскую службу, возникла необходимость создания новой эмблематики.

Для меня это вылилось в десять месяцев кошмара: постоянные требования что-то поменять, мотивированные не законами геральдики или эмблематики, а капризами чиновника. Я делал и делал новые эскизы. Сейчас все, кто выполняет такого рода работу, проходят подобный марафон. Очевидно, в недрах Администрации хотят создавать все сами.

    Реклама на dsnews.ua