• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Олег Захорольский: Колоритный байкер

Днепродзержинский бизнесмен Олег Захорольский создал лакокрасочное производство с нуля. Но когда попытался замахнуться на руководство родным городом,
Реклама на dsnews.ua

Днепродзержинский бизнесмен Олег Захорольский создал лакокрасочное производство с нуля. Но когда попытался замахнуться на руководство родным городом, быстро понял, что в политике все совсем иначе, чем в бизнесе. На посту городского головы он продержался чуть более года. И теперь признается, что вернется к борьбе за власть только в крайнем случае. Впрочем, наступление этого крайнего случая вполне вероятно.

Разочаровавшись в политике, 49-летний миллионер Олег Захорольский решил улучшать жизнь в Украине другим способом. Профинансировал… покраску в яркие цвета всех роддомов страны. Реализовать эту странную идею будет несложно: в Днепродзержинске бизнесмен владеет мощным лакокрасочным производством. Недавно разукрасил он и один из столичных родильных домов.

А теперь собирается еще и бесплатно предоставлять краску для отцов, которые с помощью надписей на асфальте возле роддомов признаются в любви своим супругам. Между тем, еще шесть лет назад Захорольский всерьез рассчитывал поменять правила игры в украинской политике. Он был уверен, что раз уж построил бизнес, то и государственное управление дастся без особого труда. И поначалу все складывалось неплохо.

В 2006 году Олег Захорольский с первой попытки выиграл выборы городского головы Днепродзержинска. Близость к партии "Наша Украина" сулила поддержку на уровне губернатора и президента. На этом фоне даже тот факт, что большинство в горсовете составляли депутаты Партии регионов, не выглядело трагично.

Но вскоре выяснилось, что правительство во главе с БЮТ не очень жалует "не своих" мэров: финансирование городских потребностей из Киева велось плохо. А когда премьер-министром стал лидер Партии регионов Виктор Янукович, стало понятно, что наладить контакт с центральной властью будет еще сложнее.

Уже к маю 2007 года давление на Захорольского со стороны регионалов максимально усилилось. Подконтрольный им горсовет не собирался по три месяца, четко указывая, что причина — в партийности городского головы. Некоторое время он рассчитывал решить эту проблему путем проведения городского референдума об отставке горсовета. В поддержку референдума было собрано 28 тысяч подписей жителей Днепро­дзержинска.

Но в какой-то момент Захорольский понял, что даже по итогам досрочных выборов, скорее всего, не сможет получить большинство депутатских голосов. Так, проработав мэром чуть больше года, он добровольно объявил о своей отставке. Официальной причиной своего ухода назвал "невозможность выполнения некоторых решений центральной и региональной властей".

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, совсем из политики бизнесмен не ушел. Сегодня он депутат Днепропетровского облсовета, причем от фракции… Партии регионов.

  Сегодня не жалеете, что пять лет назад вы оставили кресло мэра Днепродзержинска?

— За год руководства городом я понял, что на бумаге мы имеем одно местное самоуправление, а в действительности — совершенно другое. Местная власть занимается вопросами региональными и делегированными из центра. Первые, как правило, подменяются указаниями сверху, а делегированные программы не наполняются деньгами. Когда ты превращаешься в парадного генерала, который ничего не решает, зачем занимать чье-то место? Есть люди, которые хотят это делать.

  Вряд ли бы вам удалось построить бизнес без умения находить компромиссы и избегать конфликтов. Почему в политике это не получилось?

— Избранные депутатами горсовета люди были недостаточно подготовлены, не знали, что такое депутатский мандат. Они прошли по партийным спискам. Среди них были домохозяйки, водители, уборщицы. У нас в депутатском корпусе даже стриптизерша была. И вот эти люди пришли принимать решения. У них не было ответственности перед избирателями. Их лиц народ не видел. Естественно, в большинстве своем они беспокоились лишь о том, как улучшить свою жизнь. Это накладывает отпечаток на возможности принятия решений.

  То есть главной проблемой были все-таки не партийные разногласия, а бизнес-интересы?

— Если ты какому-то депутату не давал возможности управления землей или коммунальной собственностью, то тут же срывалась сессия. А ведь на сессии есть много хозяйственных вопросов, которые нужно решать. Наступал коллапс. Изменить эту систему вполне реально. Но только когда в стране не будет неприкосновенных. Законы должны быть одинаковыми для всех.

  В то же время вашего бизнес-партнера Андрея Ялового, который работал заместителем мэра, оппоненты также критиковали как раз за лоббирование собственных бизнес-интересов через госструктуры.

— Созидать гораздо сложнее, чем критиковать. Андрей Яловой был при власти недолго. Он не нажился, а, наоборот, потратил деньги. Когда я просил его прийти в политику и стать моим заместителем, это здорово нарушило его бизнес-планы. Но я не хочу сказать, что те, кто критикует, совсем не правы. Я просто воздерживаюсь от критики.

  В период работы городским головой ваш бизнес расширился?

— Я работаю в лакокрасочной отрасли, которая не завязана на политике и системе распределения. Политика и бизнес должны идти врозь. Но, честно говоря, многие государственные темы мне приходилось закрывать своими личными финансами. Особенно когда толпа граждан стоит возле приемного кабинета с просьбами отремонтировать крыши, заменить вентили, починить отопление, а у меня нет на это денег в бюджете. Причем многократно. Это не пошло на пользу моему бизнесу.

  Подумываете ли вернуться в публичную политику?

— Каждый должен заниматься своим делом. Если человек — хороший сапожник, это не значит, что он хороший поэт. Поэтому если у тебя получается хорошо вести бизнес, это не говорит о том, что то же самое удастся повторить и в политике. Сегодня большая проблема именно в том, что все люди, владеющие большими деньгами, связаны с властью.

От клея к краскам

На украинском рынке лакокрасочной продукции представлено около 200 торговых марок, но Олег Захорольский в агрессивной конкурентной среде ухитряется быть одним из лидеров. Компанию "ЗИП" он основал в 1995 году. Мало кто знает, что до этого он работал слесарем, а после женитьбы организовал семейный бизнес по пошиву… косметичек. Супруга их шила и декорировала вышивкой, а Захорольский занимался кройкой. Кожу для косметичек закупали в магазине "Сделай сам". Продавали товар через комиссионные магазины.

Переломным этапом в бизнес-карьере Захорольского стал ремонт в собственной квартире. В годы тотального дефицита паркет ему достать удалось, а вот с клеем вышла загвоздка. Попросил друзей-химиков придумать состав клея, который тут же успешно прошел испытания в условиях домашнего ремонта. Тут-то предпринимателю и пришла в голову идея организовать производство клея в промышленных масштабах. В условиях дефицита выход на рынок оказался очень своевременным. Создать производство получилось, вложив на старте $7000.

Со временем отстроенная система сбыта клея была использована для реализации новой продукции — красок. Сегодня лакокрасочное производство Захорольского входит в пятерку крупнейших на рынке СНГ.

  Создать промышленное производство "с нуля" в 1990-х было вряд ли легче, чем сейчас.

— Я работал в кооперативе, который занимался переработкой отходов. В Днепродзержинске, как и в любом другом городе, была база, где собирали отходы. Я был знаком с ее директором. Там я арендовал часть помещения, чтобы разместить первое производство по паркетному клею. Для его запуска требовалось не так уж много денег. Но я понимал: чтобы много зарабатывать, нужно постоянно расширять производство. Сделал килограмм продукции, получил деньги — сделай уже два. И для того чтобы расширенно производить, я учился "широко" продавать.

  Что такое "широко" продавать?

— Начали товар разносить по магазинам, организациям. Естественно, для того чтобы постоянно производить, я занимал денег у знакомых и состоявшихся одногруппников. Мы искали предприятия, у которых не было этого бизнеса, и предлагали им условия, от которых сами не отказались бы. Например, говорили: "Мы произведем клей, своим транспортом привезем на ваш склад, на свои деньги прорекламируем, а вы, когда продадите, рассчитаетесь и возьмете у нас еще". Таких предприятий было много. Мы организовали два отдела сбыта — в Днепропетровске и Днепродзержинске. В 2002 году у нас уже были 34 филиала в стране.

  В чем, на ваш взгляд, главная специфика лакокрасочного производства?

— Производство красок — все равно что приготовление борща. Борщ у каждой хозяйки получается по-разному. Проблема в том, чтобы "борщ" каждый день был одного вкуса. Это очень сложный бизнес. Когда мы начали производить краски в 1997 году, обнаружили, что стоимость ингредиентов вдвое превышала стоимость краски в продаже. Для нас это был шок. За 1998 год мы произвели всего 78 тонн красок.

Инвестиция не окупалась. К тому же столкнулись с финансовым кризисом в стране. Тогда весь товар отдавали на реализацию, и все долги у нас были в долларах. Ставка кредитования — 10-15% не в год, а в месяц. Ты ложишься спать, доллар стоит 1,60, утром — уже 3,20. Те люди, которые тебе должны, не могут с тобой рассчитаться. А даже если рассчитаются, ты свои долги не покроешь. Был момент, когда не на что было ни сырье покупать, ни зарплату платить.

  Как вышли из кризисной ситуации?

— Существовало некое ЧП "Олейников". Владелец — Александр Олейников, на рынке лакокраски это торговая марка Smile. Он тоже из Днепродзержинска и работал директором завода "Спектр". И так получилось, что он ушел с завода. Ему нужен был человек, который бы производил для него краску, и он предложил это делать мне. Саше не нужны были наши знания — все производилось по его рецептуре. Но это помогло нашему бизнесу выжить.

  В какие направления бизнеса планируете инвестировать в ближайшем будущем?

— У нас есть новое развивающееся направление — индустриальный маркетинг. Так как мы являемся специалистами в красках, то мы предлагаем решения в этой сфере для крупных предприятий. Например, есть клиент — компания, которая производит трубы. Им нужна грунтовка, которая бы сохла в течение сорока секунд и сохраняла покрытие в течение сорока дней на время поставки. Мы сами разрабатываем для них этот продукт.

Кредитная история

За короткую политическую карьеру Олег Захорольский успел "обзавестись" и компроматом. Когда речь заходит о скандале вокруг горводоканала Днепродзержинска, он начинает заметно волноваться. Оппоненты бывшего мэра до сих пор обвиняют его в намерении захватить это предприятие в 2006 году. Тогда Захорольский сменил его руководство, назначив доверенных лиц, и установил контроль над немалыми финансовыми потоками.

К тому времени Всемирный банк как раз завершил изучение платежеспособности городского водоканала и предложил мэрии профинансировать полную реконструкцию коммунального хозяйства. Условия предлагаемого кредита были более чем льготными — нулевая процентная ставка, отсутствие залога и отсрочка первого платежа на пять лет. Но в ходе реконструкции эксперты Всемирного банка, естественно, требовали максимальной прозрачности финансов предприятия.

Мэр Олег Захорольский неожиданно отказал Всемирному банку. Он заявил, что горводоканал не способен будет рассчитаться по кредиту, а городская власть брать на себя это бремя не намерена. Тем удивительнее, что вскоре, по данным СМИ, на рассмотрении горсовета оказались проекты о кредитовании горводоканала коммерческими банками под 14-22% годовых. Причем на условиях обязательного залога в виде городской собственности: парки, помещения музеев и театра. Этот кредитный проект не одобрил уже горсовет. А в итоге реконструкция так и не была реализована. Горводоканал Днепродзержинска продолжает ветшать.

  Сегодня вы можете признаться, почему отказались от кредита Всемирного банка на реконструкцию горводоканала?

— Если говорить о взятии кредита на горводоканал, думаю, что это шум на пустом месте. Почему? Чтобы отвечать за деньги, взятые в кредит, необходимо иметь возможность нести ответственность. Нельзя относиться к финансовым вопросам безответственно. У меня, например, никогда не было особых проблем с деньгами. Потому что я всегда старался отвечать за те обязательства, которые возникали.

  По каким причинам местная власть не смогла бы выплатить кредит Всемирного банка?

— Для этого должна быть прозрачная система владения собственностью горводоканала. Кроме того, для этого нужно знать экономику, она не должна быть убыточной. То есть нужно знать, с чего ты будешь отдавать, насколько разумно будут потрачены деньги и квалифицированно сделан проект. Когда на эти вопросы ответа нет, то лучше деньги в долг не брать.

  Но почти весь горсовет, кроме вас, понимал, где взять деньги для погашения кредита. Таких депутатов было большинство.

— Я вам скажу: их и сейчас много. Там, где деньги распределяются, где есть возможность что-то поиметь, и сегодня достаточно желающих. Я лично не за этим туда шел. Потому что деньги — это степень свободы, но не счастье. У нас же слишком много внимания уделяется деньгам, потому что общество очень бедное.

  Когда вы сменили руководство горводоканала, оппоненты заговорили об установлении вами контроля над финансовыми потоками предприятия. Зачем вам это было нужно?

— Я просто менял все, что было в моих силах. В том числе руковод­ство. Я регулировал абсолютно все действия вокруг горводоканала.

  Как сегодня обстоят дела с Днепродзержинским горводоканалом?

— Знаю, что вода в городе есть. За качество ответить не могу. Област­ная власть участвует в стабилизации ситуации вокруг горводоканала. Думаю, что это правильно. Сложно сейчас ответить только на вопрос о стоимости воды и ее качестве.

  На ваш взгляд, приватизация Днепродзержинского горводоканала исправила бы ситуацию?

— Если говорить об определенном городском хозяйстве, то начинать нужно не с него, а со страны. Считаю, что у власти должна быть только печать, больше ничего. Чем у правительства меньше собственности, тем лучше власть будет создавать условия и регулировать отношения. Власть не должна заниматься хозяйственной деятельностью и другими несвойственными ей вещами. Ее задача — создать предпосылки, чтобы люди, управляющие предприятиями, могли состязаться в равных условиях.

Байкерские "слеты"

Территория дома Олега Захорольского похожа на парк. Это дело рук супруги бизнесмена. Она занимается декоративным садоводством и содержит дома более двух тысяч видов растений. Флорой Захорольские занимаются фактически на профессиональном уровне. Правда, растениями не торгуют, а презентуют знакомым и друзьям.

Ну а наибольший взрыв эмоций у нашего героя вызывают не зеленые насаждения и распустившиеся бутоны, а путешествия по всему миру. Это излюбленная форма досуга бизнесмена. Он даже основал на предприятии "ЗИП" своеобразный туристический кружок. Записаться туда могут все желающие, но вот приобрести тур позволяют себе только избранные, то есть сотрудники на руководящих должностях. Поездки-то недешевые.

По правилам кружка, ехать можно только за личные средства, предприятие в оплате туров не участвует. Несмотря на это, желающих все равно хватает. Поэтому каждый год бизнесмен с группой сотрудников отправляются повидать мир. Недавно они прилетели из Сингапура, где отдыхали три дня. До этого были путешествия в Новую Зеландию и Австралию и даже в Чили. В путешествиях Олега Захорольского в первую очередь интересуют отнюдь не мегаполисы, а гармоничная природа. Поэтому даже за рубежом передвигаться на отдыхе наш герой предпочитает по-байкерски — на мотоцикле.

  Как вы стали поклонником мотоциклов?

— В юности видел, как мой отец ездит на мотоцикле. Потом у меня появился мой первый "двухколесный друг" модели Jawa. Я начал много ездить. Отдых на мотоциклах — кайф. Это нематериальное, это как парение. Если ты чем-то занимаешься, чего-то достигаешь, получаешь чувство приподнятости. Когда путешествуешь на мотоцикле, то слышишь запахи, все видишь не через стекло. Бывает, едешь в такую серую погоду, что хозяин собаку на улицу не выгонит, и проклинаешь себя, а приезжаешь в палатку или мотель, выпиваешь чашку чая — и так все хорошо!

  На каком мотоцикле сегодня путешествуете?

— Десять лет назад купил себе классный мотоцикл GoldWing. Это очень мощный скоростной диван на колесах, где есть музыка и "печка".

  Расскажите о зарубежных путешествиях на мотоцикле.

— Европу я на мотоцикле проезжал два раза. Объехал много стран — Францию, Италию, Германию, Испанию. Еще мы посещали Камбоджу, Перу. Туда летели на самолетах и там брали напрокат мотоциклы.

  Кто вам составляет компанию в таких поездках?

— Со мной ездят не бизнес-партнеры, а просто товарищи. Но это досуг достаточно дорогой. Естественно, я катаюсь с теми ребятами, которые могут себе это позволить. Это самодостаточные люди, состоявшиеся, цельные и интересные. Меня привел в мир мотоциклов и путешествий на них наш местный парень. У него мотоциклетная кличка Лексус. А зовут его Леша, он очень знаменитый путешественник.

  Мотоциклетный отдых — рискованный. Вы любите опасности?

— Все хорошо в свое время. Объективно риски на мотоциклах очень большие. Мотоциклисты погибают в 22 раза чаще, чем автомобилисты. Становишься старше и мудрее — и все переосмысливаешь. На мотоцикле больше не риска, а безрассудства.

Когда до меня дошло осознание того, какие риски несет мотоцикл, я это дело немножко "прикрутил". Потому что многие знакомые так погибли. Риск и продуманность должны идти бок о бок. Потому что цена большая.

  Обращаются ли к вам с просьбами поддержать мотоспорт в Украине?

— Люди обращаются из разных видов спорта. Вопрос в том, что одно дело — сделать, другое — содержать. Если государство не может финансировать, бизнес не может заменить власть.

Перспективы

Возвращаться в публичную политику Олег Захорольский пока не намерен. Впрочем, в общении с "ВД" бизнесмен признался, что вернуться к борьбе за власть его могут заставить "определенные обстоятельства". Речь, судя по всему, идет о давлении на бизнес со стороны представителей нынешней власти. Не исключено, что если будущие бизнес-проекты потребуют политических гарантий либо прикрытия, Днепродзержинск вновь услышит о бизнесмене, желающем облагородить город. Но пока это лишь предположения. Что касается финансовой поддержки кандидатов на мажоритарных выборах в парламент, миллионер говорит, что не видит в этом необходимости.

А вот в бизнесе Олег Захорольский намерен быть более агрессивным. Он не скрывает, что собирается прирастить активы в лакокрасочной отрасли. Среди приоритетов — производство монтажных клеев и промышленных покрытий. А нынешняя депутатская должность от партии власти в областном совете при грамотном использовании хороших связей станет весомой поддержкой в реализации этих бизнес-планов.

    Реклама на dsnews.ua