• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ТИТАНОВОЕ ИСКУССТВО

Реклама на dsnews.ua

Словосочетание "художественная сварка" немного режет ухо. Ведь если, например, лепка или ковка, стали художественными еще во времена греческих философов и римских императоров, то сварка ассоциируется у большинства людей с заводским цехом и рабочим в маске. И уж никак не с искусством. Киевский умелец Дмитрий Кушнирук доказал, что невозможное — возможно. При помощи сварочного аппарата и титана он создает неповторимые шедевры, стоимость которых порой доходит до десятков тысяч долларов. Явление художественной сварки уникально. Этим искусством владеют лишь два человека на просторах СНГ: Дмитрий Кушнирук и его учитель Григорий Дочкин. А если верить утверждению самих мастеров, то аналогов их работам не найти и во всем мире.

Сначала был космос

Годом возникновения художественной сварки можно считать 1972 г., а местом — один из секретных заводов космической отрасли в Омске. "В то время я имел уже богатый опыт работы сварщиком, работал с разными материалами. Но именно в Омске я столкнулся с титаном и обратил внимание на то, что этот металл дает невероятно богатый спектр цветов побежалости", — рассказывает Григорий Дочкин, создатель арт-сварки.

Цвета побежалости — это радужные разводы соломенного, золотистого, пурпурного, фиолетового и других цветов, появляющиеся на чистой поверхности металла под действием высокой температуры. Физически это явление объясняется тем, что под действием локального источника тепла образуется слой оксидов толщиной в несколько молекул. Причем цвет поверхности непосредственно зависит от толщины данного слоя. А его толщина зависит от интенсивности нагрева поверхности и от количества поданного аргона — газа, используемого при сварке титана. Но какая интенсивность нагрева какой цвет дает, мастер не знал. Ведь при технической сварке цвета побежалости ухудшают внешний вид изделий и считаются браком, поэтому задача использовать их никогда не стояла.

Мастер же решил использовать брак как "краски" для своих картин. Пять лет у Дочкина ушло на то, чтобы найти зависимость между интенсивностью нагрева и получаемыми оттенками. Обуздав цвет, Дочкин начал "варить" картины, то есть рисовать на плоских листах металла. Из-под сварочного аппарата мастера появлялись портреты, пейзажи, иконы. Затем в 1978 г. поступило приглашение из Киева, предложили перейти в Институт электросварки имени Е.О. Патона. Причем пригласили заниматься любимым делом — арт-сваркой. Именно в столице Григорий Дочкин отошел от "сварочных картин" и начал создавать объемные работы: цветы, животных, вазы. Спрос на работы мастера был огромен, но он все отказывался их продавать. "Казалось, если отдам в чужие руки, — пропадет труд", — вспоминает основатель художественной сварки. Так что первая поделка была продана только в середине 1980-х. Это была трость, продать ее удалось американскому миллионеру за фантастические по тем временам деньги — 12 тыс. советских рублей.

Долгое время ремесло передать было некому. Желающих, конечно, было много, но вот терпения ни у кого не хватало. Многие брались, но буквально через несколько месяцев им надоедало грызть "титан науки", а на обучение нужны были годы.

"Я пришел в НИИ Патона в 1987 году, но целью моего прихода было не занятие художественной сваркой, — делится воспоминаниями Дмитрий Кушнирук. — Просто надо было где-то год "пересидеть" перед армией. Работая в институте, услышал об уникальном мастере-сварщике, пришел к нему, посмотрел работы и твердо решил, вернувшись из армии, заняться этим ремеслом". Отдав долг родине, Дмитрий Кушнирук действительно вернулся в институт, но уже в качестве ученика Дочкина. Первую работу способный ученик выполнил через полтора года, а продал — еще через полтора.

Реклама на dsnews.ua

В то время технарь-экспериментатор не мог и представить, что занятие арт-сваркой когда-нибудь сможет приносить ему стабильный доход. Это было хобби, а основное время все равно приходилось отдавать технической сварке. Ведь это была основная работа, за которую и платили деньги. Но мастер не переставал совершенствовать свое умение, осваивал новые приемы и воплощал в жизнь свежие идеи. Купили вторую поделку, потом третью…

И с каждым годом все больше и больше. В итоге соотношение "арт-сварка/техническая сварка" в жизни Кушнирука все больше увеличивалось в сторону художественной.

Творец — не продавец

Но наибольшие сложности у молодого мастера возникли не с обучением ремеслу и даже не с изготовлением работ. Камнем преткновения стало их продвижение. "У меня до этого не доходят руки, да и не мое это. Я не менеджер, я не умею продавать, — констатирует г-н Кушнирук. — Коммерческая сторона деятельности абсолютно не развита, продажа работ не налажена". Но несмотря ни на недостаток умения, ни на нехватку времени, автор все-таки старается посильно рекламировать свои работы.

Можно выделить два направления продвижения изделий, созданных с помощью художественной сварки. Во-первых, это участие в специализированных выставках, посвященных сварке и изделиям из металла. Выставляет свои работы мастер нечасто: "Если был за год на двух выставках, — значит, распиарил себя прилично. Чаще не получается, ведь показывать хочется только новые работы, а изготовление одного изделия занимает порядка двух-трех месяцев". Зачастую за размещение экспозиции даже платить не надо: производители сварочного оборудования охотно пускают сварщика-творца на свои стенды. Чего не сделаешь ради искусства.

Сказать, сколько работ можно продать за выставку, мастер затрудняется: "Иногда покупают три, да еще и самых дорогих. А иногда купят одну, за $300", — комментирует Дмитрий Кушнирук. Причем выделить, удачные или неудачные выставки по географическому принципу творец-сварщик также не может. К примеру, большие надежды возлагались на профильную выставку в Хельсинки. Теоретически она могла принести море заказов. А на практике вышло наоборот — удачной стала выставка в Питере, которая проводилась вслед за финской.

Во-вторых, мастер пытался выставлять свои работы в арт-галереях, но результата эта деятельность не принесла. "К нам в институт приходит больше потенциальных покупателей, нежели в галереи, — смеется Кушнирук. — Поэтому решили с арт-галереями не работать". Дескать, расставишь работы по всему городу — и показать пришедшим к мастеру покупателям будет нечего.

Вполне прогнозируемо, что самой эффективной рекламой в данном случае стали сами работы. Ведь они уникальны, на них даже не надо ставить подпись или другие метки, подтверждающие авторство. Фирменным стилем является сама работа. "Увидев в гостях у кого-то мое изделие и поинтересовавшись, где его сделали, можно услышать лишь один ответ: Институт электросварки имени Е.О. Патона. Больше их никто не выполнит, — с гордостью говорит автор. — Откуда приходят покупатели — ума не приложу. Бывали случаи, когда заходит в цех человек, ни имени не называет, ни откуда узнал обо мне. Просто просит посмотреть работы. Приглядевшись и приценившись, уходит, через полчаса возвращается, но уже с пачкой валюты. И забирает половину содержимого моего шкафа".

А увесистый кошелек действительно понадобится. Стоимость изделия варьируется от $300 до $40 000. Причем цена определяется только лишь вложенным временем и талантом, но никак не ценой материалов. Например, на создание изделия за $30 000 ушло 5 кг титана и около 20 баллонов с газом, плюс электроэнергия и другие сопутствующие мелкие затраты, что в общей сложности не превысит $1000. Но кроме этого — три месяца жизни, полностью отданных этой работе. "Покупая мои работы, люди платят за мой талант, труд и уникальность, — отмечает Кушнирук. — Ведь кроме меня, никто их не сможет сделать, а со временем мои работы только дорожают".

Шедевры из отбросов

Когда берешь в руки готовое изделие, даже трудно предположить, каким способом оно выполнено. Создаются работы при помощи сварочного аппарата, напоминающего бормашину, но вместо буравчика, сверлящего зубы, используется небольшой (около сантиметра в длину) вольфрамовый электрод в виде иголки, который, собственно, и "варит" изделие. Материалом для изделия служит титановая проволока разных диаметров. Иногда мастер использует готовые геометрические фигуры из титана, как правило, являющиеся отходами производства космической отрасли. Например, красивейший кубок, являющийся гордостью мастера, был создан из половинки топливного бака лунного аппарата.

Процесс изготовления условно можно поделить на три этапа. Начинается все со сварки каркаса. Затем на каркас наваривается основное "тело" изделия: проволока скрепляется при помощи сварочных швов, да так умело, что поверхность кажется цельной. Завершающий этап — оформление изделия различными мелкими деталями и нанесение узоров. Последний этап обычно наиболее кропотливый. Ведь, например, для того чтобы создать глаз змеи или рыбы с практически живым зрачком, необходимо очень долго "играть" с нагревом материала, чтобы деталь получила нужный окрас.

Естественно, особенность художественной сварки, радующая душу покупателя, — эксклюзивность изделий. Данные работы практически невозможно повторить в титане. Конечно, сделать слепок и попытаться отлить скульптуры можно, но только не из титана. Этот материал не льется. Так что, покупая работу, можно быть уверенным, что подобной ни у кого не будет. Конечно же, мастер может сделать аналог, но это вряд ли. "Передержишь электрод на мгновение — и цвета изделия будут абсолютно другими", — говорит Дмитрий. Да и желания повторять работу у арт-сварщика нет. Кстати, зачастую покупатели приобретают работу с условием, что больше такой сделано не будет.

Поначалу творениями интересовались в основном иностранцы. "Начало моей деятельности пришлось на 1990-е, когда украинские состоятельные люди только обрастали капиталом, и им было совсем не до искусства", — комментирует Дмитрий. Но на старте нового тысячелетия украинские толстосумы "проснулись". Причем, как оказалось, отечественные олигархи намного щедрее заграничных — если покупают, то не скупятся и не торгуются. Тяга к арт-сварке отечественных ценителей искусства позволила мастеру почти забросить занятия технической сваркой: если раньше на это уходило до 80% рабочего времени, то сейчас все время он тратит на арт-сварку.

Работы мастер делает как по порыву души, так и на заказ. "Это искусство, иногда работа просто приснится во сне. Встаешь и делаешь, а что ты сделал, понимаешь лишь через несколько месяцев, когда изделие уже полностью закончено, — говорит г-н Кушнирук. — Обычно такие работы получаются наиболее живыми". Если же скульптура делается на заказ, то все детали оговариваются изначально и очень тщательно. При этом, как правило, мастер что-то меняет самостоятельно в процессе работы, но всегда, как говорит он сам, в лучшую сторону.

Данным видом искусства интересуются не только мужчины, но и женщины, причем соотношение — примерно 50 на 50. Большинство покупателей становятся постоянными клиентами.

Несекретная технология

Если уж идея заработать арт-сваркой пришлась вам по душе, то изначально придется немного раскошелиться. Как материально, так и морально. Первоначально, конечно же, необходимо оборудование, а именно — сварочный аппарат для аргонной сварки, стоимость которого составляет около $5000. Нужен также расходный материал для творчества, то есть титан — по 5 кг проволоки каждого диаметра: от 1 мм (самые тонкие детали) до 5 мм (самые толстые). Причем проволоку придется покупать российскую — в Украине ее просто не производят. Но, к слову, достать ее не составляет проблем, а за килограмм придется заплатить порядка $50. Также понадобятся несколько баллонов с аргоном (каждый по $15). Для изготовления сложных изделий уходит около 20 баллонов газа.

Очень важный момент — подбор помещения, в котором будут проводиться работы, потому как оно должно отвечать требованиям пожарной безопасности: должно быть оборудовано огнетушителями, невоспламеняющимся полом и хорошо проветриваться. Ну и, конечно же, ключевой момент — нужно научиться самой арт-сварке. "Я не делаю из своего занятия x-files и охотно обучу желающего. Но только он должен действительно хотеть этого", — говорит г-н Кушнирук. А научиться, как утверждает Дмитрий, сможет каждый.

Но от себя добавим, что без отличного зрения и координации движений за данную затею не стоит и браться, потому как, например, работать с миллиметровой проволокой сможет лишь человек, обладающий вышеуказанными качествами. Здоровью данное ремесло никак не вредит, и, в отличие от бытующего мнения, зрение не снижается. "У меня зрение +1, да и с остальными органами все в порядке", — смеется Дмитрий. Одним словом, занятие полезно во всех отношениях. В данный момент с Дмитрием Кушнируком уже работает его ученик, который, по словам мастера, уже и не ученик, а полноценный партнер.

    Реклама на dsnews.ua