• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Что означает китайская "танковая пощечина" Путину

Взаимная "танковая перепалка" между Москвой и Пекином показала, что между странами на самом деле нет никакого устойчивого партнерства
Фото: gurkhan.blogspot.com
Фото: gurkhan.blogspot.com
Реклама на dsnews.ua

Весь прошлый год Россия всячески демонстрировала миру и своим согражданам пламенную дружбу с Китаем. Моментом истины в российско-китайских отношениях стал Парад Победы в Москве 9 мая 2015 года. Беспрецедентным триумфальным маршем по Красной площади перед Председателем Си, его очаровательной супругой Пэн Лиюань и сопровождавшим их Владимиром Путиным прошли представители трех родов войск КНР - армии, авиации и флота.

Казалось бы, какая великолепная картинка для миллиарда патриотических китайских телезрителей. Но официальные китайские СМИ полностью проигнорировали московский парад. Зато ровно через месяц просто разнесли в пух и прах "изюминку" парада и "гордость" российского танкостроения - танк "Армата".

Стратегические партнеры, если они конечно партнеры, никогда не критикуют друг друга в сфере вооружений - это нонсенс. Тем не менее, это позволила себе сделать сама "Жэньминь Жибао", орган ЦК КПК - мощная артиллерия китайского информационного фронта. Беспощадная в точных деталях недостатков танка критика выглядела верхом компетенции, и была озвучена от лица самой большой в Китае (как и во всем мире) корпорации China North Industries Group Corporation. Корпорация вполне объективно расценила "Армату" как технически сырой, бесперспективный и слишком дорогой проект, который для ныне ослабленной экономики РФ просто невыполним.

Российская пресса в ответ также попыталась "информационно уничтожить" китайские надежды в "танковой" сфере, а именно новый танк VT-4. Но это больше было похоже на "гавканье напуганной дворняги из-за угла", чем "на рычание русского медведя".

Люди, близкие к российско-китайским официальным переговорам в последнее время отмечают, что китайцы все меньше утруждают себя необходимостью притворяться и что-либо изображать. Они относятся к заискивающей перед ними российской клептократии и ее вождям с откровенным презрением и уже не стесняются выражать это чувство публично

По правде говоря, судя по имеющимся в свободном доступе фотографиям, китайский VT-4 действительно очень напоминает усовершенствованную российскую модель серии T-90С. Но важно тут другое: начатая с недельным опозданием взаимная "танковая перепалка" между Москвой и Пекином показала, что между странами на самом деле нет никакого устойчивого партнерства. Вместо широкого разрекламированной Москвой дружбы на века, как в рамках двухсторонних отношений, так и в рамках БРИКС, между странами есть всего лишь устойчивый ресурсный протекторат корпораций КНР над определенными территориями РФ.

И когда Москва выходит за рамки такого формата отношений, из Пекина ей четко и на должном уровне подают "завуалированный сигнал" и показывают на место Кремля в современной истории.

Реклама на dsnews.ua

Аналогичную точку зрения высказывает российский журналист Сергей Шелин на портале Росбалт в своей статье "Первую холодную войну проиграли, проиграем и вторую", а именно, что Пекин, нисколько не стесняясь, раз за разом указывает Москве ее место. И опубликованная китайской прессой официальная критика компанией China North Industries Group Corporation политики РФ в сфере танкостроения выглядит отличным примером такого одергивания Кремля.

В стороне не остался известный политолог Андрей Пионтковский, который озвучил свой мнение по этому вопросу для "Радио Свобода". По его словам, люди, близкие к российско-китайским официальным переговорам в последнее время отмечают, что китайцы все меньше утруждают себя необходимостью притворяться и что-либо изображать. Они относятся к заискивающей перед ними российской клептократии и ее вождям с откровенным презрением и уже не стесняются выражать это чувство публично.

Китай - кошка, которая гуляет сама по себе вот уже несколько тысячелетий, не страдающая комплексами и ни в каком стратегическом союзе с Россией, тем более на антиамериканской основе, не нуждающаяся. В Пекине просто считают, что если Россия, в свое время навязавшая несправедливые договоры другим, почему-то придает такое значение бумажонкам о стратегическом партнерстве, то ради бесперебойных поставок российского сырья и плавного демографического и экономического поглощения Дальнего Востока и Сибири можно какие-то бумажки и подписать.

Чем же тогда китайцев не устраивает эта замечательная во всех отношениях, угодливая по отношению к ним российская власть. Только одним. Они понимают, что она экономически недееспособна и в ближайшей исторической перспективе рухнет. Любая новая власть, получившая в наследство разоренную страну, вынуждена будет легитимизировать себя классическим в советско-российской истории рефреном: с новым царем начнем жить по-новому. И так по кругу.

Китайцам с их тонким чувством ритма времени не хотелось бы оказаться в тот критический момент перемен крепко связанными в массовом российском сознании с ушедшим Не-отцом и его режимом. И тем более восприниматься в качестве его опоры, спонсоров и охранителей, своего рода последним полком диктатора. Подобная слава почти гарантированно породила бы долгосрочные антикитайские настроения. Поэтому в Пекине и начинают сливать отыгранного Путина заблаговременно, чтобы в решающий день "Х" предстать в глазах русского общества чуть ли не мотором позитивных для того перемен.

Кроме того, агрессия РФ против Украины экономически под натиском санкций и в военном плане существенно ослабляет режим Путина, и облегчает этим самым реализацию китайской стратегии. Это прекрасно понимают в Пекине, и просто ждут своего времени. А ждать, как и догонять, китайцы умеют.

    Реклама на dsnews.ua