Почему скандалы не влияют на рейтинг Зеленского?

Все оппоненты Зеленского почему-то просто не хотят задать себе вопросы: "Кто избиратель Зеленского?" и "Почему бывшая биполярная система (за Россию — за Европу) сейчас просто не работает в Украине?"

Фото из открытых источников

Наша политика давно превратилась в игру фанатских клубов (начало было положено еще во времена Оранжевой революции). А сейчас, когда биполярный мир (Янукович — Тимошенко, Россия — ЕС, Порошенко — все остальные) рухнул, мало кто хочет в это верить и мы живем в парадигме еще старых рамок восприятия.

Общество раскололось на несколько фрагментов, где пока самым значимым фрагментом является Владимир Зеленский.

Для понимания того, что происходит и почему значимым фрагментом является Зеленский, нужно прежде всего понять, кто же этот самый избиратель Зеленского и почему они так долго держатся вместе.

То, что я буду писать ниже, не мои догадки — я опираюсь на большое социологическое исследование, проведенное Украинским институтом будущего "Кто мы. Украинцы глазами украинцев".

Итак, кто эти люди? Это преимущественно проукраински настроенные граждане, разного возраста (доминанта до 45 лет), без глубоких социальных связей в обществе (социально не очень активны, привыкли быть на вторых ролях, какие бы должности ни занимали). Их характеризуют довольно сумбурные взгляды (с одной стороны, они считают едва ли не наибольшим достижением свободу слова, а с другой — считают, что нельзя критиковать власть). Я сразу хочу предостеречь от примитивистских суждений — по типу того, что они дураки. Это точно не так, у них просто другие взгляды.

Один из важнейших вопросов, который мы задавали в ходе опроса: "Кто из политиков больше всего сделал для Украины за последние 30 лет". Так вот, в первом и втором выборе 66% сторонников президента говорят, что больше всего для государства сделал именно Зеленский. Ни один другой политик не имеет такого преданного избирателя. Просто чтобы мы поняли — это любовь, со всеми ее плюсами и минусами.

А теперь попробуем понять, почему возникла эта любовь. Эти люди, еще раз повторюсь, всегда были в основном на вторых социальных ролях и их всегда учил кто-то "выше" их. И здесь, благодаря сериалу и деятельности "Квартала", возник кто-то такой же, как и они (как они считают), кто дал этим людям выйти на первые роли и "сделать" всех тех, кто ранее был недостижимо высоко.

Мало того, сериал с СНБО, даже без результатов, позволяет этим людям чувствовать, что их не только не предали — они могут и дальше "делать" их с помощью своего лидера.

Здесь стоит добавить, что во втором туре, если моделировать его, Зеленский выигрывает у любого с результатом более 65%.

Итак, если коротко подытожить: у нас существует критическая масса населения, которая далека от того, что принято называть пассионарностью, но которые ухватились за Зеленского, как за некий фол последней надежды (он вытащил их на первые роли и дал им возможность, сознательно или бессознательно, гордиться самими собой).

Без понимания этого мы не сможем понять, что на самом деле творится в Украине, и что, теоретически, ждет нас в среднесрочной перспективе.

А теперь о последнем скандале, об офшорах. Он не цепляет не потому, что люди не знают, что это (во времена Порошенко люди точно так же не знали об этом): офшорный скандал не вызвал ощущения несправедливости. "Ну, заплатил Коломойский Зеленскому, и что?", — говорит рядовой украинец. Тема отсутствия декларирования в 2019 году тоже не задела избирателя, потому что все вокруг и так ничего не декларируют. Закон о всеобщем декларировании не стал страшилкой для людей. А пока он не станет такой страшилкой, нечего и надеяться на негативные реакции общества на подобные вещи. Оппозиция за два года не сделала ничего для того, чтобы посеять в обществе чувство несправедливости и страха (за исключением "красных линий", которые Зе отыграли).

Общественный договор, который предложила новая команда Зеленского, звучит так: "Вам не станет хуже жить, вы будете иметь массу поводов для того, чтобы почувствовать, как мы их "делаем вместе", а вы за это не будете обращать внимание на всевозможные "мелочи" по типу офшоров". И пока этот договор работает, особенно для избирателей Зеленского. Как долго он будет жить? Ответ напрашивается как будто простой: пока не ухудшится уровень жизни. Но я все же внес бы определенное уточнение: непосредственный избиратель Зеленского имеет определенную подушку финансовой безопасности (вопрос тарифов, к примеру, его глобально не волнует). Поэтому, очевидно, этот договор будет жить до тех пор, пока, с одной стороны, кардинально не ухудшится уровень жизни, а с другой, пока этот избиратель не почувствует, что его обманывает сам Зеленский (возвращаемся к базовым эмоциям: страх и несправедливость).

Именно поэтому пока Зеленскому нечего бояться. Оппозиция действует стереотипно, считая, что те вещи, которые когда-то повалили ее, сейчас повалят и Зеленского. К тому же все посылы оппозиции сейчас направлены не только и не столько против Зеленского, сколько для мобилизации собственного электората.

И последнее. Судя по последним голосованиям в парламенте, Банковая берет под крыло ту часть партии "Голос", которую принято называть "соросятами", и которые, вместе с несколькими либеральными СМИ, скорее всего, сейчас станут неким буфером между Зеленским и правым проукраинским флангом. На очереди создание чего-то подобного на пророссийском фланге.