В коридоре без Путина. Что будет с агроэкспортом Украины после расторжения Зерновой сделки

Зерновая сделка, согласно которой Украина экспортирует агропродукцию через морские порты, на грани срыва. Но теперь у нас есть, чем ответить на российский шантаж

За почти год работы "зернового коридора" украинские порты отправлено на экспорт свыше 49 млн т агропродукции / Depositphotos

Россия в очередной раз угрожает выйти из Черноморской зерновой инициативы (Зерновой сделки), заключенной с Украиной 22 июля 2022 г. при посредничестве ООН и Турции. Речь идет о безопасном вывозе зерна и других пищевых продуктов через три порта Черного моря — "Одесса", "Черноморск" и "Южный". После трех пролонгаций срок действия соглашения истекает 17 июля, и Москва выставила малореалистичные условия для его продления. Среди них запуск аммиакопровода "Тольятти-Одесса", переподключение "Россельхозбанка" к SWIFT, возобновление экспорта в Россию западной сельхозтехники, разблокирование зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой удобрений и продовольствия.

В России, наверное, понимают, что все или по крайней мере большинство из этих требований не будут выполнены (ООН согласилась только на подключение "Россельхозбанка", но это должно быть решение ЕС). Однако в подтверждение своих намерений оккупанты все больше злоупотребляют правом инспектировать суда (на предмет перевозки оружия), чтобы сдержать украинский экспорт и шантажировать международное сообщество. Так, среднесуточное количество проверок снизилось с пиковых 11 в октябре до примерно двух в июне (проверенные суда двигаются дальше, непроверенные — застревают в коридоре), в результате экспорт зерна с 4,2 млн т в октябре упал до 1,3 млн т в мае и 2 млн т в июне. С начала июля из портов Одесской области вышло всего несколько судов, а в территориальных водах Турции сейчас заблокированы десятки судов, которые должны доставить более 1,4 млн т агропродукции для стран Азии и Африки.

"Зерновой коридор" в Черном море

У нас есть все основания не доверять заявлениям из Москвы и считать ее требования очередным блефом. По меньшей мере потому, что в зерновом коридоре заинтересована Турция, которая имеет свой профит, а потому она может организовать защиту торговых судов собственными кораблями, оставив россиян за бортом соглашения и лишив их возможностей инспектировать и задерживать украинский экспорт. В пользу этой версии свидетельствует недавний результативный прием в Турции президента Украины Владимира Зеленского, когда турецкий лидер Реджеп Эрдоган не только демонстративно передал коллеге командиров "Азова", но и заявил, что будет прилагать усилия для продления соглашения о "зерновом корриде" на целых два года. Недавно мы подробно писали о рычагах влияния Турции на Россию, которые позволяют предположить, что диктатор Владимир Путин не выйдет из Зерновой сделки. Еще один вариант — защита гражданских кораблей силами трех стран НАТО – Турции, Болгарии и Румынии, у каждой из которых есть свои резоны защищать собственные воды, а в целом Запад заинтересован в разблокировании украинского зерна.

Однако ситуация обостряется, и даже с украинской стороны не все игроки рынка удовлетворены статус-кво. Зная непредсказуемость врага и ввиду существенных недостатков действующего "зернового коридора", следует понять, а какой у нас план Б. И план В.

Экспортные потоки

Кратко о цене вопроса. По данным Украинской зерновой ассоциации (УЗА), с 1 августа 2022 г., когда реально заработал зерновой коридор, и по сегодня через украинские порты отправлено на экспорт свыше 49 млн т агропродукции, преимущественно для жителей Африки и Азии. 43,7% грузов составила кукуруза и 28,34% — пшеница. Это десятки миллиардов долларов валютной выручки.

Совокупный объем экспорта через порты в разрезе видов агропродукции с августа по начало июля, млн т

Источник: УЗА

Если речь идет о поставках именно через порты Одесской области в рамках Зерновой сделки, то объем экспорта составил почти 33 млн т.

Экспорт "зерновым коридором", тыс. т в неделю

Источник: УКАБ

В то же время, по подсчетам УЗА, из-за простоя суден в очередях "зернового коридора" Украина понесла убытки более чем на $1 млрд — это недополученные деньги сельхозпроизводителей и трейдеров, которые заплатили владельцам судов.

Вариант №1. Зерновой коридор без России

В Минвосстановления говорят, что такой вариант вполне возможен, хотя и рискован. Подробности плана в правительстве не раскрывают, но аналитики и участники рынка в основном сходятся во мнении, что ключевым элементом его должны быть финансовые инструменты для страхования судов, которые будут заходить в Большую Одессу.

Прежде всего, речь идет о созданном спецфонде на 20 млрд грн, за счет которого государство будет гарантировать выплаты владельцам в случае повреждений судна или товара. Сработает ли это? По крайней мере, некоторые игроки рынка считают, что да, пишет Latifundist.com с полей недавней встречи Зернового клуба УЗА. "Если ответить на вопрос, верим ли мы в украинскую страховку, которая была принята правительством в размере 20 млрд грн и готовы ли принимать риск, да, мы как компания готовы", — утверждает гендиректор "Кернел" Евгений Осипов. "Настал черед Украины говорить, что соглашение возможно без россиян. Да, это определенный риск, но без этого они продолжат нас душить… Первые недели все будут учиться. Будут ходить мимо болгарской береговой линии, но коридор заработает, никто не будет стоять по 60 дней", — прогнозирует председатель совета директоров Agromin Петр Крогман.

Впрочем, понятно, что в такой ситуации увеличатся и суммы коммерческих страховок. Согласятся ли при таком сценарии судовладельцы заходить в черноморские порты в Одесской области? Сравнение с тем, что есть сейчас, в пользу утвердительного ответа. Надолго задерживая грузы бесконечными инспекциями, россияне значительно удорожают логистику, и устранение этого фактора (россиян) может компенсировать повышение выплат за страховку. "Учитывая текущую "стоимость" ожидания инспекции 250-650$/т (в зависимости от партии груза, размера судна), возможное незначительное увеличение страховой премии будет несравнимо с теми суммами, которые сегодня буквально "выбрасываются на ветер", при этом снижая конкурентоспособность украинского зерна ", — объясняет директор BPG Shipping Геннадий Иванов.

Кстати, прецедент "коридора без России" уже был осенью, когда Москва на несколько дней приостановила участие в Зерновой сделке: суда как на вход, так и на выход из украинских портов продолжали ходить…

Напоследок нужно зафиксировать базовое предположение для этого сценария: россияне не решатся топить торговый флот (а тем более рисковать попасть в военные корабли страны НАТО), а потому в рамках гарантий и страховок придется компенсировать бизнесу только ущерб от простоя и, возможно, какие-либо повреждения. Как уже отмечалось выше, логично, что Турция возьмет морской коридор под свою охрану, а враг не захочет вступать в прямую военную конфронтацию с этой страной.

Вариант №2. Сила Дуная

Это уже большой путь для украинского зерна (примерно четверть экспорта), и он быстро расширяется. Для тех, кто внимательно не следит за темой, это может показаться преувеличением, но судите сами. У нас есть возможность отгружать продукцию не в черноморских, а в дунайских портах Измаила и Рени. Чтобы добраться до Черного моря судам нужно пройти либо по Сулинскому каналу, либо устьем Быстрым (см. карту). Первый выходит в румынскую акваторию, второй — в украинскую, но очень близко к водам НАТО. По понятным причинам в начале полномасштабной российской агрессии был открыт только первый маршрут, следовательно, там образовывались огромные очереди (простой шел на месяцы). Но после освобождения острова Змеиный в июле прошлого года (еще до заключения Зерновой сделки) было разблокировано Быстрое. Благодаря дноуглублению с 3,9 м максимальной осадки до 6,5 м уже к марту удалось нарастить грузооборот до 90 тыс. т в сутки (свыше 12 и более судов в сутки). А в мае украинские порты Дунайского региона обработали более 3 млн т грузов — это рекорд.

Дунайские маршруты из Рени и Измаила в Черное море

К тому же за период после открытия устья Быстрого Украина заработала дополнительные $1,5 млрд. В Минвосстановления считают, что реально углубить украинскую часть Дуная до 7,2 метра (хотя на это нужно согласие Румынии), а это при внедрении рейдовой перевалки в румынских территориальных водах позволит повысить пропускную способность наших дунайских портов до 32-35 млн т в год. Напомним, это равняется объему поставок "зерновым коридором" до сих пор со времени его появления. Но стоит заметить, что данный путь с рейдовой перевалкой может быть существенно дороже, что ударит по конкурентоспособности украинской продукции.

Вариант №3. "Сухие порты"

В более отдаленной перспективе Украине могла бы существенно помочь расширенная сеть "сухих портов". Это мультимодальные логистические центры, позволяющие владельцу груза пользоваться всеми преимуществами морского порта, но на суше. Они должны быть соединены автомобильным или железнодорожным сообщением с европейскими обычными портами. У нас уже есть такая инфраструктура. Например, в Ровенской области работает "сухой порт" компании Imtreх, в Тернополе — Западный контейнерный терминал.

В экспертных и бизнес-кругах вызревает мнение, что вблизи западной границы "сухих портов" должно быть больше. Там владелец сможет получить полный комплекс услуг по обработке груза, кроме погрузки/выгрузки или с судна. Но будет ли это выгодно бизнесу? В Киевской школе экономики (КШЭ) при поддержке Европейского инвестиционного банка недавно провели тематическое исследование. "Основной результат оказался сюрпризом даже для меня. Я начинал проект с предположением, что государству нужно будет дофинансировать. Более того, наши первые дискуссии в команде тоже говорили о том, что, скорее всего, мы получим минус. Сейчас с проблематичным экспортом морем, может, и все получается, но если море будет функционировать хорошо, откуда брать груз, чтобы загрузить терминал и т.д.? Однако после тщательных расчетов и многочасовых регулярных дискуссий результат оказался достаточно устойчивым — проект коммерчески интересен даже без государственной поддержки", — комментирует исследование в своем телеграмм-канале декан факультета магистерских экономических студий КШЭ Олег Нивьевский. Да, импорт зерновых и масличных культур из Украины в ЕС может быть потенциально расширен: это было бы особенно целесообразно делать из областей, расположенных в пределах 200 км зоны от построенного терминала. В исследовании рассматриваются проекты терминалов загруженностью 2,3-6 млн т зерновых и масличных культур в регионе Ягодин-Ковель и 4,2-11,2 млн т — в регионе Мостиска-Шегини (в зависимости от года и сценария). В частности, проект может быть интересен зернотрейдерам.

Итак, мы рассмотрели варианты быстрых и стратегических ответов на российский шантаж по поводу выхода из Зерновой сделки. Можем заключить, что у украинской власти и бизнеса есть план действий, имеющий все шансы на успех, особенно с помощью международных партнеров. По крайней мере можно утверждать, что ситуация первых пяти месяцев полномасштабного вторжения, когда за весь тот период экспорт агропродукции не достиг и 8 млн т, уже не повторится.