• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Чемодан без ручки. Как налоговый стимул развития мобильной связи превратился в свою противоположность

В 2017 г. для стимулирования обмена частотами между операторами мобильной связи были введены налоговые стимулы. Теперь же эти стимулы, выполнив свою роль, превратились в избыточное налоговое бремя и тормоз дальнейшего развития рынка. Однако отменить их пока не удается

Depositphotos
Реклама на dsnews.ua

Обмен ради прогресса

В начале прошлого десятилетия компании-операторы мобильной связи столкнулись с серьезной проблемой. Дело в том, что на начальных этапах развития телекоммуникационного бизнеса радиочастотный ресурс распределялся государством между компаниями весьма хаотично. Эта недальновидная политика привела к тому, что в большинстве диапазонов царил хаос: соседние частоты в полосе спектра принадлежали компания-конкурентам.

Если представить себе радиочастотный ресурс в виде домотканного полотна (который в Украине называется "ряднина"), то он будет выглядеть как полотно с узкими полосками разного цвета, чередующимися в хаотичном порядке. Полосы одного цвета — это частоты, принадлежащие одной компании, и они оказались перемешаны с частотами, принадлежащими компаниям-конкурентам.

Такое пестрое соседство частот было очень некомфортным для компаний-операторов, поскольку создавало радиопомехи друг другу.

Но главное — эта пестрая "ряднина" стала препятствием для дальнейшего развития технологий, в частности, для внедрения 4G-интернета в диапазонах частот 900 МГц и 1800 МГц. Ведь операторам для этого нужно было больше "личного частотного пространства" в частотах, нужны были более широкие сплошные полосы частот.

Чтобы решить эту проблему, в 2016 г. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), инициировала обмен частотами между компаниями. Стимулом для такого обмена стали изменения в Налоговый кодекс — они предусматривали введение для рентной платы за частоты, которую компании уплачивают ежегодно в бюджет, специальных коэффициентов.

Суть стимула в том, что компании за фрагментированный спектр частот (т.е. — за раздробленный) уплачивают ренту с повышающим коэффициентом 1,2. А за дефрагментированный (то есть — за концентрированный спектр, за сплошные полосы более 5 МГц) рентная плата взымается, наоборот, с понижающим коэффициентом 0,75. Кроме того, к спектру, превышающему определенный объем, применялся коэффициент за "концентрацию спектра" — 1,4.

Реклама на dsnews.ua

В результате компаниям-операторам стало выгодно обменяться частотами таким образом, чтобы получить в свою распоряжение сплошные полосы определенного диапазона. Это позволяло экономить на рентной плате и получить в свое распоряжение более широкие полосы частот для дальнейшего развития.

При обмене частотами компания "Киевстар" отдала государству часть принадлежащего ей частотного спектра, который она ранее приобрела путем покупки других компаний-владельцев частот. Речь идет о спектре 2х1,9 МГц в диапазоне 1800 Гц и 2х1,5 МГц в диапазоне 900 МГц, с которыми компания "Киевстар" рассталась, не потребовав никаких компенсаций. Получив этот частотный ресурс, государство перераспределило его между двумя другими операторами — Vodafone и lifecell.

При этом, по расчетам международной консультационной компании Analysis Mason, стоимость дополнительного спектра, которую в результате обмена получила компания Vodafone, оценивается в 4,2 млрд грн, а стоимость частот, которые получила Lifecell — свыше 1 млрд грн.

"Компания "Киевстар" отдала часть спектра бесплатно. Мы пошли на это осознанно, потому что понимаем: технологии должны развиваться, а рынок должен работать в конкурентной среде", — отметил советник по взаимоотношениям с органами государственной власти компании "Киевстар" Артем Фреюк.

Но именно благодаря этому обмену и концентрации ресурса частот компании-операторы смогли реализовать программу 4G-интернета в Украине. Без этого обмена этот проект был бы просто невозможным.

"Внедрение коэффициентов к ренте позволило перераспределить все имеющиеся в наличии на данное время диапазоны и внедрить технологию 4G всеми заинтересованными операторами. Каждый получил долю, которая необходима для предоставления качественных услуг 4G", — отметил Александр Федиенко, заместитель главы комитета по вопросам цифровой трансформации Верховной Рады.

Мавр сделал свое дело, но не уходит

Когда вводились коэффициенты, на рынке декларировалось, что их единственная цель — дать возможность операторам провести перераспределение частот и запустить новые технологии на сплошных полосах частот. Однако после завершения обмена, когда коэффициенты фактически уже выполнили свою функцию, они продолжают действовать и далее влияют на размер рентной платы.

Однако теперь коэффициенты из двигателя превратились в тормоз прогресса. Поскольку на рынке сложилась ситуация, когда компании "Киевстар" и Vodafone платят за свои частоты как понижающие, так и повышающие коэффициенты, а lifecell — только понижающие. В результате "Киевстар" за счет действия коэффициентов ежегодно уплачивает в госбюджет дополнительно 74,8 млн грн в год, тогда как lifecell — экономит 126 млн грн.

"Мы видим перекос на рынке: кто-то платит меньше налогов, а кто-то, наоборот, больше. Мы же продолжаем выступать за равенство и здоровую конкуренцию", — отметил Артем Фреюк.

Против отмены — компания lifecell. Исмет Языджи, CEO lifecell, еще в феврале этого года, комментируя инициативу НКРСИ отменить коэффициенты, отмечал, что компании принимали решение об участии в тендерах на распределение частот и о максимальных ставках, которые они предлагали за частоты, с учетом будущего действия коэффициентов, понимая, сколько им в будущем придется уплачивать на пользование спектром: "Могут ли операторы/инвесторы доверять государству, которое меняет правила/стоимость пользования спектром, который передан в пользование операторам на 15 лет, через 3 года после получения, во время активной фазы разворачивания сети?".

Для Vodafone  это означает увеличением рентной платы лишь на 0,8 млн грн в год.

Однако если отменить действие вообще всех коэффициентов, то это не только поставит все компании на рынке в равные условия, но и увеличит поступления в бюджет от рентной платы за частоты суммарно от всех трех операторов на 52 млн грн в год.

Кроме того, коэффициенты применяются по-разному в различных диапазонах, и для применения конкретного коэффициента должен выполняться целый набор условий — даже специалисты легко путаются при их расчете. Это делает саму систему коэффициентов очень сложной и запутанной, и существенно усложняет процесс администрирования рентной платы.

Желание есть, но не получается

Позиции компаний-операторов мобильной связи на сегодня уже достаточно четко выкристаллизировались. Но за отмену коэффициентов выступают и органы власти. В частности, Государственная налоговая служба Украины обозначила свою позицию еще в августе прошлого года. "Считаем предложение отмены коэффициентов целесообразным и таковым, которое значительно упростит администрирование указанного вида рентной платы", — говорилось в письме замглавы Налоговой Евгения Олейникова в Федерацию работодателей Украины.

"После того, как было проведено упорядочивание спектра и внедрены новые радиотехнологии в указанных диапазонах радиочастот, необходимость в дальнейшем применении стимулирующих коэффициентов отсутствует, а дальнейшее их применение будет иметь лишь негативные последствия, такие как применение разных ставок к плательщикам, что создаст дискриминационные условия налогообложения", — сообщила пресс-служба Министерства финансов на запрос о позиции министерства по поводу отмены коэфициентов.

По словам Артема Фреюка, вопрос об отмене коэффициентов поднимается еще с прошлого года — раз они выполнили свою функцию, их следует отменить. Нормы об отмене содержатся в законопроекте №4101-д, поданном в парламент еще в ноябре прошлого года. Однако до сегодняшнего дня, несмотря на положительный вывод парламентского комитета по налогам, законопроект так и не добрался до первого чтения.

Стопор эволюции

Дальнейшее существование коэффициентов будет тормозить дальнейшее развитие рынка телекоммуникаций. В частности, в перспективе операторы нацелены на приобретение частот в диапазоне 2100 Мц, которые в свое время отдала государству компания "ТриМоб". Оценочная стартовая стоимость этих частот может составить от 500 млн до 1 млрд грн. Но если каждый из операторов приобретет 2х5 МГц этого диапазона, то кроме приобретения частот на тендере компаниям придется после этого выплачивать и рентную плату за них с учетом действующих коэффициентов. А это означает дополнительную уплату для каждой их трех компаний-операторов 156,3 млн грн в год.

Такая дополнительная фискальная нагрузка не только является сдерживающим фактором для покупки дополнительного спектра частот, но ставит под вопрос окупаемости этого бизнес-кейса и целесообразность участия в таком аукционе.

Кроме того, потенциально возможны и аукционы по распределению частот в диапазоне 700 МГц, доступная полоса 2х20 МГц которого может принести государству 1,5-2 млрд грн, и диапазоне 3500 МГц, полоса 2х300 МГц которого может быть дать бюджету 1,2-1,8 млрд грн. Распределение этих частот среди операторов принесет государству миллиарды, но для операторов это будет означать новые дополнительные затраты по уплате ренты за счет повышающих коэффициентов.

Всего за последние 5,5 лет тройка мобильных операторов инвестировала в развитие собственных сетей 63,6 млрд грн. Сумма значительная, но главные инвестиции — еще впереди. И отмена коэффициентов позволила бы снять финансовые барьеры для покупки дополнительных частот, и за счет ликвидации неравенства налогообложения у компаний появился бы дополнительный ресурс на оплату лицензий и ренты.

При этом следует отметить, что операторы в Украине и так находятся под серьезным налоговым прессом. По данным ассоциации GSMA, налоговая нагрузка на мобильных операторов в Украине составляет 35% от общего рыночного оборота, что значительно выше, чем средний аналогичный показатель в других странах Европы (21%). В Украине сумма налогов, относящихся непосредственно к мобильной индустрии (львиная доля которых — это рентная плата за радиочастоты), эквивалентна 14% от общих доходов сектора мобильной связи, что значительно выше аналогичного среднего показателя для Европы (4%). И на этом фоне еще действуют коэффициенты, которые эту налоговую нагрузку распределяют между операторами неравномерно.

    Реклама на dsnews.ua