• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Что Украина выиграет от "битумной" нефтяной революции в США

Отмена Конгрессом США эмбарго на экспорт нефти значительно снизит военные издержки нашей страны в конфликте с РФ
Фото: express-k.kz
Фото: express-k.kz
Реклама на dsnews.ua

Республиканцы взяли курс на освоение Арктики

Конгресс США в ходе бюджетной кампании-2016 отменил принятый почти 40 лет назад запрет на экспорт нефти с территории страны. Во время введения запрета Соединенные Штаты обладали чрезвычайно энергоемкой экономикой, а Аляска и прилегающие к Америке северные территории Канады тогда считались нефтяным резервом на случай длительного противостояния на Ближнем Востоке. Сегодня многолетние войны и сносы диктатур в этом регионе стали обычным делом, но экономика США абсолютно перестала на это болезненно реагировать. Причины и в росте альтернативных источников энергии, и во внедрении мер энергоэффективности, и в структурных переменах в автомобилизации населения и его потребительских предпочтениях. Хотя все же доминирующим фактором стала интенсификация разработки нетрадиционных месторождений нефти и газа, которую пресса для простоты назвала "сланцевой революцией".

С 2014 г. эта революция принесла США первое место в мире по добыче нефти с конденсатом и вернула стране вековые традиции лидерства на мировом нефтяном рынке. Однако это вовсе не говорит о каком-то отраслевом реванше американских нефтяников. Реванш как раз подразумевает высокие цены на нефть, повышение прибыльности нефтяных корпораций и их ценных бумаг. А именно этого как раз и не наблюдается. Все дело в том, что нынешний вектор нефтяного реванша США обращен не внутрь отрасли и корпораций, а направлен в сферу внешней экспансии. Географических направлений экспансии наиболее динамичных нефтяных корпораций много. Но самым главным выглядит движение капиталов в сторону развития добычи нефти и газа на принадлежащих США и Канаде месторождениях Арктики. Доступ к их разработке достиг к концу 2010 г. невиданного ранее уровня коммерческой эффективности из-за глобального изменения климата и научно-технической революции.  Условия навигации танкеров, прокладки трубопроводов и расчета экологических рисков в нефтяных проектах американского Севера кардинально изменились. Не изменилось лишь главное — цепной принцип поставок, который удешевляет логистику и добавляет арктическим амбициям США и Канады коммерческой привлекательности.

Разогретая при Обаме "сланцевая революция" подразумевала некий нижний драматический предел мировых цен на нефть. Затеянная ныне республиканцами "битумная революция" нижнего порога цен уже не имеет

По этому принципу неосвоенная "большая нефть" крайнего американского Севера должна через 10-15 лет найти устойчивый спрос в переработке и нефтехимии канадского нефтяного пояса Калгари-Эдмонтон. Мощнейшая и еще далеко неразвернутая в полную силу переработка в этом поясе базируется на добыче из битуминозных песков, которые пока мало освоены. Тяжелая "битумная нефть" этого региона Канады после освоения Арктики, в свою очередь, должна начать работать на химическую промышленность и переработку Среднего Запада США,  который считается центром "сланцевой революции". Начало поставок из Канады освободит ресурсы этого региона для роста экспорта американской нефти с терминалов Мексиканского залива.

Расчет на освоение Арктики и рост нефтяной интеграции США и Канады уже долгие годы являются едва ли не главным козырем в экономической стратегии Республиканской партии США. Поэтому очень символично выглядит первый жест республиканцев сразу после достижения ими большинства в Конгрессе в начале текущего года. Тогда, 8 января, при яростном сопротивлении демократов республиканцы приняли билль о необходимости реализации нефтяного проекта Keystone XP — гигантского нефтепровода из Канады к Мексиканскому заливу. Его развитие абсолютно невозможно без главного условия — ныне состоявшегося решения американских законодателей об отмене запрета на экспорт нефти.

Канадские украинцы поддержат революцию

Реклама на dsnews.ua

Далекая от США и Канады Украина считается одной из первых стран, которые получат прямые политические и оборонные дивиденды от нефтяной стратегии республиканцев. Ведь Российская Федерация, с которой мы находимся в состоянии военного конфликта, драматически зависит от экспортных цен нефти, золота, алмазов и алюминия. За исключением последней отрасли (канадский алюминий дают богатые на ГЭС побережья страны), это как раз те товары, которые составляют основу экономического роста нефтяного "битумного пояса" Севера и Центра Канады. Если цены на них снизятся, Канада сможет отвоевать у россиян новые ниши на мировых рынках. Украине такая игра на понижение цен  сулит сокращение издержек на отражение агрессии РФ. При ценах нефти Brent $17-20 за баррель Киев будет нести гораздо меньшие затраты, нежели при нынешних $37-43. Но в таком дуэте Украины и Канады есть одно условие — отмена запрета на экспорт нефти из США и начало "битумной революции" на североамериканском рынке нефти.

Ожидается, что демократическая администрация Барака Обамы еще несколько месяцев будет противиться этой стратегии. Президент может даже наложить на возобновление экспорта нефти вето, так же как он ранее ветировал проект Keystone XP.  Но в целом вся эта стратегия уже давно стала чуть ли не главным предметом  торгов на скорых президентских выборах в США. Даже если на них победят демократы, республиканцы едва ли снова позволят торпедировать нефтяную интеграцию с Канадой.

Активизация американо-канадской стратегии старта "битумной революции" не обходится без украинцев. Для нового канадского правительства Джастина Трюдо проект Keystone XP и новые формы давней экономической интеграции между Канадой и США играют важную роль. Кроме премьера политические дивиденды от успешного достижения этих ориентиров могут получить новые чиновники кабинета Трюдо — министр международной торговли Христя Фриланд и министр труда Мэриэнн Михичук. Продвигая политику новой интеграции Трюдо, эти две украинки в правительстве Канады сейчас могут сделать больше, чем другие политические патриархи украинской диаспоры, такие как Эдвард Стельмах. В 2006-2011 гг. он был премьер-министром провинции Альберта. Именно с ее территории в указанные годы стартовал первый по счету проект "битумной революции" Keystone Phase I (является прообразом нынешнего проекта Keystone XL). Альберта, где украинцы составляют более 7% населения, — это прежде всего нефтяной коридор агломерации Калгари-Эдмонтон. Провинция является вторым по свободе экономики штатом во всей Северной Америке. Она имеет средний доход жителей на 10% выше, чем в США, и на 40% больше, чем в остальных регионах Канады. Так что в случае провала "битумной революции" украинцам Канады есть что терять.

Либералы против консерваторов

Нынешнюю волну вхождения во власть Канады представителей диаспоры Украины возглавляют либералы, и ее пока считают второй по весу в истории канадских украинцев. Первую и главную волну прихода наших соотечественников в канадскую политику на рубеже ХХ в. формировали консерваторы. Это прежде всего бывшие генерал-губернатор и Великий приор Ордена св. Иоанна  Рамон Гнатишин и вице-премьер Дон Мазанковский.  Ввиду таких нюансов возникает вопрос: смогут ли нынешние украинцы — министры либерального лагеря Джастина Трюдо оставаться в тени достижений предыдущих украинских фигур в канадском истеблишменте? Если не смогут, то задачи "битумной революции" и очень выгодного для нас Keystone XP отойдут на второй план политики канадского правительства. Американцы в итоге отложат время ценового нефтяного демпинга, повышая издержки Украины в противостоянии с агрессором.

    Реклама на dsnews.ua