• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Данилишин рассказал о пользе от повышения "минималки"

Реклама на dsnews.ua

Председатель Совета Национального банка Украины Богдан Данилишин рассмотрел некоторые тезисы и мифы о вреде от повышения минимальной заработной платы

Данилишин подчеркнул, что основной фундаментальный баланс экономики Украины – это формирование сбережений экономики и их трансформация в инвестиции. Ситуация в экономике, когда текущие доходы населения не покрывают необходимые потребительские расходы приводит к подрыву нормального процесса формирования национальных сбережений.

Он напомнил, что с 2014 года процесс формирования национальных сбережений прогрессивно ухудшалось. В 2014-2018 гг. норма сбережений населения упала до уровня 3-4% располагаемого дохода (соответствует уровню середины 90-х годов), а с i квартала 2019 г. вообще стала отрицательной.

"То есть еще задолго до начала коронакризиса, население буквально "проедало" накопленные сбережения, а текущий кризис лишь мультиплікувала этот процесс. Всего за 1,5 года финансовые активы населения сократились на около 150 млрд. грн. Неадекватность уровня доходов минимальным стандартам жизни– основная причина сокращения сбережений населения. Повышение минималки, как фактора, который определяет значительную часть доходов населения, по существу направлено на устранение этого дисбаланса", — считает глава Совета НБУ.

Также Данилишин напомнил, что диспропорции в процессе первичного распределения ВВП, которые возникли после кризиса 2014-2015 гг. до сих пор остаются. В 2014-2015 гг. оплата труда сокращалась значительно быстрее, чем производительность труда. В цифрах это выглядит следующим образом. Доля заработной платы в ВВП в 2010-2013 гг. держалась на уровне 37% ВВП, а в 2015 г. – скатилась до уровня 29,5%. В последние годы доля заработной платы в ВВП так и не достигла уровня 2010-2013 гг. (в 2019 г. составляла 35,8% ВВП).

"По паритету покупательной способности (то есть, учитывая более низкий общий уровень цен в Украине) средняя заработная плата в Украине вдвое уступает среднеевропейскому уровню, а в номинальном значении – является самой низкой в Европе. Поэтому разговоры об опережающем росте зарплаты нужно вести с позиций восстановления здоровых пропорций перераспределения ВВП по категориям доходов. Только после их восстановления можно говорить об индексе производительности труда и его оплаты. Разговоры о том, что в Украине катастрофическая низкая производительность труда является мифом. Она ниже, чем в развитых странах, это так, но не настолько, как это кому-то хочется показать", — считает Данилишин.

По его мнению, в стране, где не существует развитого рынка труда, и где высокий уровень тенизации деятельности, оперировать показателями производительности труда, измеренным путем простого деления реального ВВП на количество занятых является абсолютно необъективным.

Также Данилишин рассмотрел тезис об уровне потребления, его структуру и его влияние на внутренний рынок. Он считает, что потребление растет потому, что оно растет с низкой базы сравнения. При этом уровень потребления на 1 жителя в Украине в сопоставимых ценах ППС в 2-3 раза ниже чем в Восточной Европе.

"Если уровень доходов в обществе не дает возможности обеспечить приемлемые стандарты и нормы жизни, то со временем такое общество или деградирует (в первую очередь — в социально-культурном плане), или же жители такой страны покидают ее экономическую территорию. Однако, сначала некоторое время для поддержания надлежащего уровня удовлетворения стандартов уровня жизни населения будет использовать имеющиеся сбережения, что собственно и наблюдается в Украине с начала 2019 года", — подчеркнул Данилишин.

Свидетельством того, что украинцы не относятся к числу состоятельного населения в регионе Восточной Европы, он считает структуру расходов домашних хозяйств. Так, 60% потребительских расходов украинцев — товары и услуги первой необходимости (еда, напитки, жилищно-коммунальные услуги). В странах ЕС в составе расходов населения продукты питания, напитки, содержание и аренда жилья составляет около 40%, в Польше – 43%, Турции – 39%.

"Когда доминирующую часть потребительских расходов составляют товары первой необходимости, потребительский спрос становится неэластичным, т. е. не изменяется (не сокращается) даже при падении доходов ниже необходимых затрат. Собственно это и стало основной причиной того, что в 2019-2020 гг. норма сбережений стала отрицательной, население буквально "проїдало" накопленные сбережения", — заявил глава Совета НБУ.

В целом он считает, что учитывая значительное отставание Украины от других стран ЕС по уровню потребления, повышение минимальной заработной платы в первую очередь направляется на выравнивание диспропорций в уровне оплаты труда и восстановления "естественного" уровня сбережений, а его перенос на цены происходит частично и на протяжении длительного времени.

"Так, за период с января 2014 года до июля 2020 года минимальная заработная плата выросла в 3,9 раза, а цены – только в 2,7 раза. Учитывая наличие других факторов, которые влияют на эффект переноса уровня социальных стандартов на цены (одним из которых является уровень тенизации экономики), влияние запланированного повышения минимальной заработной платы будет ограниченным", — сказал Данилишин.

В то же время тезис о том, что повышение минималки приведет к непомерных бюджетных расходов, он считает дискуссионной темой.

"Если учесть тот факт, что повышенная минималка будет способствовать нормализации пропорций перераспределения ВВП, то мультипликативный эффект от ее повышения должен перекрыть понесенные расходы. Повышение минимальной заработной платы в 2020 г. полностью компенсируется экономией на процентных расходах в связи с более сильными (чем планировалось) обменному курсу гривни. Текущий уровень выполнения плана по доходам бюджета (июль – 108%, июнь 111%), позволяет ожидать, что по итогам года доходы бюджета в целом выполнены", — заявил Данилишин.

Подробнее читайте на сайте Depo.ua.

    Реклама на dsnews.ua