• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Подданные лондонской Фемиды. Как и за что дрались друг с другом украинские олигархи

Конфликты интересов украинских олигархов обычно завершаются вполне спокойно и мирно. Куда более мирно, чем можно было бы ожидать на фоне поднимаемого в СМИ шума
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

"Если слон и вдруг на кита налезет, кто кого сборет?", - этот наивный детский вопрос пришел к нам из 1930 г., из творчества Льва Кассиля. Но до сих пор он хорошо описывает судебные процессы, тянущиеся между крупными и примерно равнозначными с точки зрения простого обывателя персонажами. Тем более что их результат, как правило, непредсказуем.

Эти суды могли бы быть интересны светской хронике, а не деловому изданию, если бы не одно "но": от их исхода (а зачастую даже и от их течения) зависит настоящее и будущее целых отраслей украинской экономики. Ведь имена этих бизнесменов - не просто так у всех на слуху.

Ринат Ахметов vs Дмитрий Фирташ

1 октября по всей видимости была поставлена точка в затянувшемся на долгие годы конфликте между компанией SCM Financial Overseas Limited, принадлежащий Ринату Ахметову, и компанией Raga Establishment Limited, которую связывают с Дмитрием Фирташем. По сообщению SCM, они официально и окончательно урегулировали спор относительно продажи "Укртелекома", состоявшейся в 2013 г. Достигнуто мировое соглашение, в рамках которого прекращаются все судебные и иные процессы между Raga и SCM, а также их аффилированными структурами.

Дело, напомним, было так: в 2011 г. фонд Epic из Австрии через "дочку" - компанию "ЕСУ" купил у Фонда госимущества Украины долю "Укртелекома" в размере 92,79%. Позднее компания Epic Telecom Inves (позже переименованная в Raga Establishment Ltd.), по данным СМИ, выкупила у фонда Epic акции "Укртелекома". Согласно кипрскому определению, Raga формально принадлежит Денису Горбуненко - украинскому экс-банкиру, живущему в Лондоне. Но, как пишут СМИ, ее кредитовал Дмитрий Фирташ.

В 2013 г. Epic/Raga продала SCM Ахметова свою долю в "Укртелекоме". Как позже выяснилось, сделка оценивалась в $860 млн. А SCM сперва выплатила только первый транш в размере $100 млн. Оставалось еще $760 млн, но вскоре компания решила разорвать сделку, утверждая, что бывший собственник не выполнил инвестиционные обязательства на $450 млн, данные государству. И якобы это выяснилось уже после продажи. 

Начались судебные тяжбы. Дело дошло до Лондонского суда, который в 2017 г. обязал SCM выплатить долг в $760 млн. Однако препирательства сторон продолжались еще два года, и только теперь завершились достижением мирового соглашения и прекращением всех судов. Скорее всего, это означает, что Ахметов согласился закрыть давнюю сделку с Фирташем, но детали компромисса широкой общественности неизвестны, во всяком случае пока.

Реклама на dsnews.ua

Сергей Тарута vs Виталий Гайдук vs Олег Мкртчан

Эти трое бывших партнеров по корпорации "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД) задействованы в трех судебных процессах в Высоком суде Лондона. Они оспаривают результаты продажи половины акций корпорации российским инвесторам, цена вопроса - миллиард долларов.

Напомним, что ИСД был создан в 1995 г. влиятельными региональными бизнесменами и чиновниками (кроме Таруты и Гайдука - Ринатом Ахметовым, Евгением Щербанем, Александром Момотом). Сперва - как газотрейдер, а в начале 2000-х корпорация купила "Азовсталь" и Харцызский трубный завод. Но активы в Донецкой области вскоре ушли Ахметову, который покинул совместный бизнес. А Тарута и Гайдук, к которым в конце 1990-х примкнул Олег Мкртчан, занялись развитием предприятий в Луганской и Днепропетровской областях - Алчевского и Днепродзержинского метзаводов, Алчевсккокса и Днепропетровского трубного.

По данным Liga.net, в 2010 г. 50%+2 акции ИСД были проданы российским инвесторам во главе с экс-менеджером "Евраза" Александром Катуниным. То была вынужденная сделка: после обрушения цен на сырье вследствие мирового кризиса компания не могла обслуживать кредиты. ИСД задолжала ведущим европейским банкам - Societe Generale, BNP Paribas, ABN AMRO, Calyon, Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG - около $3 млрд. Оставшийся пакет разделили Тарута и Мкртчан. По словам Гайдука, его семья в конце 2009 г. продала все свои акции ИСД этим партнерам. За свой пакет акций Гайдук получил $950 млн. Российским инвесторам 50%+2 акции обошлись в $2,7 млрд, отмечается в материалах дела. То есть порядка 33% Гайдука могли стоить $1,78 млрд. Исходя их этой логики, недополученная выгода Гайдука - около $830 млн.

Первый иск был подан в 2016 г. По мнению Гайдука и его жены Елены, партнеры не доплатили им при выходе из бизнеса до $1 млрд, пишет Liga.net. В свою очередь Тарута подал перекрестные иски к Гайдуку и Мкртчану с требованием половины акций в столичном пятизвездочном отеле Hyatt и "Украинской горно-металлургической компании", которыми бизнесмены совместно владели до сделки с россиянами.

Здесь тоже все запутано донельзя. В августе 2016-го Avonwick Holdings Limited, принадлежащая супруге Виталия Гайдука Елене, направила иск в Верховный суд Англии против кипрских фирм Azitio Holdings Ltd, Dargamo Holdings Ltd и их собственников - Таруты и Мкртчана. В иске говорилось, что как раз $1 млрд Тарута и Мкртчан выручили от перепродажи акций Гайдука российскому инвестору.

Однако Тарута заявил, что деньги, полученные от инвестора, пошли не только на выкуп акций Гайдука, но и на дальнейшее реинвестирование в ИСД, чтобы стабилизировать финансовое состояние компании.

Первое разбирательство по существу пройдет в Лондоне совсем скоро - в этом месяце. К слову, Олег Мкртчан с февраля 2018-го сидит в московском СИЗО по подозрению в хищении более 1 млрд рублей (около $15 млн) млн из кредита, предоставленного Внешэкономбанком предприятиям ИСД.

Виктор Пинчук vs Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов

Последний из рассмотренных нами споров вполне можно отнести к категории "исторических" - он завершился еще в январе 2016 г. Тогда Игорь Коломойский и Виктор Пинчук договорились об урегулировании их делового спора без рассмотрения в Высоком суде Лондона. Точнее, речь шла об иске Пинчука против его бывших бизнес-партнеров Коломойского и Геннадия Боголюбова.  Пинчук обвинил их в нарушении контракта при приватизации Криворожского железорудного комбината. И потребовал возместить 2 млрд фунтов ущерба и 90 млн фунтов его первоначальных инвестиций в предприятие.

Это был бы обычный "спор хозяйствующих субъектов", если бы незадолго до примирения - в начале декабря 2015 г. - Пинчук не обвинил Коломойского в причастности к убийству и подкупе. На заседании в Верховном суде Лондона по иску Пинчука против Коломойского и  Боголюбова адвокат истца Сергей Карпенко заявил, что Коломойский угрожал ему при встрече в 2003 г. Защитник уверял, что через четыре дня после той встречи с владельцем Приватбанка был избит помощник адвоката Пинчука. Через месяц и самого Карпенко якобы избили железным прутом.

"Адвокаты Пинчука сказали, что совершившие нападение связаны с Сергеем Никитиным, который был телохранителем Коломойского", - писала британская газета The Telegraph. И констатировала, что Коломойский "усиленно отрицал" обвинения, звучавшие в суде.
Никитин был убит 30 августа 2003 г., позже его тело было найдено в реке в Днепропетровске. Подозреваемый в преступлении также был найден мертвым. 

Тем не менее вскоре межу сторонами последовало примирение.

Заметим, что еще годом ранее те же миллиардеры (Коломойский и Пинчук) громко делили деньги в совместном ферросплавном бизнесе.

В деле, к которому Лондонский арбитражный суд приступил в сентябре 2015-го, речь шла о неуплаченных дивидендах ферросплавного холдинга, включавшего Никопольский, Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы и Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи на Днепропетровщине. Пинчук требовал у Коломойского свою часть, и не просто требовал, а был ключевым претендентом на "ферросплавный" доход.
Неофициально считалось, что Пинчук, став зятем президента Кучмы, некогда получил в управление Никопольский завод ферросплавов (контрольный пакет оставался за государством). В свою очередь Коломойский скупал пакеты акций Никопольского ферросплавного и упомянутых ГОКов.

Их попытки договориться о совместной работе на ферросплавном рынке оказались неудачными. В результате был создан холдинг,  в который Пинчук отдал 72,92% акций НЗФ, а Коломойский включил в холдинг 25,74% этого же завода плюс контрольный пакет Стахановского завода ферросплавов (97,96%) и свою половину участия в компаниях, контролирующих 82,43% Запорожского завода ферросплавов. Туда же вошли два контрольных пакета принадлежавших ему Орджоникидзевского (97,2%) и Марганецкого (95,67%) горно-обогатительных комбинатов.

Сделки с акциями продолжались до октября 2010-го. Много лет Пинчук не получал причитающиеся ему деньги, и в итоге решил обратиться в Лондонский арбитражный суд. Но вскоре была заключено мировое соглашение, условия которого сторонами не разглашались. По неофициальным данным, истец получил примерно половину требуемой суммы.

    Реклама на dsnews.ua