Хозяин Кабинета

Основные группы влияния во власти активизировали промо своих кандидатов на премьерский пост. Смена парламентского состава дает им шанс реализовать дав

Основные группы влияния во власти активизировали промо своих кандидатов на премьерский пост. Смена парламентского состава дает им шанс реализовать давно ожидаемую рокировку в премьерском кресле. Нейтральные и временами недружелюбные действия по продвижению своих кандидатов на премьерские позиции рассчитаны на президента, руководство ЕС, США и России. А последствия смены премьера ощутит и бизнес.

Неожиданные утечки компромата на финише избирательной гонки зацепили не только кандидатов в нардепы, но и основных претендентов на должность премьера. "Арбузов разбазарил деньги Нацбанка на создание частного телеканала БТБ. Из госбюджета выброшено на ветер более 70 млн грн.", — статья-обличение главы НБУ появилась на ресурсе ОРД, специализирующемся на размещении скандальных материалов.

Затем была перепечатана еще несколькими интернет-сайтами. После чего кто-то заботливо "разбросал" ссылки на этот материал в комментариях на других ресурсах. Классическая иллюстрация информационных войн всплыла в Сети как раз в тот день, когда журналисты предали огласке любопытные сведения об амбициях главного банкира страны. Дескать, в Вашингтоне на встречах с представителями МВФ, Госдепартамента и Госказначейства США окружение Сергея Арбузова якобы представляет его как… следующего премьер-министра Украины.

Информационный удар, связанный с внушительными ТВ-расходами Нацбанка, на Институтской отразили со стоическим спокойствием. Оправдываться или искать заказчиков не стали. Зато сейчас резонансный материал невозможно открыть ни на одном сайте, размещавшем на него ссылку. А при переходе на первоисточник — сайт ОРД — можно прочесть разве что: Page not found (error 404). Вероятно, кто-то оперативно позаботился о том, чтобы очистить интернет-пространство от неприятных публикаций. Как уже писала "ВД", снять скандальный текст с интернет-ресурсов стоит в среднем $1-1-,5 тыс. Но владельцы площадок для информвойн хорошо чувствуют конъюнктуру. За удаление компромата в данном случае могли попросить и куда большую сумму. Ведь речь, возможно, идет о репутации нового главы Кабмина.

Старые и новые грехи

Обличение претендентов на премьерское кресло конкурирующими командами последнее время велось без лишней шумихи. Часть политконсультантов даже не успела отследить очередной виток борьбы за премьерский пост в медиа-пространстве. Но от старожилов партии власти действия соратников не ускользнули. "Я не хочу называть фамилии, — говорит Владимир Рыбак, нардеп-основатель Партии регионов. — Безусловно, такие люди есть (заинтересованные в публикации компромата на премьера — прим. "ВД"). Прежде всего в оппозиции. И в большинстве есть. Но называть фамилии неправильно".

Больше всех досталось именно Николаю Азарову — критику в его адрес обеспечивали сразу несколько провластных групп влияния. Когда на канале "Интер" вышел эмоциональный сюжет о том, что в ходе визита премьер-министра в Бровары охрана и местные чиновники препят­ствовали журналистам, в политических кругах решили, что Валерий Хорошковский (контролирует телеканал) начал войну. "Почему-то многие приписывают этот "наезд" Хорошковскому, — подтверждает Алексей Голобуцкий, политолог, директор Агентства моделирования ситуаций. — И дело даже не в том, правда это или нет, а в том, что ситуация в

97-м округе в Броварах (здесь соперничали кандидаты, близкие к Азарову и Хорошковскому) использовалась для того, чтобы "столкнуть лбами" премьера и первого вице-премьера. Возможно, за этим вообще стоит какая-то третья сторона, например, группа "Семьи".

Это предположение могло бы показаться фантастическим, если бы однажды главный банкир страны не продемонстрировал, насколько может быть самостоятельным в отношениях с премьер-министром. В прошлом году в сенсационном "письме Арбузова Азарову" глава НБУ гневно раскритиковал действия премьера. В нем на главу Кабмина возложена вина за срыв сотрудничества с МВФ, повышение реальных показателей инфляции и торможение экономического роста. Вряд ли кто-то даст однозначный ответ на вопрос, насколько случайно это письмо попало в СМИ.

Но ведущие политтехнологи не побоялись публично сделать смелые предположения. Дескать, публикация этого письма была санкционирована на Институтской в рамках кампании по построению имиджа Сергея Арбузова как альтернативы Николаю Азарову. Причем сам Арбузов подлинность письма опровергать не стал, заявив в видеообращении, что такая переписка — стандартная мировая практика.

кликните, чтобы увеличить

Премьерские проекты

После "смотрин" в Вашингтоне Сергей Арбузов уверенно удерживает первенство среди вероятных преемников Николая Азарова. "Самая реальная кандидатура на сегодняшний день на место премьера — глава НБУ. Но его шансы могут очень серьезно снизиться в связи с ситуацией с гривней, — считает Тарас Березовец, политтехнолог, директор Berta Communications. — Если все усилия по удержанию курса будут безуспешными и гривня таки упадет до 17 декабря, тогда кандидатура номер два — это Андрей Клюев. Этот человек сегодня обеспечивает власти результат выборов. Если ему удастся создать большинство в Раде без каких-либо союзников, только на основе Партии регионов и мажоритарщиков (сделать это оказалось сложнее, чем предполагалось во время избирательной гонки — прим. "ВД"), тогда это очень вероятная кандидатура".

В качестве запасной альтернативы Арбузову от "Семьи" (на случай негативного курсового сценария) называют главу Минфина Юрия Колобова. Группе Клюева-Ахметова противостоит претендент от группы Фирташа-Левочкина — Валерий Хорошковский. К "газовикам" лоялен и Сергей Тигипко. Петр Порошенко — пока единственный из всех обсуждаемых претендентов на премьерское кресло, не ассоциирующийся с какой-либо из групп влияния в Партии регионов. Впрочем, у него есть серьезный "минус" — уж слишком самостоятельная и амбициозная фигура.

Президент не может не учитывать тот факт, что премьерский пост — это стартовая площадка для президентских выборов. Поэтому назначение Хорошковского, Порошенко или Тигипко — верный способ вырастить серьезного конкурента к 2015 г. Отчего многие считают эти кандидатуры нереалистичными. Если, конечно, не учитывать еще более неожиданный сценарий, озвученный нам известным политконсультантом, пожелавшим сохранить инкогнито: "Я не исключаю, что боксера могут испытать на главном ринге".

Заявления Виталия Кличко об объединении с оппозицией идут вразрез с этим предположением, но устойчивые разговоры о финансировании УДАРа Дмитрием Фирташем оставляют шанс столь невероятному прогнозу.

Как бы там ни было, а убеждать главу государства и зарубежных партнеров одним лишь компроматом на конкурентов было бы слишком недальновидно для претендентов на назначение такого уровня. Не ограничиваясь демонстрацией изъянов в работе коллег, потенциальные главы Кабмина стараются изо всех сил доказать собственную успешность.

Поэтому Валерий Хорошковский взялся за евроинтеграцию, Андрей Клюев пообещал превратить СНБО в центр по борьбе с коррупцией, а глава НБУ отправился на переговоры с МВФ в Вашингтон. На создание позитивного имиджа кандидаты не жалеют средств, сил и времени. С этой целью каждым из них были собраны команды экспертов и пиар-специалистов, которые готовят возможные решения и их популяризацию в СМИ.

"Все эти люди (кандидаты в премьеры — прим. "ВД") время от времени инициируют проекты, которые выходят за рамки их непосредственных обязанностей, — констатирует Дмитрий Выдрин, политолог, писатель, советник президента. — Практически у всех есть проекты, которые скорее премьерские, чем министерские. Это и есть напоминание о своих возможностях. Например, переговоры с Евросоюзом, которые вел Хорошковский, — это, в прин­ципе, уровень премьера. Стабилизация и удержание курса денежной единицы — это тоже фактически уровень премьера. У всех кандидатов есть некий проект, который можно назвать премьерским".

В окружении действующего главы Кабмина уже чувствуют, что сферы влияния Азарова "по частям" отходят к конкурентам, но не хотят с этим мириться. "У Николая Яновича очень хорошие отношения с внешними партнерами, — защищает премьера Василий Киселев, нардеп от Партии регионов, советник премьер-министра. —

И с тем же МВФ он ладит. Да, ездят на переговоры другие, но ладит же с ними он. Мы знаем, что с Россией у него хорошие отношения — посмотрите, сколько раз его к Путину отправлял Виктор Федорович. Три раза на встречу к Путину он ездил лично".

Премьер-2013

Кандидатура следующего премьера определит стилистику работы с малым и средним бизнесом и отношения с финансово-промышленными группами. "Думаю, что как представителю "Семьи" Арбузову необходимо будет в первую очередь наполнять бюджет — это основная задача в кризисный год, — прогнозирует Андрей Семидидько, глава Антирейдерского союза предпринимателей. — И поэтому прессинг на малый и средний бизнес продолжится однозначно. Какую-то сакральную жертву выберут и из олигархов. Клюев более осторожный человек, но и перед ним будут стоять те же задачи — наполнение бюджета за счет бизнеса, газовые договоренности, получение внеш­них заимствований".

Практика работы с банковским сектором убедила наблюдателей в том, что Сергей Арбузов не склонен трепетно прислушиваться к пожеланиям "снизу". Менее жест­кого стиля управления ожидают от Андрея Клюева, которому досталась роль переговорщика с участниками Налогового Майдана, когда предприниматели наотрез отказались общаться с реформатором Сергеем Тигипко. Причем каждое из этих назначений сулит неограниченный доступ к финансовым потокам одной из групп во власти. Главный претендент — "Семья", курируемая старшим сыном президента Александром Януковичем.

Но вместе с тем ни глава государства, ни даже основные бизнес-группы в его окружении не заинтересованы в скорей­шей смене премьера. "По моему мнению, президенту сейчас нельзя менять премьер-министра, — считает Игорь Уманский, экс-первый замминистра финансов. — Ситуация ведь достаточно непростая, мягко говоря. Кто-то за эту ситуацию должен будет ответить. Почему не тот, кто ее допустил? Мне кажется, что Азаров должен остаться после выборов. Как минимум — до Нового года".

Так что работа бизнес-групп над продвижением своих кандидатов в премьерское кресло и нейтрализацией конкурентов — это работа на будущее. Им и самим невыгодно форсировать события. По крайней мере, ближайшие пару месяцев. Тогда на фоне просчетов "старой команды" успехи их кандидатов будут выглядеть очень даже неплохо. Тем временем президент сможет наслаждаться конкуренцией позитива. Похоже, у гаранта есть стимулы как можно дольше сохранять кресло за Николаем Азаровым, чтобы финансовые группы в его окружении рвались в бой в надежде на смену премьера.