Инна Печерица: Мы делаем все, чтобы сотрудники чувствовали себя частью EVA, даже когда они далеко

HR-директор ООО "РУШ" (Линия магазинов EVA и EVA.UA) о развитии сети, расширении команды и поддержке коллег в условиях стресса и военных вызовов

Инна Печерица

— Какие изменения в последние годы произошли в команде вашей компании. Удалось ли сохранить персонал или даже расширить штат?

— Главным для EVA всегда была и остается команда. Ведь именно работники — это носители корпоративных ценностей и компетенций, которые делают компанию такой, какой она есть — лидером, драйвером инноваций, крупнейшим игроком в своем сегменте. После полномасштабного вторжения большие усилия мы приложили к тому, чтобы сохранить коллектив. В частности, была введена программа по трудоустройству сотрудников, вынужденно переехавших в другой город или регион. Этой опцией воспользовались около 500 человек. В целом на сегодняшний день в нашем штате более 14 тыс. человек.

Несмотря на сложную ситуацию, EVA не прекращала работать там, где возможно, не проводила сокращений и по возможности развивалась. Мы многое потеряли, однако и открыли уже около 100 новых магазинов с начала вторжения. Соответственно создавали новые команды. И по сути не только в рознице. В связи с новыми проектами мы формируем новые команды и в офисе.

— А что это за проекты, и каких специалистов привлекла компания?

— EVA — технологичная компания, которая постоянно совершенствует процессы и сервисы. Мы не только внедряем готовые решения, но и вкладываем ресурсы в собственные разработки, которые помогают решать наши вопросы и отвечают потребностям клиентов. Такой подход требует привлечения профессионалов из IT-сферы — разработчиков, аналитиков и т.д. Мы создали отдельный тип вакансий EVA Tech. Определенный вызов для нас — преодолеть стереотип, что торговая сеть — это только продавцы и грузчики. На самом деле у нас есть сложные нестандартные задачи даже для людей, которые приходят в EVA, имея опыт работы в IT-компаниях. К примеру, у департамента логистики есть проект управления складским персоналом с помощью data science — внутренняя разработка компании, которую мы совершенствуем. Система понимает, какие специалисты вышли работать, и подбирает им оптимальные места работы на складе. И это только первое, что пришло в голову.

В связи с расширением в 2022 г. мы закрыли 59 вакансий в IT и еще 43 других офисных вакансий. Тогда у нас значительно увеличился штат управления по обработке данных и команда интернет-магазина. В 2023 г. мы привлекли в команду еще 65 айтишников и 90 специалистов других направлений. Наибольшее расширение было связано с развитием направления e-commerce. В начале 2024 г. мы активно увеличиваем команду операционных, категорийных и бренд-менеджеров в связи с ростом ассортимента, развитием новых категорий и, в частности, покорением элит-сегмента. Мы закрыли 11 вакансий в IT и еще 37 других офисных.

— Чувствуете ли нехватку рабочей силы, увеличение текучести?

— Нехватка рабочей силы характерна для рынка Украины в целом. По данным Украинского института будущего, в настоящее время в стране около 9,5 млн работающих людей. Если вычесть сотрудников бюджетных организаций, то между всеми бизнесами, грубо говоря, мигрируют примерно 6-7 млн работников. Из-за войны усилился дефицит среди "мужских" специальностей. Также мы периодически ощущаем нехватку специалистов в сегментах, которые еще недостаточно развиты на рынке труда — разработчики, специалисты data science. Однако пока у нас нет острых проблем с персоналом. Укомплектованность розничной сети хорошая и держится на уровне прошлых лет. Новые вакансии в компании появляются в основном вследствие расширения.

— Какая ситуация с зарплатами в отрасли? Растут ли они? Тем более на рынке не хватает людей.

— Они предсказуемо растут. Это регулярный процесс. В рознице обычно повышение происходит ежегодно на 10-15%, но действуем также с учетом актуальной ситуации на рынке. А в офисах применяется более индивидуальный подход, потому что и функции работников более разнообразны. Но кроме стабильной конкурентной зарплаты кандидатов привлекает возможность работать в команде лидера рынка. Многие проекты, которые реализует EVA, не имеют или почти не имеют аналогов в Украине: масштабные маркетинговые кампании, технологические разработки и т.д.

— Как нынешние реалии повлияли на организацию работы? Изменились ли форматы, развивается ли диджитализация?

— Офисы EVA еще с ковидных времен работают в смешанном формате. Часть дней удаленно, часть — на рабочем месте. Мы приспособились к эффективному функционированию как в офисе, так и за его пределами. О деталях можно договориться со своим руководителем. Большинство процессов, в том числе обучение и документооборот, диджитализованы.

Как показывают все опросы eNPS, это один из важнейших факторов удовлетворенности работников своим местом работы. В нынешних условиях это вопрос не только комфорта, но и безопасности. Все работники проинформированы о том, как себя вести во время тревог. Но есть те, кому спокойнее большую часть времени находиться дома. Для компании это не проблема. Такая организация рабочего процесса, кстати, являлась важным фактором сохранения команды, когда люди, особенно в начале вторжения, выезжали в другие города или даже за границу, но оставались частью EVA.

Чтобы поддерживать команду даже тогда, когда живого общения стало меньше, мы уделяем большое внимание внутренним коммуникациям через корпоративный портал и телеграмм-бот. Во-первых, информируем работников о всех событиях в жизни бизнеса, а во-вторых, привлекаем к конкурсам и активностям, чтобы контакты с компанией не сводились только к рабочим вопросам. Ведь неформальное общение также является важным элементом формирования команды.

Несколько лет назад, когда EVA только адаптировалась к удаленной работе, мы ввели курс "Котоменеджмент" для руководителей, чтобы дать им инструменты управления командами на расстоянии. Почему "Котоменеджмент"? Потому что, пройдя курс, вы сможете управлять командой из дома, из-под собственного одеяла, как котик. Теперь мы периодически повторяем это обучение для тех, кто занял руководящий пост недавно.

— В вашем большом штате, наверное, есть военнослужащие, переселенцы. Как помогаете им? Что делается для реинтеграции ветеранов?

— Мы делаем все, чтобы сотрудники чувствовали себя частью EVAfamily, даже когда они далеко. У нас преимущественно женская компания. Однако 339 наших работников, в том числе 17 женщин, сейчас находятся в Силах обороны. Мы поддерживаем с ними тесную связь, насколько это возможно. Компания откликается на их запросы и помогает оборудованием, амуницией при необходимости.

Мы также работаем над проектами реинтеграции ветеранов. Это и программы по переквалификации, если человек по определенным причинам не сможет выполнять прежние обязанности, и расширение инклюзивных возможностей для работы в компании. К примеру, логистическое направление ведет переговоры с производителями складской техники, чтобы адаптировать ее для работы людей с инвалидностью. Также вносятся соответствующие изменения в планы постройки складов. Однако это больше работа на перспективу. Сейчас у нас нет массового запроса.

— А что тогда актуально для вашей компании сейчас?

— Что действительно актуально для нас — психологическая поддержка и обучение персонала основам взаимодействия с людьми, которые находятся в стрессовом состоянии, состоянии повышенной тревожности, переживают тяжелую потерю. В заботливом отношении нуждаются не только непосредственные участники боевых действий, но и те, кто ждут их дома или, еще хуже, уже не ждут. Это история многих женщин в Украине, и мы как преимущественно женская компания очень чувствуем ее на себе.

Еще в начале полномасштабного вторжения мы запустили вебинары поддержки для сотрудников. Предоставили доступ к полезным материалам психологической помощи и самопомощи. Создали линии, по которым можно было получить поддержку корпоративных психологов.

Сейчас это не просто отдельные инициативы, а комплексный проект "Ми разом". Первый его блок посвящен корпоративной культуре поддержки и взаимодействия. Это мероприятия по поддержке ветеранов, сборники советов для руководителей и команд магазинов по взаимодействию с ветеранами, группы поддержки для женщин, переживших потерю. Второй блок посвящен обучению. Например, торгового персонала — как поддерживать себя, как общаться с клиентами и взаимодействовать с коллегами, также переживающими разные состояния. Для руководителей упор делается на управлении командой. Третий блок — психологическая помощь. Это материалы для самостоятельного изучения, тренинги, которые можно заказать командам в отдельном регионе и возможность поработать с корпоративным психологом при необходимости. У нас их трое.

Мы планируем также реализовать инициативу "Женский круг", чтобы поддержать работниц, переживающих трудные моменты, могли не только наши психологи, но и коллеги, которые имели схожий опыт, прошли или проходят подобный путь. Психолог на таких встречах будет задействован как модератор.

Также в планах ввести регулярные онлайн-встречи, где желающие смогут послушать лекции на актуальные темы. Чтобы сформировать программу, мы провели опрос, позволяющий определить общее состояние, царящее в коллективе, а также пул интересующих людей вопросов и запросов.

Мы понимаем, что и сейчас, и после победы люди еще долго будут нуждаться в поддержке, чтобы пережить травму войны. Наша обязанность помочь им в этом, насколько возможно. Это важная задача для социально ответственных бизнесов. Мы хотим, чтобы как можно больше людей смогли раскрыть себя в EVA и усилить нашу команду.