• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Инвесторов отучат верить в цифры

"Большая двадцатка" хочет, чтобы в отчетах компании говорили не столько языком статистики, сколько языком футурологов
Реклама на dsnews.ua

Исследование "Завтрашние правила инвестирования", проведенное по заказу международной аудиторско-консалтинговой компании EY среди 163 институциональных инвесторов, выявило новый тренд в корпоративном мире. Международные инвесторы все чаще интересуются не только финансовой отчетностью компаний, но и их "нематериальными" показателями. Например, как предприятие влияет на окружающий мир - природу, людей - и какие риски для бизнеса в связи с этим возникают. Но более всего толстосумов интересует, как компании будут решать грядущие проблемы и на что на самом деле будут потрачены их деньги. Впрочем, новые знания вряд ли спасут инвесторов от неминуемых потерь, которые не раз приносили манипуляции менеджмента с отчетностью.

Инвесторам предложат заглянуть в будущее

Собственно, появлению нового тренда способствовали сами компании, которым приходится все активнее бороться за сужающийся инвестиционный ресурс. Нынешние стандарты отчетности уже достаточно себя скомпрометировали, а потому перестают быть ориентирами для инвесторов.

Их главный недостаток в том, что многочисленные цифры показывают развитие компании за прошедший год, но не позволяют инвесторам узнать, что ждет ее в будущем. Однако именно этот вопрос является ключевым для тех, кто готов вкладывать деньги. Теперь их капиталы пытаются заманить нефинансовой отчетностью. "Инвесторы хотят знать, какова ваша стратегия работы и какие риски

С 2020 г. компании, которые размещаются на биржах стран G20, должны будут перейти на интегрированную отчетность, учитывающую нематериальные активы. Хотя она, как и старые стандарты, не способна защитить инвесторов от манипуляций со стороны топ-менеджмента

могут помешать вам в получении запланированного дохода. Что вы собираетесь предпринять, чтобы их минимизировать", - поясняет руководитель практики устойчивого развития EY в Украине и Беларуси Виктор Коваленко. Например, если речь идет о промпредприятии, то его слабыми местами могут стать вредные выбросы в атмосферу или складирование опасных отходов, что в будущем может повлечь наложение серьезных санкций, способных добить компанию. Для отчетности банка важнее, кому он ссужает деньги и какова квалификация его персонала. Поскольку кредитная политика напрямую завязана на степень устойчивости финучреждения. Именно поэтому почти 90% опрошенных инвесторов говорят, что информация о нефинансовых показателях компании хотя бы однажды в течение последнего года сыграла ключевую роль при принятии ими решений.

Кроме того, по словам партнера по КСО и устойчивому развитию международной аудиторской компании BDO в Украине Хеннинга Драгера, "скучный" финансовый отчет до конца дочитывают всего 5% пользователей. Поэтому возможность получения облегченной его версии, из которой любой желающий сможет быстро составить полное представление о деятельности компании, становится более чем актуальной.

Реклама на dsnews.ua

С другой стороны, идею внедрения нефинансовой отчетности активно продвигают и крупнейшие аудиторские компании (в частности, из "Большой четверки"), которые пока имеют практически эксклюзивные права на ее подготовку. Тем более что ее составление стоит намного дороже подготовки привычных отчетов.

Сейчас Международный комитет по интегрированной отчетности (IIRC), в который входят органы регулирования, инвесторы, аудиторские и бухгалтерские компании, активно продвигает идею обязательного составления интегрированной отчетности для фирм, которые размещаются на биржах стран G20. "IIRC планировал, что к 2020 году интегрированная отчетность должна стать мировым стандартом развитых стран для публичных компаний. Если это произойдет, вопрос будет уже не в том, что кто-то подготовил отчет и получил больше инвестиций, а в том, что другие не получат вообще ничего", - говорит Виктор Коваленко. Впрочем, новые стандарты насаждаются и сейчас. Еще в 2010 г., до выпуска стандарта интегрированной отчетности, Йоханнесбургская биржа в ЮАР обязала все компании, акции которых котируются на этой бирже, предоставлять совместный нефинансовый и финансовый отчеты или объяснять в своем финансовом отчете, почему они этого не делают. К этому движению присоединились биржи Бразилии, Турции, фондовая биржа Гонконга. Ряд других стран (Дания, Франция, Индия) ввели такое обязательство для ТОП-100 своих крупнейших компаний. Так что и украинский бизнес может вскоре столкнуться с подобными требованиями.

По словам эксперта Baker Tilly по вопросам устойчивого развития Александра Кислицина, несколько отечественных компаний уже готовят для инвесторов нефинансовую информацию по более простым стандартам GRI (требуют раскрытия информации только о существенных аспектах бизнеса, а не отчета обо всем, что происходит на предприятии). Среди первопроходцев - СКМ, ДТЭК, Метинвест, "Оболонь" и другие. Наиболее актуально составление интегрированной отчетности для крупного бизнеса и компаний, которые либо уже размещают свои бумаги на бирже, либо только собираются выйти на рынки капитала.

Компании продолжат лгать

Мировые финансовые регуляторы активно ищут возможность узнать правду о состоянии компаний, привлекающих капитал. Ведь именно масштабное надувательство в отчетах стало одной из причин усугубления кризиса. Начало корпоративным скандалам, связанным с мошенничеством в финотчетности, было положено банкротством компании Enron в 2002 г. Сразу после этого рынки сотрясла череда корпоративных скандалов по всему миру. Так, в 2002 г. вторая по величине компания в США WorldCom, предоставлявшая услуги по междугородным и международным переговорам, была поймана за руку на мошенничестве, в результате которого ее прибыль была завышена на $3,85 млрд. А в 2003 г. о банкротстве заявила крупнейшая в Италии компания пищевой индустрии Parmalat, прогоревшая из-за завышения величины остатка по банковскому счету на $3,9 млрд. Бухгалтерские уловки стали причиной краха и Lehman Brothers в 2008 г. Банк шел на манипуляции с отчетностью, чтобы улучшить свои финансовые показатели и сохранить высокий рейтинг. Его банкротство потрясло весь мир и ознаменовало начало самой острой фазы финансового кризиса.

Впрочем, полного спокойствия инвесторам не сможет дать и интегрированная отчетность. Во-первых, включение в рапорт нефинансовых показателей отнюдь не является гарантией, что менеджмент и аудиторы при этом не "нахимичили" с цифрами. Во-вторых, нефинансовые отчеты во многом базируются на виртуальных показателях - прогнозе дальнейшего развития компании, разработке ее экологической составляющей, актуальной информации о будущих событиях, которые внесут изменения в деятельность компании, и т. д. Манипулировать такими прогнозными составляющими гораздо проще, чем "рисовать" активы или прибыль. К тому же компаниям позволено не раскрывать в рамках нефинансовой отчетности информацию, представляющую "коммерческую тайну". Поэтому те с чистой совестью смогут причислить к этой категории все, что по каким-то причинам решат утаить от инвесторов. Пока международная финансовая система не нашла идеального рецепта перекрыть возможность манипулирования с отчетностью, инвесторам, по сути, придется играть вслепую.

Как ковались новые стандарты

Первые стандарты появились еще в 2000 г., когда была создана Глобальная инициатива отчетности (GRI). Через 10 лет организован Международный комитет по интегрированной отчетности (IIRC). В декабре 2013 г. им были утверждены принципы объединения информации и показателей финансовой и нефинансовой отчетности в единый документ (integrated report, IR).

По словам Хеннинга Драгера, для участия в пилотной программе IIRC зарегистрировались уже более 120 международных компаний. Среди них SAP, Coca-Cola, "Роснефть", "Уралсиб", HSBC, Eskom, Volvo, "Данон", Telefonica, BASF и др. "Интегрированная отчетность представляет наибольший интерес для компаний, которые оказывают сильное воздействие на окружающую среду. Например, "Роснефть" и "Росатом", которые уже предприняли первые попытки составить такие отчеты. Скажем, "Росатом" рассказывает о своих системах обращения с ядерными отходами или заботе о сотрудниках, чья работа связана с риском для здоровья", - отмечает эксперт Александр Кислицин.

    Реклама на dsnews.ua