• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Какие валютные ограничения НБУ отменит первыми

Только ликвидация регулятором массы бюрократических процедур могла бы сэкономить бизнесу до 600 млн грн. в год
Фото: bdzhola.com
Фото: bdzhola.com
Реклама на dsnews.ua

На Институтской работают над концепцией реформы валютного регулирования. В Нацбанке считают, что сейчас для либерализации самое время. Во-первых, в стране наступила хрупкая экономическая стабильность (после двух лет падения ВВП в этом году прогнозируют 1% роста). Во-вторых, большинство ограничений и запретов, введенных центробанком за последние два года, уже отыграли свою роль — помогли сбить панику и ослабить девальвационные и инфляционные ожидания населения и бизнеса. Ситуация на валютном рынке более-менее устаканилась. Благодаря росту цен на металл гривня даже стала ревальвировать. Рост потребительских цен также резко замедлился: в марте инфляция составила 20%, а по итогам года ее прогнозируют на уровне 12-15%.

По многим принципиальным вопросам в банковском ведомстве пока не могут принять решения. По словам заместителя главы НБУ Владислава Рашкована, все еще непонятно, стоит ли писать новый "валютный" закон вместо действующего ныне древнего Декрета о валютном регулировании от 1993 г. Не исключено, что в конечном итоге все обойдется доработкой нынешнего Закона "О Национальном банке Украины", в который внесут несколько абзацев (а возможно, и глав), посвященных вопросам валютного регулирования.

В любом случае, на отмену всех без исключения валютных ограничений у нашей страны есть менее трех лет. Украина взяла на себя обязательство внедрить к 2019 г. Директиву ЕС 88/361. Этот документ предусматривает полную либерализацию движения капиталов.

Для начала в центробанке решили поработать над разбюрократизацией процессов на валютном рынке. Как отметил Владислав Рашкован, сейчас рассматривается порядка 60 норм, касающихся этого вопроса. Чрезмерная зарегламентированность процедур, необходимых для проведения валютных операций, стала настоящей катастрофой для бизнеса. Около трети ограничений, введенных НБУ, связаны именно с необходимостью подачи разного рода документов, на основании которых регулятор дает добро на покупку валюты. "Административный налог, связанный с валютным регулированием, составляет для бизнеса около 500-600 млн грн. ежегодно (это платежи, которые нужно уплатить согласно нормативно-правовым актам регулятора плюс административные затраты на логистику, зарплаты сотрудникам, которые выполняют эту работу, и т. д.). А суммарное количество дней ожидания, которые тратятся на проведение валютных операций, для всех субъектов бизнеса, работающих в Украине с валютой, составляет порядка 4 млн в год. Если конвертировать их в ВВП, то, по приблизительным подсчетам, недополученная бизнесом выручка составит порядка 3 млрд грн. в год", — говорит проектный менеджер EasyBusiness Артем Рафаэлян.

Какие именно бюрократические процедуры будут отменять и каким будет следующий шаг, в Нацбанке пока не знают. На повестке дня —отмена ограничений на покупку валюты для выплаты дивидендов, что должно вселить энтузиазм в инвесторов. Об этом говорят уже не первый месяц. Но во многом принятие такого решения (как и многих других) будет зависеть и от МВФ, который контролирует все шаги НБУ на валютном рынке, и от политической ситуации в стране. "Еще в марте-апреле прошлого года у нас был план, как выходить из валютных ограничений. Но за последние полтора года в Украине прошли президентские, парламентские, местные выборы, а также процесс формирования Кабминов. Такая политическая нестабильность не позволяет нам плавно идти в рамках программы МВФ. Если бы все запланированные пересмотры программы были сделаны своевременно и получены все транши от Фонда, мы бы уже предприняли все необходимые шаги, в том числе и по либерализации вывода дивидендов", — уверяет зампред НБУ.

Банкиры считают, что ряд ограничений центробанк мог бы отменить прямо сейчас, не дожидаясь денег МВФ или одобрения "свыше". Многие введенные им административные меры уже давно потеряли практический смысл и никак не влияют на ситуацию на рынке. Одна из таких отживших норм — ограничение на снятие валютных депозитов (сейчас клиент может снять с валютных карт и счетов до 50 тыс. грн. в эквиваленте в сутки). "После изменений в законодательстве (предоставления банкам права привлекать депозиты без возможности досрочного снятия средств клиентом. —"ДС") банки уже получили возможность заменить средства до востребования срочными депозитами. Кроме того, еще во втором полугодии 2015 года финучреждения начали выпускать валютные депозитные сертификаты, которые позволили легально обойти ограничение НБУ", — говорит председатель правления UniCredit Bank Тамара Савощенко.    

Реклама на dsnews.ua

Также в силах регулятора заняться легализацией наличного валютного рынка. Сейчас население может покупать в кассах банков СКВ на сумму, не превышающую эквивалент 6 тыс. грн. При этом покупатель должен еще уплатить 2%-ный сбор в Пенсионный фонд. Из-за таких драконовских мер украинцы уже давно скупаются на черном рынке, где и валюту можно покупать без ограничений, и дополнительный сбор платить не нужно. В итоге банки теряют доходы от торговли валютой, а государство недополучает налоги. "По сравнению с 2007-2008 годами официальный объем наличных валютных операций упал практически в 20 раз. Сейчас среднемесячный объем составляет порядка $300 млн, тогда как в 2008-м было около $8 млрд. Наивно считать, что реальный валютный рынок также сократился в 20 раз. Все понимают, что доходы от покупки-продажи наличной валюты сейчас получают совсем другие люди. Причем получают их нелегально, не платя налоги в бюджет. Все, что нужно сделать НБУ для легализации рынка, — снять ограничение на покупку валюты населением, разрешить изменение курса в течение дня и добиться отмены сбора в Пенсионный фонд", — полагает член правления Сбербанка Дмитрий Золотько.

Похожая ситуация и на межбанковском валютном рынке, который держится сейчас на интервенциях и аукционах НБУ. "Сами банки уже практически перестали торговать между собой. До 2014 года обычный среднедневной объем торгов составлял около $1 млрд. Сейчас — $150-200 млн, максимум $300 млн", — констатирует заместитель председателя правления Ситибанка Владислав Сочинский. Остальные объемы переместились на образовавшийся безналичный черный рынок, а предприятия перевели расчеты в офшоры. Такая ситуация явно не идет на пользу экономике страны. И чем дольше Нацбанк будет размышлять над отменой ограничений, тем сильнее будут усугубляться экономические дисбалансы.

    Реклама на dsnews.ua