• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Конституционный суд может принять решение о реприватизации "Укррудпрома"?

В деле о продаже бывшей госкомпании "Укррудпром" - очередной поворот: по просьбе парламентариев КСУ наконец может открыть производство о незаконности его приватизации в далеком 2004 г.
Фото: krivoyrog.glo.ua
Фото: krivoyrog.glo.ua
Реклама на dsnews.ua

Распродажа для "промышленных патриотов"

На момент приватизации ГАК "Укррудпром", контролируемая ФГИ, была крупнейшим горнодобывающим холдингом Украины, она владела контрольными пакетами акций горно-обогатительных комбинатов (ГОКов). Однако в миноритарных акционерах уже были крупнейшие бизнесмены страны. При этом на предприятиях накопилось множество проблем экономического, экологического и социального характера. Долгое время продолжались дискуссии о необходимости отдать их в частные руки. В конце концов, сошлись на том, что продавать нужно, приняв для этого специальный закон. Он предусматривал преимущественное право на выкуп акций предприятий "Укррудпрома" теми, кто владел пакетом 25%+1 акция в каком-либо из комбинатов. Если же свыше 75% объекта принадлежало государству, то его акции продавались на специальном конкурсе с участием инвесторов других предприятий, входящих в холдинг. Это значит, что на практике сторонние покупатели не допускались. Тогдашний президент Леонид Кучма подписал данный закон 28 апреля 2004 г., который вскоре вступил в силу. Кстати, продажа комбинатов украинским инвесторам соответствовала политике "промышленного патриотизма" - якобы лучше отдать своим, чем иностранцам.

Так, были определены условия продажи государством доли в 10 ГОКах, которые входили в "Укррудпром". К этому процессу подключились миллиарды. Структуры Рината Ахметова купили по 50%+1 акция Центрального и Северного ГОКов соответственно за 106 млн и 207,6 млн грн. Группа "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова приобрела 25,78% акций Южного ГОКа за 60 млн грн и 25,1% акций ГОКа "Сухая Балка" за 18,13 млн грн, а также 93% акций Криворожского железорудного комбината (КЖРК) за 689,5 млн грн в пользу Виктора Пинчука (однако потом Коломойский оставил контроль за предприятием за собой, что стало причиной громких судебных разбирательств). А Вадим Новинский выкупил 37,5% акций Ингулецкого ГОКа за 162,9 млн грн. Кроме того, были приватизированы 90,57% ОАО "Докучаевский флюсо-доломитный комбинат", 89,92% ОАО "Новотроицкое рудоуправление", 93,16% ОАО "Кривбассвзрывпром" и 93,83% акций ОАО "Балаклавское рудоуправление им. А. М. Горького". И сейчас большинством высокоприбыльных горнорудных предприятий страны владеют группы "Метинвест" и "Смарт-холдинг", бенефициарами которых являются Ахметов и Новинский.

От суда до суда

Однако уже в 2005-м новая власть решила пересмотреть результаты приватизации. В Кабмине заявили о намерении вернуть в госсобственность соответствующие активы. А 62 народных депутата обратились в КСУ с просьбой признать неконституционным Закон "Об особенностях приватизации предприятий "Укррудпрома". Определенный в нем особый порядок продажи, по мнению парламентариев, ограничивал права работников на приобретение акций этих предприятий и выводил данные субъекты хозяйствования из-под действия антимонопольного законодательства. Кроме того, авторы обращения утверждали, что, прописав специальные процедуры для одной компании, Верховная Рада превысила свои полномочия, поскольку приватизация любого госимущества должна происходить согласно единому порядку. Впрочем, КСУ в том же году отказался рассматривать дело, признав недостаточно обоснованными утверждения о неконституционности указанного закона, а перечисленные в представлении возможные нарушения - неподведомственными.

Затем споры вокруг "Укррудпрома" поутихли, однако идея его реприватизации теплилась в умах многих политиков и бизнесменов и опять вспыхнула уже в 2015 г., когда новая на тот момент власть начала пересматривать громкие решения прошлых лет. Масла в огонь подлил собственник группы "Приват" и на тот момент глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский. На одном из закрытых заседаний комиссии ВР по вопросам приватизации, возглавляемой его соратником Борисом Филатовым, миллиардер, со слов последнего, говорил о распиле предприятий "Укррудпрома" за $500 млн, что якобы в 100 раз меньше, чем его реальная стоимость по тем временам. Более того, Коломойский заявил, что сам вынужден был участвовать в этой якобы незаконной приватизации, платил взятки Кучме и его зятю-миллиардеру Пинчуку, потому что боялся открытых против себя уголовных дел.

При этом, как сообщил Филатов, Коломойский готов был дать соответствующие показания в качестве свидетеля. Через два месяца парламентская комиссия пришла к выводу, что "в действиях по организации приватизации предприятий "Укррудпрома" есть признаки ряда уголовных действий", поэтому депутаты обратились к генпрокурору с просьбой "обеспечить всестороннее, полное и объективное расследование в соответствующем уголовном производстве". А Кабмину они предложили провести новую оценку "Укррудпрома" по состоянию на 2004 г. с привлечением независимых экспертов. По мнению некоторых аналитиков, Коломойский таким образом хотел надавить на Пинчука, с которым он на тот момент судился за комбинат. Об этом деле чуть позже.

Реклама на dsnews.ua

Но уже в апреле текущего года 54 народных депутата вновь попросили КСУ проверить законность продажи "Укррудпрома" из-за "дискриминационных правил" его приватизации. Как и их коллеги в 2005 г., парламентарии акцентировали на том, что в соответствующем законе закреплены привилегии действующих на 2004 г. инвесторов "Укррудпрома" перед другими потенциальными покупателями. Принимать участие в конституционном производстве по этому представлению истцы поручили народным депутатам Павлу Ризаненко из БПП и Виктории Войцицкой из "Самопомочі".

Стоит напомнить, что долгое время Пинчук судился с Коломойским и Боголюбовым за КЖРК в Высоком суде Лондона. Однако в 2016 г. миллиардеры заключили между собой мировое соглашение - оппоненты передали Пинчуку элитную недвижимость в Лондоне в обмен на отказ от претензий на комбинат. Кроме того, Пинчук якобы заинтересован в дестабилизации ситуации вокруг реприватизации ГОКов как в аргументе при разговоре с Ахметовым о снижении тарифов на электричество для своей "Днепростали".

31 мая 2018 г. дело рассматривалось Второй коллегией судей Первого сената Конституционного суда. Важным обстоятельством было то, что главный интересант дела, Ринат Ахметов, к тому времени стал союзником Петра Порошенко, а двух судей, проголосовавших против открытия конституционного производства, С. Саса и Н. Мельника, инициаторы рассмотрения дела открыто подозревали в ангажированности.
Впрочем, Коллегия судей КСУ хоть и отказалась открывать конституционное производство в деле о законности приватизации "Укррудпрома", но, согласно процедуре, передала представление на рассмотрение Большой палаты КСУ. А она не имеет законодательных ограничений в сроках принятия решений, поэтому все могло бы снова затянуться. Однако, по информации "ДС", КСУ в ближайшее время все же примет на рассмотрение депутатское представление. К тому же дело находится под пристальным вниманием зарубежных партнеров Украины, в первую очередь США, которые намерены тщательным образом искоренять коррупционные схемы в украинской экономике. А значит, дело о реприватизации "Укррудпрома" наконец сдвинется с мертвой точки.

Рудные комбинации

Чего ждать дальше? Конечно, это столкновение интересов богатейших людей страны, политических и даже геополитических интересов, о которых частично уже упоминалось выше. Тем более что для Украины в целом и для отдельных ФПГ железная руда - важнейшее сырье. По доказанным запасам и объемам ее добычи наша страна входит в первую мировую десятку.

Теперь конкретно о комбинатах. Можно с уверенностью утверждать, что из некогда приватизированных десяти предприятий ГАК "Укррудпром" три сейчас не представляют интереса для инвесторов. Это Докучаевский флюсо-доломитный комбинат и Новотроицкое рудоуправление в Донецкой области, которые находятся на неподконтрольной территории или непосредственно на линии размежевания, и Балаклавское рудоуправление, оставшееся в аннексированном Крыму. Некоторые предприятия после приватизации неоднократно перепродавались, поэтому их трудно будет вернуть. Привлекательными можно называть ИнГОК, Северный и Центральный комбинаты, которые входят в структуру холдингов Ахметова и Новинского. И именно их интересы больше всех затрагивает возможная реприватизация "Укррудпрома". Тем более что без комбинатов предприятия из империи Ахметова превращаются в груду металлолома. Конечно же, не стоит забывать и о КЖРК, который вот уже полтора десятилетия находится под контролем Коломойского. Однако несомненный позитив в том, что суд наконец скажет свое слово в этой длинной, запутанной, скандальной и очень "денежной" истории. Правовой гештальт нужно закрыть.

    Реклама на dsnews.ua