• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Цугцванг для "слуг народа". Почему спор Нацбанка с Минфином не закончится хорошо для власти

Проект бюджета на 2021 г., поданный в Верховную Раду, предполагает дефицит бюджета в 270 млрд грн. В условиях, когда нет поддержки внешних кредиторов, профинансировать его можно только за счет печатного станка или сократив расходы

Фото: НБУ
Фото: НБУ
Реклама на dsnews.ua

Пара слов о дыре в бюджете

Национальный банк Украины открыл публичную дискуссию по вопросу бюджета на следующий год, а точнее, о приемлемости предложенного Министерством финансов размера дефицита бюджета и способах его финансирования.

Напомним, что поданный в Верховную Раду 14 сентября проект бюджета на 2021 г. предусматривает дефицит бюджета в размере 270 млрд грн (6% ВВП), который хотя и ниже, чем дефицит в текущем году (298 млрд грн), но все же вдвое выше, чем условно безопасный уровень (3% ВВП), и втрое выше, чем дефицит бюджета в 2018-19 гг.

Покрыть такой дефицит планируется за счет заимствований. Других путей просто нет. Эксперты уже предупреждали, что поскольку украинские власти поставили сотрудничество с МВФ на длительную паузу, то денег от внешних кредиторов в этом и в следующем году мы вряд ли увидим. ОВГЗ на внешних рынках, которые служили надежным источником поступлений денег в страну, в следующем году не будут пользоваться столь высокой популярностью. Остается единственный шанс закрыть "дыру" в государственном кармане — за счет заимствований внутренних, а другими словами — за счет включения печатного станка.

НБУ не хочет печатать деньги

Однако председатель НБУ Кирилл Шевченко 8 октября в интервью "Зеркалу недели" недвусмысленно выразился, что выступает против того, чтобы латать дыру в бюджете за счет больших внутренних заимствований.

По его словам, сегодня НБУ ведет с Министерством финансов дискуссию о размерах заимствований, которые пока запланированы на уровне около 500 млрд грн. "Это действительно колоссальный объем заимствований для нашего внутреннего рынка. Если этот объем оставить, он может привести к так называемому эффекту вытеснения, и в результате кредитование, развитие которого — приоритет для всех как в НБУ, так и в правительстве и ОПУ, может замедлиться, а процентные ставки — вырасти", — сказал он.

Реклама на dsnews.ua

Кирилл Шевченко предупредил, что НБУ не намерен участвовать в финансировании дефицита бюджета за счет ОВГЗ, а также он считает, что для этого не должны привлекаться и государственные банки. "Есть общемировые индикаторы объемов финансирования госдолга банковской системой в процентах от депозитной базы. Так вот, 35% от депозитной базы — это максимальный показатель для нашего рынка. Сейчас он у нас составляет почти 35%. Эти почти 35% и являются ответом на вопрос о том, как я к этому отношусь", — сказал он.

Неприемлемый дефицит

Илья Несходовский, директор Института социально-экономической трансформации, рассказал "ДС", что, учитывая планы правительства заложить в следующем году рост экономики на уровне 4,6%, предложенный дефицит бюджета — абсолютно неприемлем и не обоснован. "Учитывая, что у нас проблемы с получением второго транша МВФ в этом году, и вопрос с получением транша в следующем, учитывая наличие паузы в отношениях с другими партнерами, предоставляющими помощь, которая могла бы быть источником покрытия дефицита, то у нас сразу же возникают проблемы с выходом на международные рынки заимствований: будут ли покупать наши ценные бумаги исходя из нынешних макроэкономических показателей? В такой ситуации источником покрытия дефицита на следующий год могут быть только внутренние заимствования", — пояснил он.

Если победит Минфин

По словам Ильи Несходовского, покрытие дефицита бюджета за счет эмиссии, против чего выступает НБУ, будет иметь серьезные инфляционные и девальвационные последствия для экономики. "Деньги попадут или на валютный рынок, или на потребительский. Это будет раздувать инфляцию и девальвацию, и будет отпугивать иностранных инвесторов от вложений в Украину. Поэтому в данном случае это приведет к тому, что экономика будет уже не в стагнации, а продолжит свое падение", — сказал он.

По мнению Ильи Несходовского, если власти начнут действовать по этому сценарию, пойдут прахом все достижения за последние 5 лет — стабильная банковская система и макроэкономическая стабильность.

Президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак также поддержал позицию Кирилла Шевченко: финансировать дефицит за счет эмиссии очень вредно. Но он отметил, что, хотя глава НБУ и заявляет о неприемлемости этого шага, но почему-то в это же время из правления НБУ был устранен Олег Чурий, который также выступал против эмиссии, и на сегодня вопрос — останутся ли в правлении разделяющие эту позицию Екатерина Рожкова, Дмитрий Сологуб. Поэтому, по словам Тараса Козака, будет ли на руководство НБУ оказано такое давление, которое вынудит его пойти на эмиссию — это наибольшее переживание на сегодня экономистов и игроков валютного рынка. "Потому что если будет эмиссия, то курс гривни будет 30-40-50", — сказал он.

Если победит НБУ

Тарас Козак считает, что дефицит бюджета будет существенно пересмотрен. "20 октября мы ожидаем первое чтение проекта в Верховной Раде, но оно будет ни о чем — будут рассматривать хотелки депутатов. А вот ко второму чтению, я уверен, Минфин уменьшит дефицит, потому что нет пояснения у министра финансов Сергея Марченко, ни за счет чего в этом году финансировать 240 млрд грн дефицита, ни за счет чего финансировать в следующем году 270 млрд грн в условиях отсутствия МВФ", — сказал он.

По мнению Тараса Козака, в этом году выборы, и провластная партия, не имея большой поддержки, популистским бюджетом пыталась купить симпатии избирателей. "А когда выборы пройдут, симпатии уже будут не нужны, и можно будет сказать: МВФ не разрешает иметь такой дефицит, поэтому придется его снижать. Извините нас, наши избиратели. Ведь выборы уже пройдут, и всем уже будет все равно", — сказал он.

По мнению Несходовского, сократить дефицит бюджета нужно будет однозначно. "Первое, что нужно, — отменить повышение минимальной зарплаты. Ее нельзя поднимать в условиях падения экономики. Можно было бы поднять до 5500 грн на следующий год, и этого было бы достаточно. Это было бы поднятие на 10% на уровне инфляции", — сказал он.

Также, по словам Несходовского, добиться сокращения дефицита можно за счет некоторого увеличения доходной части бюджета, в частности — включения в нее доходов от азартных игр.

А по мнению Дмитрия Боярчука, исполнительного директора CASE Украина, нынешняя ситуация для власти выглядит плохой с обеих сторон. Если оставить нынешний дефицит бюджета, то его нужно будет финансировать за счет инфляционного ресурса. Если же сокращать расходы — это означает недофинансирование многих программ и потерю рейтинга действующей власти. "Если пойдет сокращение расходов, то это будет резонанс: это будет во всех медиа, и рейтинги обвалятся. Сократить так, чтобы это никого не задело — это маловероятно", — сказал он.

    Реклама на dsnews.ua