• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Бумажный мир

Реклама на dsnews.ua
Пока химики изобретают очередной полимер, дизайнеры шьют платья и строят дома из обычной бумаги.

Пока химики изобретают очередной полимер, дизайнеры шьют платья и строят дома из обычной бумаги.

На фоне суперсовременных синтетических материалов, позволяющих создавать любые конструкции без каркаса и швов, бумага кажется анахронизмом, а изделия из нее — детской забавой. Но это совсем не так. Из бумаги ныне делают практически все: от светильников и мебели до жилых домов. Причем срок жизни этих объектов исчисляется не днями и неделями, а годами! Если раньше эти "поделки" не воспринимались всерьез, то сегодня к бумажному промыслу присоединились солидные компании и известные марки, выпускающие полноценные интерьерные коллекции из бумаги.

Бумажных дел мастера

Еще недавно эксперименты с бумагой были уделом начинающих дизайнеров, которые предпочитали воплощать свои фантазии в дешевом и доступном материале. Этот путь, к примеру, выбрал в конце 1960-х гг. молодой Фрэнк Гери, ныне — один из самых востребованных архитекторов в мире. Создавая бумажные макеты своих необычно изогнутых зданий, он заметил, что картон, склеенный из нескольких листов, по прочности не уступает другим твердым материалам и при этом отлично держит форму. Из многослойного картона Гери смоделировал стулья и кресла, выпуск которых швейцарская фабрика Vitra — первооткрыватель многих модных трендов — освоила в 1970-х гг. Примерно в то же время Пако Рабан первым из fashion-дизайнеров "сшил" платья из бумаги, а британец Питер Мердок придумал детский стул из картона. Но все эти примеры были, скорее, исключением, чем правилом, пока на рубеже веков не замаячил мегапопулярный тренд заботы об окружающей среде, а вторсырье не превратилось в излюбленный материал многих дизайнеров.

Сегодня производство мебели и прочей бытовой утвари из бумаги — уже не бунтарство и не вызов. Наоборот, большинство компаний включают в свой ассортимент "нечто бумажное" в качестве обязательной единицы. Так что на выбор потребителя — и деревянная мебель, и пластиковая, и бумажная, если очень надо. А то, что ранее выпускалось поштучно или пылилось на выставочных стендах как экспериментальная модель, отныне можно заказать прямо на сайте производителя или дизайнерского бюро.

По функциональности и дизайну мебель из бумаги практически не уступает деревянным или синтетическим аналогам. При этом у нее есть свои несомненные плюсы, которых лишены последние. Во-первых, затраты на материал и производство незначительны, что в нынешних условиях тотальной экономии становится весьма актуальным. Если же крупные фабрики примутся выпускать бумажные стулья-тумбочки в массовом порядке, то очевидно, что цены на них станут ниже. Во-вторых, сравни­тельная недолговечность бумажной мебели тоже может стать плюсом — затянувшие пояса потребители все равно смогут обновлять интерьер когда им захочется. И это снова только на руку фирмам, которые по-прежнему будут эксплуатировать тренд новизны, уверяя, что самое новое — это и есть самое лучшее. Логика тут проста: если каждый год компания выпускает новую серию мебели (посуды, мобильных телефонов, стиральных машин и пр.), а рекламный отдел делает все возможное, чтобы ее непременно купили, то отпадает и необходимость в вещах, сделанных на века. Сама компания не заинтересована в них. Зачем нужен прочный и дорогой стол, если через год вздумается его поменять? Кроме того, даже на прочных столах появляются некрасивые царапины, сколы. Бумажная же мебель изначально не претендует на долговечность, а значит, ее можно выбросить без особых угрызений совести. Причем сам процесс утилизации не займет много времени и денег, в отличие от вывоза на свалку массивного шкафа, доставшегося еще от бабушки.

Помимо всего прочего, в отличие от той же ДСП или синтетики, бумага — суперэкологичный материал, который легко переработать без вреда для человека и природы. А мода на экологически чистый продукт, судя по всему, еще долго будет популярной. Так что можно предположить: налицо — новый вид бизнеса, который в условиях кризиса может быть подхвачен предприимчивыми людьми. Почва для популярности такой мебели уже подготовлена, оригинальные макеты и разработки от ведущих дизайнеров тоже имеются, так что дело — только за организацией массового производства, которое сделает эту мебель конкурентоспособной на рынке.

Реклама на dsnews.ua

Помятый и в дырочку

Кстати, утверждать культ не одноразовой, но временной вещи взялись даже титулованные бренды. В частности, немецкая компания Ingo Maurer, известная дорогими дизайнерскими светильниками, в дополнение к эксклюзивным люстрам ручной работы впервые выпустила коллекцию торшеров и настольных ламп MaMo Nouchies с бумажными абажурами. Как и все выходящее из-под руки дизайнера Инго Маурера, задрапированные в бумагу лампы в виде то ли птиц, то ли цветов столь же необычны, сколь и все предыдущие их стеклянные "сородичи". При этом видно, что Маурер, работая над очередным абажуром, не делал никакой разницы между бумажными и небумажными изделиями: они так же изысканны в каждом изгибе, открывая тем самым новые возможности бумаги как универсального и недорогого материала.

Но мало использовать бумагу, важнее применить новые варианты ее массового использования. Допустим, канадская фирма Molo придумала серию стульев-пуфов, межкомнатных перегородок и ламп Soft из… клееной бумаги. Вся мебель получилась складной, наподобие детских игрушек-гармошек (бумажных шариков, фруктов, собачек, которые обычно вешают на елку). Но выглядит она настолько оригинально и стильно, что некоторые предметы Soft были отобраны руководителями музея современного искусства MoMA для постоянной экспозиции.

Нинке Тинагель и Джоб Смитс из дуэта Studio Job выпустили коллекцию Paper, в которой несколько шкафов, комод, торшер и люстра изготовлены из папье-маше — бумажной массы с добавлением гипса, клея или крахмала. При этом дизайн Paper полностью повторяет классические деревянные образцы, так что, не зная, из чего сделаны эти вещи, легко ошибиться.

Подобный минимализм исповедует и американская студия Graypants, которая выбрала для своих абажуров Scraplights… пористые прослойки из картона, которые обычно помещают в коробки для смягчения ударов. Оказалось, что эти картонные "соты" создают таинственную игру света и тени.

Изделий из картона и бумаги сейчас настолько много, что даже трудно сказать, чего еще нет в бумажном исполнении. Особенно забавно то, что некоторые изделия из бумаги и ее производных могут продаваться по цене, незначительно ниже деревянных или синтетических аналогов. К слову, погонный метр бумажной скамейки ExBox Benchот Джайлса Миллера стоит GBP250. При этом производители и дизайнеры не скрывают, что проживут эти "бумажки" недолго — два-три года, от силы пять лет — при бережном обращении. Но спрос на эти предметы интерьера не падает в силу той же мегаактуальной экологичности и возможности произвести нечто оригинальное из подручного сырья.

В этом плане вполне логичным и ни капельки не смешным покажется конкурс Toilet Paper Dress Wedding в Нью-Йорке, где на полном серьезе выставляются свадебные платья из… туалетной бумаги. В этом году конкурс проводился уже в третий раз, и зрителей было — хоть отбавляй.

Дом из картона

"Ничто не вечно, — уверен японский архитектор Шигеру Бан, который вот уже почти 20 лет строит свои бумажные дома по всему миру. — Железобетонный дом не вечен — его можно легко разрушить экскаватором, просто он оставляет после себя горы мусора, а бумага и бамбук — нет. Кроме того, архитектура должна быть безопасной: во время катастроф не природа губит людей, а тяжеловесные здания". И с этим трудно не согласиться.

Наверное, одним из первых в современной архитектуре Бан провозгласил принцип: хороший дом не должен быть вечным. Он может выйти из моды, надоесть хозяину, рано или поздно этот дом придется сносить, а потому строить надо из прочных, но временных и рециклируемых (перерабатываемых) материалов. Так японец пришел к бумаге, к конструкции из бумажных труб, которую он запатентовал в 1995 г. Его рaper tubes structures представляют собой металлические трубы, вокруг которых обматывается спрессованная бумага. По прочности эти "бревна" даже превосходят деревянные. А чтобы крыша не протекала под дождем, используется непромокаемая почтовая бума­га — именно такое решение было реализовано в японском павильоне, построенном в Ганновере для Expo-2000.

Преимущество бумажной архитектуры Бана — возможность замены от­дельных элементов без ущерба для всей конструкции, а значит, долговечность самого материала перестает играть решающую роль. Сам архитектор осторожно оценивает срок жизни бумажных зданий в среднем в два года, хотя некоторые из его зданий уверенно стоят гораздо больше. Так, например, церковь в Кобэ простояла целых 11 лет! И простояла бы еще дольше, если бы не реконструкция района. Чтобы не мешать застройке, церковь просто разобрали и перевезли на Тайвань. Такие путешествия не под силу совершить ни одному бетонному зданию!

Пока бумажных построек Бана — порядка 30 в мире. Но кто знает, возможно, уже через десять лет мечта конструктивистов и фантастов о мобильных домах, передвигающихся вместе со своим хозяином и складывающихся до размера чемодана, станет реальностью.

    Реклама на dsnews.ua