Космические фермы. На МКС обнаружили неизвестные науке микробы

На борту МКС "жили" три неизвестных до сих пор штамма, которые помогали растениям расти

На МКС обнаружили неизвестные науке микробы
На МКС обнаружили неизвестные науке микробы / NASA

Журналистка Science Alert Джасинта Боулер со ссылкой на исследование американских и индийских ученых, опубликованное в журнале Frontiers in Microbiology, пишет о том, как новые виды бактерий могут теоретически помочь космическому сельскому хозяйству.

Зоопарк бактерий и грибов, живущих среди нас, постоянно увеличивается в объемах. И также в условиях низкой гравитации, в частности на Международной космической станции (МКС).

Ученые из США и Индии, сотрудничающие с NASA, обнаружили на четырех разных участках МКС четыре штамма бактерий, три из которых науке до сих пор не были известны.

Три из четырех штаммов были выявлены еще в 2015 и 2016 гг.: один был обнаружен на верхней панели исследовательских станций МКС, второй — в куполе, третий — на поверхности обеденного стола; четвертый обнаружили в старом фильтре HEPA, который вернули на Землю в 2011 г.

Все четыре штамма принадлежат к семейству бактерий, обитающих в почве и пресной воде; они участвуют в фиксации азота, росте растений и могут помочь остановить распространение на растениях патогенных микроорганизмов. По сути, это хорошие бактерии, которые следует держать под рукой, если вы что-нибудь выращиваете.

Вам, возможно, станет интересно, что же эти почвенные бактерии забыли на МКС: астронавты годами выращивают небольшое количество растений в пищу на станции, потому неудивительно, что мы обнаружили на борту этих микробов.

Один из штаммов — из фильтра HEPA — был идентифицирован как известный вид под названием Methylorubrum rhodesianum. Остальные три секвенировали, и выяснилось, что все они принадлежат к одному и тому же, ранее не идентифицированному виду. Штаммы назвали IF7SW-B2T, IIF1SW-B5 и IIF4SW-B5.

Команда ученых под руководством генетика из Университета Южной Калифорнии Свати Биджлани предложила назвать новый вид Methylobacterium ajmalii в честь Аджмала Хана, известного индийского ученого, специализирующегося на биоразнообразии. Новый штамм также тесно связан с уже известным видом под названием M. indicum.

"Чтобы выращивать растения в экстремальных местах, где ресурсы ограничены, требуется изоляция новых микробов, которые помогают стимулировать рост растений в стрессовых условиях", — пояснили журналистам два члена команды ученых, Кастури Венкатесваран и Нитин Кумар Сингх из Лаборатории реактивного движения NASA.

И т.к. нам уже понятно, что эти микробы могут выжить в суровых условиях МКС, исследователи провели генетический анализ четырех штаммов, чтобы выделить гены, которые можно использовать, чтобы помочь росту растений.

"Полная совокупность геномных последовательностей этих трех штаммов с МКС, представленная здесь, позволит провести сравнительную геномную характеристику изолятов МКС с земными аналогами в будущих исследованиях", — говорится в исследовании.

"Что также поможет определить генетические детерминанты, которые вполне вероятно ответственны за рост растений в условиях микрогравитации и могут внести вклад в развитие самодостаточных сельскохозяйственных культур для долгосрочных космических полетов в будущем".

Ученые обнаружили, что один из штаммов с МКС, IF7SW-B2T, содержит многообещающие гены, способствующие росту растений, в том числе ген фермента, необходимого для цитокинина, помогающего делению клеток в корнях и побегах.

Однако предстоит провести еще больше исследований. Ученые признают: они лишь едва прикоснулись к микробному разнообразию на космической станции. На МКС уже собрано около 1000 образцов, но они все еще ожидают возвращения на Землю.

Вы только представьте себе, сколько захватывающих космических микробов мы можем найти!