• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Младореформаторы" и пустота

Реклама на dsnews.ua

В Вильнюсе произошло то, что должно было произойти: Виктор Янукович, который еще до поездки в Литву попался на крючок российского коллеги, не захотел подписывать не только соглашение об Ассоциации, но и любой другой декларативный документ, фиксирующий неизменность европейских стремлений нашего государства. Взять Киев на короткий поводок в нынешней ситуации Владимиру Путину было проще простого: все решил банальный финансовый вопрос. Причем, чтобы "купить" решение президента, Кремлю понадобились сущие копейки.

Дефолт в конце туннеля

"Держаться больше нет мочи", — это именно то состояние, в котором пребывает сейчас украинская казна. По официальной информации Минфина, дефицит госбюджета по итогам января–октября составил 40,8 млрд грн., что в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По оценкам международного рейтингового агентства Fitch Ratings, в этом году кассовые разрывы казны могут достичь 6,5–7% ВВП, что составляет примерно 90 млрд грн. По информации главы парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике Андрея Сенченко, уже сейчас в целом по регионам задолженность составляет около 45 млрд грн.

И пока нет предпосылок для того, чтобы дефицит начал сокращаться. Причина финансовой катастрофы лежит на поверхности: отечественная экономика находится в рецессии уже полтора года.

Безусловно, самое правильное решение в такой ситуации — начать жить по средствам, а значит, максимально сократить бюджетные расходы, в том числе социальные. Но такие решения может позволить себе только власть, пользующаяся высоким доверием народа.

Например, эту привилегию имеет правительство немецкого канцлера Ангелы Меркель: с началом кризиса Германия существенно урезала расходы казны и повысила налоги. Однако это обстоятельство не помешало партии власти снова выиграть парламентские выборы.

Реклама на dsnews.ua

Виктор Янукович заявляет, что он "как отец народа не может пойти на сокращение социальных выплат". Хотя правда в другом: власть, которой не доверяет народ, вынуждена покупать народную любовь бюджетными подачками.

Чем Россия лучше МВФ

Впрочем, даже придерживаясь таких методов управления, Янукович мог не попасть в сети к россиянам, разморозив кредитное сотрудничество с МВФ. Но для власти такой кредитор неудобен.

Во-первых, МВФ не может принимать решений в режиме он-лайн: сегодня Украина берет курс на евроинтеграцию, завтра в страну поступают деньги. Поскольку международные финансовые институты, как и европейские органы управления, которые также обещали финансовую помощь Украине в случае подписания соглашения об Ассоциации, — это в первую очередь мощная бюрократия, которая выдерживает все процедуры рассмотрения, в том числе и финансовых вопросов.

А на это нужно время, которого у Виктора Федоровича в нынешней патовой финансовой ситуации уже не было. Во-вторых, МВФ как классический кредитор хочет видеть, за счет каких ресурсов заемщик сможет обслуживать долг. Отсюда требования фонда о сокращении социальных расходов, повышении цен на газ для частных потребителей и пр., что должно было уменьшить давление на бюджет. Но, выполнив эти требования, власть лишилась бы главного — возможности и дальше покупать народную любовь.

Другое дело — Россия. С этим кредитором все предельно просто: вопрос о начале фианнсирования может решиться в течение нескольких дней, если не часов. К тому же Москву не интересует ни куда пойдут деньги, ни с чего будут отдаваться долги. И эти два обстоятельства полностью устраивали Президента. Но Виктор Янукович не учел избитой истины: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

По данным НБУ, по состоянию на прошлый понедельник портфель принадлежащих нерезидентам государственных долговых бумаг вырос до 6,88 млрд грн. Только в период с 20 по 25 ноября он увеличился почти на 3 млрд а на 29 ноября — до 9 млрд грн. И это при том, что до сих пор иностранцы активно сбрасывали наши долговые бумаги.

Финансовые аналитики предполагают, что такие сделки были заключены по предварительной договоренности, а бумаги выкупались российскими банками. Но главное, что облигации размещались с пут-опционом, которые могут быть предъявлены к погашению в любой момент. А это значит, что теперь Президент не может сделать ни одного шага в сторону без Москвы.

Конец эпохи "младореформаторов"

Поход на поклон к россиянам, по сути, стал результатом провала по всем фронтам команды "малодореформаторов", которая отвечала за евроинтеграционное направление и в своих действиях до сих пор имела полный карт-бланш.

Чтобы максимально упростить задачу по формированию государственного бюджета, Александру Клименко позволили создать Министерство доходов и сборов.

Новый орган получил фактически неограниченные полномочия и сконцентрировал под своей крышей контроль практически над всеми государственными финансами. Однако решить главную проблему — сократить дефицит государственного бюджета — Клименко не удалось.

Безрезультатными оказались и переговоры с МВФ, которые курировал Сергей Арбузов. Объяснять этот провал слишком жесткими условиями Фонда было бы ошибочно. Конечно, условия главного международного кредитора были непросты (повышение цены на газ для населения, замораживание социальных выплат и более гибкий курс гривни).

Но это не значит, что Фонд не был готов к компромиссу. Ведь главное требование заключалось лишь в одном: от переговорщиков требовалось показать источники обслуживания привлекаемого кредита.

Можно было убедить Фонд отказаться от идеи повышения цены на газ для частных потребителей, предложив альтернативный вариант сокращения кассовых разрывов "Нафтогаза" или государственной казны. Однако таких вариантов у переговорщиков почему-то не оказалось.

С момента принятия решения о движении в Европу у власти было достаточно времени и для того, чтобы подготовить экономику к вполне прогнозируемому сокращению экспорта в Россию и к возможному обострению газового вопроса.

Можно было начать и масштабную модернизацию экономики, которая бы смягчила "переходный период". Однако "младореформаторы" не только не предприняли в этих направлениях никаких шагов, но даже не составили вменяемого плана решения насущных экономических вопросов.

Как показывает опыт, Виктор Янукович не прощает масштабных провалов. О наступившем похолодании в отношениях свидетельствует хотя бы тот факт, что в последнюю неделю перед саммитом ЕС главным спикером правительства стал премьер Николай Азаров, хотя ранее эту роль выполнял Сергей Арбузов.

Первому вице-премьеру оставалось лишь продолжать исполнение красивой, но уже неактуальной песни о сохранении евроинтеграционных устремлений Украины. Вполне возможно, что глава государства вскоре примет и конкретные кадровые решения.

    Реклама на dsnews.ua