• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

"Прощеные" долги

Год назад Кабмин попытался сэкономить бюджетные деньги, урезав социальные льготы чернобыльцам
Реклама на dsnews.ua

Тогда по стране прошла волна голодных чернобыльских протестов, закончившаяся полным моральным и материальным поражением протесту­ющих и очередным позором Конституционного Суда. Тон задавала вотчина Виктора Януковича — Донецкая область: первые палатки чернобыльцев появились там, там же они и дольше всего простояли. Впоследствии акции распространились на Киев, Львов и Харьков.

В столице голодающим приходилось жить под открытым небом из-за судебного запрета устанавливать палатки. Говорили, что милиция запрещала им даже спать на скамейках в парке.

Высоких чиновников возмутили решения судов, по которым льготники-истцы добивались себе пенсий в размере 6-8 тыс. грн. и крупных разовых компенсаций. В Кабмине в разное время насчитывали от 7 до 19 млрд грн., в которые обошлось бы бюджету удовлетворение всех этих требований. "Если мы выполним все, то такого им не было с самого начала Чернобыля", — заявлял вице-премьер-министр—министр социальной политики Сергей Тигипко.

"Давайте скажем прямо: волна абсолютно не массовая, она хорошо организована, эта волна. Спросите у тех людей, которые пришли добиваться: чего они добиваются? Выплатить им компенсации по 600-700-300 тысяч? Спросите их: я у инвалидов должен забрать эти деньги, или у кого?" — высказывался в адрес протестующих премьер-министр Николай Азаров.

К тому моменту государство уже успело залезть в карман к другим льготникам. Специальных выплат лишили детей войны, наряду с чернобыльцами попытались урезать афганцев, и даже оставить без помощи большую часть одиноких матерей. Последних в итоге пожалели. Чернобыльцам, которые не обращались в суды, немного повысили их мизерные (в сравнении с теми, что обещал им закон) пенсии.

Благородным жестом депутаты Верховной Рады сбросили льготы даже с самих себя… Под громкими заявлениями, правда, скрывались мелкие и почти никому из парламентариев ненужные государственные подачки в виде льготного отдыха в государственных санаториях.

Большинство же отмененных благ касались не действующих, а бывших нардепов. При этом, в отличие от "мелких" льготников, "крупные" ограничивались всего на год — так что с 1 января, как раз, когда многие нынешние депутаты станут бывшими, они смогут снова пользоваться всем хорошим, что еще осталось у государства.

Реклама на dsnews.ua

Но в случае с чернобыльцами и остальными льготниками все сложилось по-­другому. Свой симво­лический "флаг над Рейхстагом" власть установила в декабре 2011 года в виде самого смешного в истории Украины решения Конституционного Суда, опровергшего с десяток его же прошлых решений, принимавшихся на протяжении последних десяти лет. Им КС, вопреки КС, разрешил Кабмину регулировать размер социальных льгот своими нормативно-правовыми актами — в обход законов о госбюджете и самого Основного Закона.

Ранее Суд в своих решениях насчет ограничения пенсий всегда ссылался на норму Конституции, что при принятии новых законов не допускается сужение существующих прав и свобод, к которым относил и разнообразные социальные выплаты.

Против решения КС протестовать уже никто не вышел: во-первых, оно появилось накануне Нового года. Во-вторых, чернобыльцы к тому времени были уже мастерски разрознены, измучены и запуганы, чтобы что-либо затевать. Их истязали киевским холодом и милицейскими домогательствами, донецкими штурмами палаток, во время одного из которых погиб инвалид, харьковскими "наездами" Пенсионного фонда за якобы поддельные чернобыльские документы, губернаторскими взятками в виде компенсации невыплаченных пенсий тем, кто на протяжении месяца голодал на площади в Донецке.

Осенью с. г. Сергей Тигипко заявил, что власть не пойдет на уступки чернобыльцам: намерена "держать удар". "Платить сегодня пенсию 15-20 тысяч, на которой настаивают в первую очередь те люди, которые сейчас бастуют, или перейти к так называемым выплатам "шесть, восемь, десять", когда инвалид третьей группы должен получать 6600, второй группы — 8800, первой группы — 11 тысяч гривен, то это много, как по мне", — сказал он.

"Дальнейшее увеличение пенсий для нас проблематично. Потому что если посмотреть на среднюю пенсию чернобыльца, она больше, чем в два раза, чем средняя пенсия по стране. И эти выплаты привязаны к прожиточному минимуму. То есть, они постоянно растут, с ростом инфляции они постоянно растут", — говорил ранее "социальный" вице-премьер.

Его босс Николай Азаров, выступая недавно на съезде Федерации работодателей Украины, заявил, что Украина переживает "непростой" период в своей истории, противопоставив ему "более тяжелые" 1990-е годы, когда "выдавали зарплаты гробами и навозом".   

6 декабря 2011 г. Виктор Янукович, президент Украины:

"Я против того, чтобы сокращать льготы. Пройдет несколько лет, и мы выйдем на выполнение этих законов, а сейчас нам нужно поднимать экономику"

8 декабря 2011 г. Николай Костев, участник акции протеста чернобыльцев в Киеве:

"Никто нас не услышал, никто не помог. Ребята пошли на крайний шаг — объявили сухую голодовку. Люди измотаны до предела. Те, кто начинал акцию протеста, больны, и уже не могут ходить"

9 декабря 2011 г. Сергей Тигипко, вице-премьер-министр—министр социальной политики:

"На все социальные выплаты в следующем году нам нужно 170 миллиардов гривен… 170 — это то, чего не хватает, притом, что мы уже включили часть выплат… Мы изучаем сейчас отраслевые льготы — изучаем, бедные их получают или богатые"

    Реклама на dsnews.ua