Миндоходов обеспечили сборы
Министерство доходов и сборов получило карт-бланш на свою работу. На прошлой неделе Президент очертил круг его функций и полномочий, а правительство дало добро на реорганизацию территориальных отделений фискального ведомства. Новые права и методы работы, которыми одарил подопечных Александра Клименко глава государства, позволят им активнее выдавливать из бизнеса деньги в бюджет. Противостоять же настойчивым просьбам фискалов бизнесу теперь будет еще сложнее.
Изначально задекларированная Виктором Януковичем идея создания Министерства доходов и сборов сводилась к объединению налоговой и таможенной служб. Однако обнародованное на минувшей неделе положение о работе структуры Александра Клименко (утверждено Указом Президента №141/2013 от 18 марта) открыло ее сотрудникам куда более широкие горизонты работы. У министерства появились новые полномочия, которых ранее не было ни у Гостаможслужбы, ни у Государственной налоговой службы. Например, ему передан контроль над уплатой единого социального взноса (ЕСВ), который прежде осуществлял Пенсионный фонд. За ПФ останутся лишь сугубо административные функции: ведение учета плательщиков ЕСВ и расчет пенсий. Отныне Миндоходов сможет задействовать все имеющиеся у налоговой способы обеспечения полноты уплаты единого соцвзноса: от проведения проверок (в том числе и с привлечением налоговой милиции, которая осталась в структуре министерства "до принятия законодательных и других нормативно-правовых актов") до инициирования банкротства компаний, имеющих долги перед социальными фондами.
На первых порах проверять, исправно ли предприятие платит соцвзнос, будут и сотрудники Миндоходов, и представители Пенсионного фонда. Во всяком случае, заместитель главы правления ПФ Валентина Никитенко поспешила заявить, что без утвержденного порядка передачи информации о плательщиках ЕСВ Пенсионный фонд ничего не может сделать. К тому же право администрирования этого платежа должен законодательно закрепить за Миндоходов парламент.
"К полномочиям Министерства доходов и сборов также отнесен контроль над соблюдением законодательства в бюджетной сфере, включая выявление нарушений в использовании средств госбюджета и розыск лиц, причастных к таким нарушениям, что дублирует полномочия Государственной финансовой инспекции (бывшего КРУ). Хотя министерство не является правопреемником данной структуры", — говорит партнер юридической фирмы "Вернер и Партнеры" Владимир Терещенко. Ревизоры из Миндоходов получили практически неограниченные проверочные полномочия. В ходе документальных проверок они вправе потребовать проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей и денег, попросить документы, которые используются в первичном бухгалтерском и налоговом учетах, финансовую и статистическую отчетность. Руководство проверяемых предприятий не вправе отказывать ревизорам в доступе к любым помещениям и по запросу предоставить копии всей документации.
Собрав всю информацию о подноготной хозяйственной деятельности компании, Миндоходов сможет организовать "правильную" экспертизу полученных данных. "Министерство уполномочено организовывать исследования и курировать экспертную деятельность в налоговой и таможенной сферах. Тогда как ранее налоговое и таможенное ведомства имели возможность в случае необходимости привлекать экспертов со стороны. Таким образом, позиция Миндоходов станет безальтернативной, потому как все эксперты в данной области будут под его началом. В этой связи можно ожидать еще большего усиления фискального давления на бизнес, потому как у Миндоходов отныне монополия на истину во всех вопросах, связанных с доходами бюджета", — подчеркивает адвокат юридической фирмы "Грамацкий и Партнеры" Игорь Реутов.
Оспорить действия фискалов предпринимателям также будет весьма сложно, по крайней мере, до того, как сложится соответствующая юридическая практика или не появятся дополнительные разъяснения о порядке обжалования их действий. "Как следует из президентского указа, областных ГНС теперь не будет, на уровне региона создадут территориальные органы министерства. Однако документ не оговаривает важного момента: куда следует обжаловать решения ГНИ — прямо в центр (министерство) или в его территориальный орган. Окончательно закрыть этот вопрос можно будет после внесения соответствующих уточнений в Налоговый и Таможенный кодексы", — пояснила партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзар.
Впрочем, в силах Александра Клименко сделать все возможное, чтобы лишить бизнес всякого повода для обжалования действий своих подопечных. По новым правилам министерство сможет самостоятельно не только утверждать подзаконные нормативы относительно порядка администрирования налоговых и таможенных платежей (что до сих пор было прерогативой Министерства финансов), но и разрабатывать и выносить на Кабмин законопроекты собственного творчества. Наделив Миндоходов небывалыми полномочиями, Банковая ожидает от Александра Клименко одного: стабильного наполнения казны. Каким образом министерство будет выполнять это задание, власть не интересует.
"Семья" перестала быть монолитной
Новое министерство, объединившее под своим крылом налоговую и таможенную службы, существовало в подвешенном состоянии почти три месяца (президентский указ о его создании появился в конце декабря прошлого года). Все это время в верхах шла ожесточенная драка за фискальные полномочия. Воспользовавшись очередной перестройкой органов исполнительной власти, затеянной Виктором Януковичем, силовые структуры пытались выбить для своих подопечных новые права, расширяющие контроль над бизнесом, или, по крайней мере, не допустить появления более могущественного ведомства под руководством Александра Клименко. Исход этой борьбы не мог спрогнозировать никто. Ведь подковерные баталии велись между ставленниками "семьи". Что еще раз подтвердило: при разделе пирога властных полномочий согласия в "семье" нет.
Поводом к стычке стало обсуждение проекта президентского указа, оговаривающего структуру и полномочия Миндоходов. Так, глава СБУ Александр Якименко выступил категорически против включения в состав Миндоходов Гостаможслужбы. "Международная практика функционирования таможенных органов свидетельствует, что, несмотря на подконтрольность таможенной службы в отдельных государствах другим органам исполнительной власти, она остается отдельным юридическим лицом", — говорится в письме руководителя СБУ первому вице-премьеру Сергею Арбузову. Силовики попытались убедить его в том, что грядущие структурные пертурбации не позволят таможне выполнять международные соглашения, участницей которых она является. В письме указывалось: "Отстранение Гостаможслужбы от исполнения условий соглашений может привести к их аннулированию, наложению штрафных санкций на Украину со стороны международных организаций и отбросит нашу страну на несколько лет назад в вопросах упрощения таможенных процедур для бизнеса и борьбы с нарушениями таможенных правил". Александр Якименко как человек из президентской обоймы рассчитывал на понимание. Свою преданность главе государства и высокий профессионализм он доказал, еще работая в бизнес-структуре, не чуждой хозяину Банковой. Согласно официальной биографии в 2007–2008 гг. нынешний руководитель СБУ курировал внутреннюю безопасность донецкого "Межрегионального промышленного союза", владельцем которого на 99% является крупнейший частный грузовой ж/д перевозчик "Лемтранс". С 2007 по 2012 гг. данная компания была совместной собственностью Рината Ахметова и "СПС-Групп", в которой, по версии сплетников, была "спрятана" доля президентской "семьи".
Однако предостережения СБУ о негативных последствиях подчинения Гостаможслужбы Министерству доходов и сборов были проигнорированы, и планы силовиков потерпели фиаско. Ведь, добившись независимости ГТСУ, Александр Якименко попытался бы пролоббировать на должность главного таможенника близкого себе человека, чтобы "координировать работу". Теперь же предлагать кандидатуру руководителя таможни будет Александр Клименко.
Без внимания Сергея Арбузова осталась и шквальная критика новых полномочий Миндоходов со стороны МВД. "Причиной, которая может содействовать росту коррупции в новосозданном министерстве и чрезмерному давлению на предпринимательство, является, по нашему мнению, расширение его прав", — предупреждают милиционеры в письме к г-ну Арбузову. Глава МВД Виталий Захарченко, которому попадание в высшие эшелоны власти обеспечила дружба со старшим сыном Президента Александром Януковичем, также рассчитывал на поддержку Банковой, втайне надеясь заполучить контроль над налоговой милицией. Однако и его замечания были проигнорированы. Создав Миндоходов в нынешнем его виде, Банковая сконцентрировала в одном ведомстве все фискальные функции и поставила его под личный контроль.