Очередной виток цен начнется с шахтеров

С 1 апреля Кабмин ввел обязательное декларирование изменения цен в горно-металлургическом комплексе. Эти меры предприняты правительством для того, чтобы не допустить неконтролируемого повышения цен на тот объем сырья, который поставляется украинским металлургам сверх необходимого для обеспечения внутреннего рынка.

На прошлой неделе некоторые меткомбинаты столкнулись с тем, что предлагаемые им кокс и руда вновь подорожали на 10–30%. В частности, как стало известно "ДС", СевГОК повысил цены на окатыши с $50/т до $65/т. Металлурги тут же заявили, что на таких условиях работа на внутреннем рынке становится для них убыточной. Кроме того, из-за высоких цен на металл производственные программы украинских шахт оказались под угрозой. Горно-шахтное оборудование в текущем году подорожало на 15–65%, а это значит, что угольщикам не хватит бюджетных средств для освоения новых лав. Из сложившейся ситуации есть три выхода: либо сокращать добычу собственного угля и импортировать недостающий объем, либо срочно повышать цену на уголь и как следствие — на электроэнергию, кокс и металл, либо изыскивать дополнительные средства в бюджете на закупку оборудования, сдерживая рост цен.

В начале марта правительство определилось с намерением сдержать рост цен, подписав с металлургами и производителями сырья меморандум о замораживании цен для внутреннего рынка на уровне 1 января. Первые прямые контракты по январским ценам заключаются только на апрель, притом что подорожавшее в первом квартале горное оборудование уже съело большую часть бюджетных ассигнований на техническое перевооружение шахт. Согласно программе государственной поддержки строительства и технического перевооружения предприятий по добыче каменного угля, в 2004 г. из общего и специального фондов госбюджета на эти цели предполагалось потратить 830,2 млн грн., притом что общая нужда украинских угольщиков — 2,9 млрд грн. Из государственных денег планировалось зарядить "под ключ" 64 новые лавы, которые смогли бы добыть 1,415 млн т угля. Все расчеты Минтопэнерго вело в ценах, сложившихся на август 2003 г. Но с тех пор произошли существенные изменения. Генеральный директор ГХК "Свердловантрацит" Евгений Горовой привел "ДС" следующие цифры: в августе прошлого года арочный профиль производства Алчевского меткомбината стоил 1850 грн./т, а в марте — уже 3000 грн./т. При необходимых для холдинга 105 млн грн. на техперевооружение госбюджет выделил 31 млн. Теперь этих денег хватит для закупки даже не 30, а только 15% оборудования. В первом квартале 2003 г. "Свердловантрацит" добыл 688 тыс. т угля и выручил за это 117 млн грн. За такой же период этого года добыча составила лишь 520 тыс. т на сумму 86 млн грн. При этом надо отметить, что холдинг добывает только энергетический уголь марки "А" и не в состоянии самостоятельно принимать решение о повышении цен на него в связи с возросшей себестоимостью. По мнению г-на Горового, в данный момент справедливым было бы повышение отпускной цены на рядовой уголь на 30%. Холдинг "Павлоградуголь" добывает коксующийся уголь марки "Г" и в состоянии самостоятельно повышать цену на концентрат. Но, по словам менеджеров предприятия, с августа прошлого года тонна этой продукции подорожала с 236 до 288 грн./т (в 1,22 раза), притом что некоторые позиции горно-шахтного оборудования подорожали почти вдвое. Из-за взлетевших цен в первом квартале "Павлоградуголь" закупил только 40% планировавшегося оборудования.

Львиную долю оборудования, которое покупают украинские шахты, производит торгово-промышленная компания "Укруглемаш". Концерн координирует производство и сбыт пяти машиностроительных предприятий Украины (Дружковский, Горловский и Новгородский машзаводы, "Донецкгормаш", Донецкий энергозавод). В прошлом году "Укруглемаш" не раз подвергался нареканиям со стороны правительства за то, что монопольно повышает цены на товар, который закупается за деньги госбюджета. Вместе с тем трудно ждать какой-либо иной реакции машиностроительных заводов при удорожании закупаемого ими металла. Генеральный директор "Укруглемаша" Сергей Павленко сообщил "ДС", что с января некоторые виды проката подорожали на 53–65%. А механизированная крепь производства Дружковского машзавода выросла в цене на 35%, проходческие и очистные комбайны, шахтные конвейеры, вагонетки и проч. — на 17–21%. Ежемесячно предприятия "Укруглемаша" покупают 8 тыс. т проката, из которых 5 тыс. т поставляет "Азовсталь". По словам г-на Павленко, только 31 марта концерн получил официальное подтверждение от этого меткомбината о том, что новые контракты "Азовсталь" готова заключать по ценам, сложившимся на 1 января. Остальные поставщики — "Днепроспецсталь", "Запорожсталь" и Алчевский меткомбинат пока молчат. Кроме того, по нормативам производства горно-шахтного оборудования машиностроительные заводы обязаны иметь на складе 3-месячный объем требуемого металла. Выдержав эту норму и закупив на сегодня дорогой прокат, машиностроители просто не могут отпускать готовую продукцию себе в убыток, поэтому, по словам Сергея Павленко, снижение цен шахтеры смогут почувствовать только к лету этого года (на прошлой неделе "Укруглемаш" заявил, что до конца месяца снизит стоимость оборудования до уровня 1 января).

На совещании по вопросам обеспечения украинских угольщиков необходимым оборудованием вице-премьер-министр Андрей Клюев призвал всех участников держать цены, а тем меткомбинатам, кто будет их повышать, пообещал поднять тарифы на электроэнергию и газ. Вместе с тем очевидно, что угольщикам сейчас явно грозит снижение объемов добычи как энергетического, так и коксующегося угля. И кроме призывов и угроз Кабинету Министров следует уже сейчас предпринять действенные шаги для недопущения очередного витка цен.