Страховщикам рассказали, что делать с деньгами

Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг определит правила инвестирования страховщиками жизни своих резервов. Регулятор позаботится о надежности вложений компаний, а также введет жесткие лимиты на перестрахование за рубежом.

До настоящего времени лайфовые компании фактически не имели ограничений по инвестированию своих резервов. Общие требования по видам активов, которыми они смогут быть представлены, содержатся в Законе "О страховании". Однако, определив общие направления, документ пока не ограничивал страховщиков в их инвестиционных предпочтениях, возложив данную функцию на Госфинуслуг.

Определенный проектом регулятора перечень "благонадежных" активов достаточно широк. Например, компании смогут вкладывать деньги в акции и облигации украинских (до 30 и 40% от общего объема активов соответственно) и иностранных эмитентов (не более 20%), банковские депозиты и депозитные сертификаты (до 50%, но не более 10% на один банк), недвижимость и кредитование строительства (по 10%), ипотечные ценные бумаги (до 50%), банковские металлы и государственные ценные бумаги (до 10 и 50% соответственно). До 40% средств своих активов регулятор намерен разрешить страховщикам раздать в виде кредитов страхователям. Долю перестрахования планируется ограничить той же планкой, однако нерезидентам может уходить не более 25% от общего объема перестрахования.

Некоторые из ограничений, прописанных в документе, вызывают немалое удивление участников рынка. "Почему инвестирование в недвижимость, которая сегодня является одним из наиболее прибыльных и надежных инструментов, необходимо ограничивать 10% и в то же время устанавливать 50%-ный лимит для ипотечных ценных бумаг — инструмента пока не проверенного в Украине", — говорит председатель правления СК "ТАС" Виктор Адамович. Впрочем, компании не собираются отказываться и от других вложений, возлагая свои надежды не только на банки. "Лайфовые компании работают с "длинными" деньгами, привлеченными на 10–15 лет. А потому здесь более уместно говорить об инвестировании в недвижимость, причем о долгосрочных проектах, таких как офисная, производственная недвижимость, которые приносят отдачу на протяжении 3–5 лет. Интересны и облигации, особенно с длительным сроком погашения", — рассказала "ДС" председатель правления УАСК "Аска-Жизнь" Галина Третьякова.

Что касается перестрахования, то компании вовсе не против решения регулятора ограничить потоки за рубеж. Тем более что до сих пор перестрахованием "в особо крупных размерах" среди лайфовых компаний грешили лишь единицы. В возможных изменениях страховщиков настораживает только намерение комиссии запретить перестрахование за рубежом по накопительным договорам. "Чистых накопительных договоров у компаний практически нет — все они "смешанные". Наряду с накопительной частью такие договоры обязательно включают "рисковую" часть — смерть застрахованного. Последнюю перестраховывают почти все компании. Поэтому правильно было бы ограничить перестрахование по риску "дожитие", — утверждает Виктор Адамович.

В то же время некоторые нормы проекта страховщики считают практически невыполнимыми, по крайней мере, на сегодняшний день. Например, к таковым относится положение документа, обязывающее компании инвестировать резервы в той валюте, в которой они заключают договоры. Уже длительное время страховщики жизни лишены возможности формировать валютные резервы, поскольку не могут получить разрешения на покупку валюты. Затянувшийся спор между Нацбанком и Госфинуслуг — какое из ведомств должно взять на себя такие полномочия — поставил страховые компании в тупиковую ситуацию. "Мы с декабря не можем купить валюту под договоры с валютной ответственностью и в результате несем серьезные убытки из-за скачков курса. Кроме того, если документ будет принят, то мы попадем под санкции регулятора. И если этот вопрос не будет урегулирован в ближайшее время, мы выступим с иском к госструктурам о неисполнении Закона "О страховании", — говорит Галина Третьякова.