• USD 39.5
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Доступ к телу. Далеко ли Верховной Раде до парламентов Канады и Северной Кореи

В Польше из-за попыток ограничить доступ СМИ в парламент случился политический кризис, а в Германии ограничения коснулись... съемок на крыше
Реклама на dsnews.ua

Украинские депутаты решили, что журналисты в Раде им мешают. На днях регламентный комитет, обсуждая использование средств парламента в первом полугодии, переключился на проблемы, возникающие из-за работников СМИ.

"Мешают есть и общаться"

Возмущение депутатов спровоцировала статья в издании "Экспресс" о том, что депутаты жаловались на обычные котлеты в столовой, после чего меню сделали разнообразней. Николай Бобренко, директор ГП "Столовая", утверждает, что его слова исказили, а таких нареканий на самом деле не было. Недовольны депутаты, включая главу регламентного комитета Павла Пинзеника, и ценами на еду в столовых. 

А еще народных избранников раздражает тот факт, что журналисты регулярно пишут о ценах в столовой Рады, хотя сами питаются там же (что логично, ведь для парламентских корров парламент - рабочее пространство). Депутат Ирина Ефремова из "Народного фронта" заявила, что работников СМИ надо пускать в столовую в ограниченное время. А то они не дают "нормально поесть и пообщаться с коллегами".

Депутат Олег Куприенко от Радикальной партии и вовсе решил отличиться шуткой и предложил "купить пачку "Пургена" и по таблетке "засовывать журналистам в ср..ку". Управляющий делами Петр Бондарь говорит, что готовит проект о доступе в админздания, который должен урегулировать и поведение журналистов в столовой.

Интересно, что главной причиной введения новых правил чиновник называет возможные провокации, которые могут готовиться в стенах Рады на фоне войны на Донбассе (на четвертом-го году конфликта!). В этой связи доступ более 4000 представителей СМИ в парламент - перебор, считает Бондарь. Одна из идей - пускать в Раду только штатных журналистов, что автоматически делает ВР недоступной для блогеров, свободных авторов, внештатных операторов и фотографов, а также дает шансы урезать доступ для Интернет-СМИ, статус которых законодательно урегулирован не полностью.

Реклама на dsnews.ua

Злые языки поговаривают, что после изгнания журналистов из здания парламента нардепы смогут спокойно "решать вопросы" и "передавать благодарности". С другой стороны, журналистов упрекают в том, что неэтично ходить в Раду в вызывающих нарядах и фотографировать нардепов без спроса за обедом.

На заседании комитета даже озвучили идею ввести дресс-код: журналистам хотят запретить ходить в Раду в шортах и коротких юбках. Любопытно, что дресс-код для СМИ, к примеру, предусмотрен правилами доступа в российскую Госдуму - исключительно деловой стиль. Что касается других парламентов, то во многих странах деловой стиль одежды принят просто по умолчанию. 

В комитете по свободе слова, правда, уточнили, что пока речь о дресс-коде не идет - по крайней мере, такие предложения от них не поступят. Урезать число аккредитованных журналистов напрямую не будут, а вот сократить срок аккредитации до одной сессии (с целого созыва) планируют. Это, по мнению главы комитета Виктории Сюмар, отсеет тех, кто ходит на заседания один раз в год.

Журналисты за стеклом

Идея как-то приструнить журналистов возникает в парламенте не впервые. В 2008 году премьер Юлия Тимошенко хотела запретить журналистам появляться в кулуарах во время заседания, а чиновникам - отвечать на вопросы, в которых они не разбираются. Но скандал в СМИ заставил ее отказаться от этой идеи. В 2013-м помощник депутата Олега Ляшко забросал депутатов из ложи прессы листовками с требованием выпустить Тимошенко, после чего фракция ПР попросила "защитить депутатов от журналистов" и выступила с предложением отгородить ложу прессы стеклянной стеной. 

Ропща на журналистов, сами депутаты ведут себя далеко не как примерные граждане. Например, некоторые народные избранники любят болтать с журналистами в кулуарах, проводить время в многочисленных буфетах и всячески игнорировать призывы спикера и его заместителей зайти в зал и наконец-то начать работать. К тому же, у народных избранников множество развлечений. К примеру, в здании парламентских комитетов расположены не только кабинеты нардепов, но и парикмахерская, церквушка, буфеты, магазины, своя почта и многочисленные курилки на лестничных клетках.

Нелюбовь нардепов к журналистам можно объяснить еще и тем, что сотрудники СМИ не раз фиксировали личную переписку депутатов во время работы, включая разговоры с любовницами, обсуждения покупок яхт, квартир и дорогого отдыха.

Допуск через главу аппарата

Сейчас журналисты попадают в парламент двумя способами: через постоянную аккредитацию (доступ в кулуары, столовую и ложу прессы) и одноразовую (кулуары на втором этаже и ложа прессы). В зал парламента представители СМИ попасть не могут. Для получения допуска в святая святых заявление на имя руководителя аппарата ВР подает нардеп или работник аппарата. В теории его может подать и рядовой украинец, но прецедентов пока не было. После списки дают начальнику охраны, тот передает их охранникам, и человек получает допуск. Интересно, что выступить в парламенте можно, и не будучи депутатом, но только если за это проголосует 150 человек в зале.

Простые граждане могут следить за заседанием не только по радио и ТВ, но и с ложи балкона - для этого нужно подать заявку на сайте парламента и прийти в бюро пропусков на Шелковичной не позднее, чем за полчаса до начала заседания. Также Раду можно осмотреть, заказав экскурсию - правда, до столовой вас вряд ли доведут, но вот кулуары и красивые залы покажут.

В других странах доступ в парламент регламентируется по-разному - от абсолютно свободного до закрытого или подчиненного определенным правилам.

Британия

Британский парламент - не только самый известный в мире, с него копировали и другие народные собрания, например, в Канаде. Английский парламент могут посещать как граждане Великобритании, так и иностранные туристы. Правда, непосредственно в зал заседания не пустят, но для гостей предусмотрена специальная галерея, откуда все отлично видно. Для тех, кому тяжело добраться до Лондона, существуют две 3D экскурсии - по палате лордов и палате общин.

Открыт для туристов также зал святого Стефана, где открывается лучший вид на интерьер Вестминстерского дворца. Впрочем, открыт парлмент для туристов только в июле-августе и сентябре, когда депутаты не заседают. Экскурсию нужно заказывать на официальном сайте. Журналисты имеют доступ к заседаниям парламента по аккредитации, особых ограничений нет.

Канада

Самым доступным парламентом в мире считает канадский, хотя он и перенял множество британских традиций. Депутаты заседают на парламентском холме - архитектурном комплексе в Оттаве. Для туристов здание парламента открыто полностью, включая два главных зала - Верхнюю и Нижнюю палаты.

В зале есть места для граждан и пресс-ложа, так что наблюдать за заседаниями можно в любое время. Изгонять надоедливых журналистов пока не планируют.

Германия

За годы существования Бундестаг посетили десятки миллионов человек: посетители могут увидеть стеклянный купол, картины, остатки берлинской стены, скульптуры и имеют доступ к огромному шкафу с ящичками, которые хранят информацию о каждом депутате, избранном в парламент Германии.

Будучи открытым для туристов, немецкий Бундестаг все же не так демократичен, как канадский парламент. Проследить за работой депутатов, как в Канаде, не выйдет - во время работы парламента экскурсии не проводятся. Саму экскурсию надо заказывать заранее на сайте Бундестага.

Журналистам также требуется аккредитация, но получить ее проще, чем в Украине. В этом году охрану и проверку на входе, правда, усилили - опасаются терактов. Так, недоумение прессы вызвали новые правила посещения бундестага, которые запрещают съемки на террасе крыши и на куполе, если в кадр не попадает хотя бы один депутат. Кроме того, пропуски в бундестаг заставили обновлять ежегодно (раньше они работали весь созыв парламента), а контроль на входе стал напоминать обыски в аэропортах (впрочем, в украинском парламенте вас встречают металлоискателями и охранниками, изучающими сумки). Немецкий союз журналистов считает такие правила "драконовскими".

США

В США у рядовых посетителей есть возможность осмотреть Капитолий - действующее здание Конгресса США. Во время экскурсии вам покажут два здания - зал с колоннами и зал с куполом. Чтобы увидеть статуи, картины и барельефы, включая пластиковую копию статуи Свободы внутри музея, нужно прийти ко входу в Капитолий с 9 до 10 утра и получить там бесплатный билет. 

На сайте Конгресса США указано, что он не подпадает под действие Закона о свободе информации, но и Палата представителей США, и Сенат США обеспечивают как могут публичный доступ к их работе. Например, любой желающий может попасть на дебаты в Конгрессе, предварительно оформив пропуск через офис своего сенатора или его представителя. Также большинство дебатов транслируются и сохраняются публично.

Журналисты имеют доступ в пресс-галереи при наличии удостоверений. Там им обеспечивают рабочие места с телефонами, помогают с ответами на звонки, предоставляют доступ к стенограммам, заметкам и журналам о работе Конгресса.

Отдельные обсуждения могут быть закрыты для публики - например, передача конфиденциальных сообщений от президента Палате представителей. Заседания комитетов обеих палат обычно открыты для общественности (бывают случаи закрытых заседаний в интересах нацобороны, касающиеся конфиденциальных данных о личности, и так далее).

Польша

В 2016-м попытка ограничить доступ СМИ к работе парламента и попытка принять бюджет в зале без камер вызвала серьезный политический кризис. Тысячи людей вышли в Варшаве на массовый протест, протестуя против решения правящей партии ограничить доступ репортеров в парламент. В сессионном зале же либеральные депутаты блокировали работу, протестуя против новых правил допуска для СМИ и заблокировав голосование за госбюджет 2017 года.

Провластные политики проголосовали за бюджет в другом зале, но оппозиция поставила его законность под сомнение. Протестующие, в свою очередь, блокировали автомобили политиков, не давая тем выехать из парламента. Полиция разогнала митингующих, но от ужесточения правил входа в парламент власти позже отказались.

Протесты вызвала идея ограничить доступ СМИ к некоторым частям здания и урезать число аккредитованных в сейм. Теперь правила прежние: журналисты могут находиться во всех залах парламента и помещениях, включая и кафе. Граждане же могут посетить здание как туристы, записавшись на экскурсию.

Армения

Парламент Армении назвать таким же свободным для посещений, как в европейских странах, нельзя. Кроме того, там на днях также предложили ограничить доступ журналистов в здание. Председатель комиссии государственного права Национального собрания Грайр Товмасян заявил, что не собирается пускать на заседания своей парламентской группы СМИ, предложив им следить за работой депутатов из коридора.

Ходят слухи, что это заявления - не просто слова, а подоплека для решения на официальном уровне, касающегося всех заседаний парламента. В Армении с освещением работы депутатов и чиновников в принципе все сложно: преступления и коррупция очень редко предаются огласке из-за опасения преследований. Сейчас же журналисты боятся, что им хотят окончательно урезать доступ к любой информации.

Молдова

В прошлом году скандал с требованием пустить журналистов на заседания парламента случился и в Молдове. Там СМИ пришли к главе парламента с лозунгами о допуске операторов ТВ к заседаниям: журналисты не могут попасть в зал заседаний с 2014 года, когда депутаты переехали в отремонтированное здание, разрушенное после протестов 2009-го.

СМИ разрешают следить за процессом работы депутатов только через мониторы, установленные в зале для прессы, а изображение контролирует работник парламента. Экскурсии в парламент, тем не менее, возможны - туда периодически водят как взрослых туристов, так и школьников. В сам зал они попасть не могут, зато пробуют себя в выступлениях с трибуны в помещении для прессы.

Россия

Новые правила аккредитации СМИ действуют в России с 2015 года - они требуют делового стиля в одежде при посещении мероприятий и запрещают распространять информацию, которая может опорочить депутатов. Удобно, не правда ли? Интересно, что получившие статус СМИ блогеры также могут получить доступ, однако Федеральная служба охраны может отказать любому СМИ по итогам проверки.

Иностранным журналистам нужно получить от МИД удостоверения корреспондентов иностранного СМИ, тогда их пустят без дополнительной аккредитации. Экскурсии по Госдуме проводятся бесплатно - еженедельно в среду, четверг и пятницу. Причем их активно рекламирует ЛДПР - посетителям обещают еще и автограф и селфи с Владимиром Жириновским.

Северная Корея

Самым закрытым в мире парламентом можно назвать парламент Северной Кореи. Иностранные журналисты не имеют права попасть в парламент - освещают его работу только Центральное телеграфное агентство и газета Трудовой партии Кореи "Нодон синмун".

Нет ни прямой трансляции сессий, ни экскурсий по зданию, так что работа законодателей проходит в режиме полной секретности.

Китай

Китайцы стремятся догнать Северную Корею по уровню свободы слова: заявку на интервью с госчиновником могут рассматривать два месяца, право на освещение работы правительства монополизировало госагентство "Синьхуа", партийные мероприятия разрешено наблюдать органу Компартии Китая "Жэньминь жибао".

Поэтому СМИ просто перепечатывают "Синьхуа". ГосСМИ запрещено общаться с иностранными журналистами, а вот заседания парламента чуть более открыты. Туда даже пускают иностранных журналистов. Правда, причина такой открытости проста: парламент в Китае ничего не решает.

Беларусь

В соседней стране в правительственное здание пускают только журналистов из госСМИ (три центральных телеканала, БЕЛТА и газета "Беларусь сегодня"). Чиновники также могут пригласить на интервью только журналистов этих СМИ. Впрочем, в государственном пресс-центре они могут ответить на вопросы любых журналистов, хотя затронуть острые темы не получится.

А вот в парламент пускают всех аккредитованных журналистов, но и тут ситуация схожа с китайской - Национальное собрание не играет в политике ключевой роли. Если Лукашенко решит выступить на заседании, то пустят в здание парламента только избранные госСМИ. Остальным разрешат посмотреть трансляцию по ТВ.

По словам журналистов, в парламент делают годовые аккредитации, как в Германии, а не на весь созыв, как в Украине. От одной редакции аккредитовывают по 3-4 человека, чтобы была возможность попасть на заседания, даже когда есть несколько разных задач. Караулить чиновников у кулуарах также можно, но гарантий, что  они будут общаться со СМИ - нет.

Узбекистан

Допуск на заседания правительства разрешен отдельным "придворным" СМИ. Остальные должны проходить процедуру аккредитации перед каждым мероприятием (впрочем, с заседаниями Кабмина в Украине - так же). Что касается заседаний парламента, то за ними следят по трансляции в пресс-центре.

Интервью у госчиновника получить можно по запросу, который будут рассматривать минимум две недели, и скорее всего - откажут.

Что касается Украины, мы явно зависли где-то между Польшей и Германией, где запрет на съемки с купола вызывает протесты и возмущения, и Беларусью, где доступ в здание правительства и к президенту имеют только избранные СМИ. До Северной Кореи и Китая, нам, конечно, очень далеко. Но те, кому журналисты мешают работать и питаться, могут задуматься, зачем им вообще нужна публичная работа - ведь можно создать куда менее нервные условия.

    Реклама на dsnews.ua