Двойные выборы. Что сделает переизбранный Зеленский с новой Верховной Радой

Раньше власть не говорила о планах провести вместе с президентскими выборами еще и парламентские. Зачем это власти? И что ждет Украину после выборов?

Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук подтвердил, что власть готовится к выборам. На пресс-конференции в Праге он заявил, что в демократической стране, какой является Украина, проведение выборов "очень важно, чтобы не было застоя во власти".

Причем власть готовится сразу и к президентским выборам, и к парламентским. И собирается в ближайшее время устранить законодательные препятствия на пути к их проведению.

"В украинском законодательстве есть определенные несогласованности относительно возможности или невозможности проведения выборов и на парламентском уровне, и на президентском. Мы сейчас обсуждаем эти вопросы", — отметил Стефанчук.

Но это обсуждение не затянется надолго. "Я думаю, что в ближайшее время у нас будет какое-то решение", — подчеркнул он.

Тут есть два вопроса. Первый: зачем это власти? И второй, гораздо более важный: что ждет Украину после выборов?

Интерес Зеленского

Раньше власть не говорила о планах провести вместе с президентскими выборами еще и парламентские. Зачем нужны президентские выборы, можно понять. В Конституции записано, что президент избирается сроком на пять лет. У Зеленского этот срок истечет 20 мая 2024 года. Также Конституция требует, чтобы выборы президента были проведены в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента. Эта дата наступит 31 марта 2024 года. И никаких исключений на случай войны в Конституции не предусмотрено. Правда, есть два закона, которые запрещают выборы во время военного положения, — но эти "несогласованности" Стефанчук обещает исправить.

Проведение президентских выборов в конституционный срок снимет все вопросы насчет легитимности президента, которые в противном случае могли бы возникнуть. Для Банковой результаты выборов станут важным аргументом в диалоге с западными партнерами: смотрите, подавляющее большинство украинцев решительно поддержали курс на войну до победы. Ну и конечно, для Владимира Зеленского это самый простой вариант. Недавно он пообещал не участвовать в выборах, если они пройдут после войны. И это было четким сигналом, что президентским выборам во время войны — быть.

Однако это не объясняет, зачем понадобились еще и парламентские выборы. Конституция прямо говорит, что во время войны они излишни. В статье 83 записано, что в случае истечения срока полномочий Верховной Рады во время действия военного положения ее полномочия продлеваются до первого заседания первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного положения. Эта норма была включена специально, чтобы Украина никогда, ни на секунду не оставалась без дееспособного парламента. Поэтому никакой проблемы насчет легитимности нынешних нардепов не возникнет, даже если они будут заседать еще пять лет.

Если же все-таки провести выборы, то большинство нынешних нардепов, в том числе большинство "слуг народа", рискуют лишиться мандатов. То есть Банковой выгодно поспешить с президентскими выборами, а парламентские, наоборот, отложить до конца войны.

Впрочем, Зеленский может руководствоваться другими соображениями. Сейчас у него заканчивается пятилетний срок, во время которого он имел послушную Раду. И он собирается на второй пятилетний срок, на который ему опять нужна послушная Рада. Если парламентские выборы пройдут после войны в чисто демократических условиях, то президент может получить совсем непослушный, резко оппозиционный парламент. А Зеленскому это категорически не нужно. Если же парламентские выборы провести сейчас и в условиях, скажем мягко, частичной демократии, то Банковая имеет высокие шансы вновь получить послушную Раду, только теперь там будет не монобольшинство "слуг народа", а лояльная президенту коалиция.

Кампания уже началась

Еще летом социологи зафиксировали, что больше половины украинцев могли бы после войны доверить власть партии военных, а четверть — партии волонтеров. Но это — после войны и в условиях демократии. А во время войны военные будут воевать, волонтеры — волонтерить. И только некоторые смогут попасть в телемарафон и на билборды.

Частичная демократия позволит повысить шансы попадания в парламент тем партиям военных и волонтеров, которые будут лояльны президенту. То есть и общественный запрос на новый состав Рады будет удовлетворен, и Зеленский будет доволен.

В числе вопросов, которые нужно решить для проведения выборов во время войны, Стефанчук назвал возможность свободного доступа к медиа. "Нам нужно понять, как обеспечить свободный доступ к медиа, но не дать одновременно России использовать свободу слова для распространения своих нарративов внутри страны", — подчеркнул спикер парламента.

Он очень интересно подобрал слова: не "свобода медиа", а "свободный доступ к медиа". То есть свободы медиа во время избирательной кампании не будет. Будет только доступ на условиях цензуры. Частичная демократия выделит на телемарафоне полчаса или в лучшем случае пару часов в сутки (например, днем в рабочее время и ночью), когда партии будут иметь равный доступ к эфиру, после предварительной цензуры на предмет российских нарративов.

Зеленский, кстати, не зря недавно упомянул "известный российский нарратив о коррупции". Так что о коррупции власти говорить будет нельзя.

Зато можно будет говорить о коррупции мэров. Это как с митингами. По закону во время военного положения любые массовые акции запрещены. Однако митинги с требованиями к мэрам городов не сталкиваются с противодействием полиции и получают шикарное освещение на телемарафоне и в онлайн-медиа, лояльных Банковой. Фактически избирательная кампания уже началась.

Экономия на демократии

Перечисляя вопросы, которые нужно решить для проведения выборов во время войны, Стефанчук упомянул также финансирование выборов. В проекте бюджета-2024 оно не предусмотрено, но это нетрудно исправить. Проблема в сумме, которая будет выделена.

Крайне маловероятно, чтобы власть выделила деньги на две избирательные кампании — одну за другой. Скорее она захочет совместить президентские и парламентские выборы и будет хвастаться тем, что смогла сэкономить на этом миллиарды гривен.

Правда, Избирательный кодекс прямо запрещает одновременное проведение президентских и парламентских выборов. Но эту норму можно будет убрать вместе с теми нормами законов, которые запрещают проведение выборов во время военного положения.

Для власти совмещение двух кампаний будет означать дополнительные возможности для президентской партии. На нее будет работать весь административный ресурс и все медийные лица власти, включая Зеленского.

Чего ждать после выборов

Самое смешное в объяснениях Стефанчука — это беспокойство, "чтобы не было застоя во власти". Если Зеленский и "слуги народа" в самом деле хотели "не застояться", то у них было достаточно времени, чтобы внести все изменения в законы еще весной или хотя бы летом. И тогда сейчас шла бы последняя неделя избирательной кампании перед очередными парламентскими выборами, которые, согласно Конституции, должны были бы пройти 29 октября 2023 года.

Но ни весной, ни летом Банковая не решилась провести парламентские выборы в конституционный срок. А сейчас, когда поезд уже ушел, вдруг задумалась о возможности переизбрать Раду во время войны. Что же изменилось?

Тут нелишне напомнить о переменах в общественном мнении. Одна из важнейших и надежно зафиксированных тенденций — украинцы уже не ждут быстрой победы. В июне 2023 года по сравнению с декабрем 2022 года доля тех, кто считает, что пройдет больше года, прежде чем окончится война, выросла с 26 до 42%. С тех пор прошло четыре месяца, и оснований для более оптимистичных прогнозов не добавилось. На Банковой все это, наверное, тоже чувствуют. Также там знают о неблагоприятных для нас переменах в настроениях американцев и европейцев. Никто не гарантирует нам, что объемы ежемесячной военной и финансовой помощи не начнут сокращаться.

Возможно, такие соображения подтолкнули Банковую к идее, что парламентские выборы вместе с президентскими дадут "слугам народа" лучший результат, чем выборы потом. Особенно если потом — это не после победы, когда враг решительно отброшен на границы 1991 года, а какое-то намного более неприятное для Украины "потом".

Конечно, сегодня ни Зеленский, ни "слуги" вообще не могут себе позволить говорить ни о чем, кроме победы. Говорить сейчас другое — это закопать себя на выборах. Другое дело — ситуация после выборов. Президент и парламент будут иметь впереди новые пять лет полномочий. Тогда будет чуть менее страшно публично озвучивать какие-то другие опции. Особенно если к концу лета 2024 года фронт будет примерно там же, где и сейчас. А поддержку у Запада станет выбивать еще тяжелее.

Более того, западные партнеры могут начать подталкивать Киев к заморозке войны. На этот случай президенту неплохо бы иметь возможность возразить, что все в руках Верховной Рады, а он ее не контролирует. Но Банковая, не исключено, так далеко не заглядывает. Там просто хотят сделать Зеленскому новую послушную Раду на следующие пять лет.