• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Екатерина Галенко: Только у нас тендеры превратились в кормушку для "своих"

Что означает для Минздрава и общественных организаций подписание документа о сотрудничестве?
Реклама на dsnews.ua

Что означает для Минздрава и общественных организаций подписание документа о сотрудничестве, рассказала адвокат, партнер Адвокатского объединения "Атторнейс Юнайтед".

Минздрав подписал с общественными организациями пациентов резолюцию о том, что чиновники включат их представителей в комитет по конкурсным торгам Минздрава. Налагает ли это подписание на ведомство какие-то юридические обязательства?

— Резолюция — это, формально, не юридически обязывающий документ, поэтому по факту ее подписания никаких обязательств Минздрав не несет. Но для того, чтобы подтолкнуть чиновников к определенным действиям, этого достаточно. В частности, на основании такой резолюции Минздрав может подписать приказ о включении представителей данных организаций в вышеуказанный комитет. И только тогда возникнут юридические обязательства для сторон.

В то же время, сама резолюция содержит много расплывчатых формулировок. Например, определено, какие категории пациентов получат возможность работать в комитете, но не указано, при закупках каких именно категорий препаратов они будут работать. Я считаю, что было бы более эффективно закрепить в резолюции включение представителей общественности по группам лекарств, а не по заболеваниям.

Какой тогда смысл в подписании этой резо­люции?

— Это только первый шаг. Во всем мире тендеры — самый прогрессивный шаг, non-corruption метод при госзакупках. С их помощью чиновники могут закупать все необходимые товары и услуги по самым низким ценам. И только у нас тендеры превратились в кормушку для "своих" — в них участвуют брат, сват, они позволяют получать чиновникам откаты, и т. д., и т. п. Включение же в тендерные комиссии общественных организаций пациентов позволит отслеживать цены закупок препаратов чиновниками. Ведь подписавшиеся организации сами закупают препараты для пациентов, они много лет работают с поставщиками и знают реальные цены на лекарства.

По всей видимости, проблема с зачастую завышенными ценами является следствием того, что в тендерах участвуют фирмы-посредники, а не непосредственно крупные международные производители. Почему они практически не участвуют в тендерах? Есть какой-то запрет?

Реклама на dsnews.ua

— Согласно украинскому законодательству, иностранные компании могут на равных правах участвовать в тендерных закупках, однако я ни разу не встречала предложения от крупного иностранного производителя лекарств. Просто сложилась такая практика, еще раз подтверждающая несовершенство нашей тендерной системы.

    Реклама на dsnews.ua