• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Грабли для Зеленского: Почему не открывать огонь на Донбассе - плохая идея

Новый президент допустил ту же ошибку, котороую делал и его предшественник в первые годы своей каденции
Фото: dniprograd.org
Фото: dniprograd.org
Реклама на dsnews.ua

Мы продолжаем отслеживать ситуацию относительно войны на Донбассе. Лишь 5 июня на переговорах в Минске глава украинской делегации трехсторонней контрактной группы (ТКГ) Леонид Кучма высказал предложение не открывать огонь в ответ на обстрелы врага, вследствие чего уже 7 июня утром данная инициатива привела к непоправимым последствиям.

В ночь на 7 июня боевики "Л-ДНР" атаковали подразделения ООС в районе населенного пункта Новолуганское с применением артиллерии. По официальной информации по причине прямого попадания в блиндаж управляемого артиллерийского снаряда 122-мм погибли двое военнослужащих Национальной гвардии "Азов"(в/ч 3057), еще восемь - получили ранения различной степени тяжести, передает Depo.ua.

В то же время волонтеры настаивали, что реальные потери значительнее официальных. В частности, фонд "Вернись живым" заявляет, что четверо военных погибли и десятеро получили ранения.

Такую же информацию сообщил Михаил Макарук, официальный представитель сообщества InformNapalm. Он же отметил, что перемещение вражеской батареи, которая совершила нападение на украинские позиции, фиксировали и отслеживали три дня и было несколько реальных возможностей ее уничтожить. Однако, по его словам, из Киева была дана категорическая команда - не стрелять, поскольку это может негативно повлиять на переговоры в Минске.

Как выяснилось чуть позже, волонтеры оказались правы - кроме "азовцев" той ночью погибли еще двое бойцов из 53-й бригады ВСУ. Эту информацию подтвердили в самой бригаде.

Интересно проследить за реакцией тех, кто на высшем уровне отвечает за безопасность украинских бойцов. Президент и верховный главнокомандующий первым делом бросился защищать агрессора, мол, хорошая Россия утратила контроль над плохими боевиками на Донбассе, поэтому они и напали на украинские позиции под Новолуганским.

"Вопиющее нарушение Минских соглашений - применение артиллерии - свидетельствует, по меньшей мере, о частичной потере управления и контроля над наемниками. Мы надеемся, что российская сторона возобновит контроль над этими подразделениями", - заявил Зеленский 7 июня, комментируя трагедию под Новолуганским.

В то же время пресс-офицер полка "Азов" с позывным "Никополь" утверждает, что характер обстрелов позиций ВСУ свидетельствует о том, что это спланированная операция России, поскольку такую боевую операцию простые наемники не могли осуществить.

"Корректировка огня артиллерии велась при помощи беспилотника. Скорее всего, это был не гражданский беспилотник, а именно профессиональный военный беспилотник. Он работал ночью. Огонь открывался именно в тот момент, когда это крыло начинало кружить над позициями. Велся достаточно прицельный огонь. У обычных шахтеров такой техники нет. Она не только стоит дорого, но и ею пользоваться может исключительно профессиональный военный", - рассказал боевой офицер.

Правда, немного позднее Владимир Зеленский заявил, что Вооруженные силы Украины все же будут отвечать жестко на обстрелы в районе проведения Операции Объединенных сил, косвенно признав что до этого они такой возможности не имели.

Однако вечером в тот же день заместитель командующего ООС, руководитель группы безопасности ТКГ по вопросам мирного урегулирования на Донбассе генерал-майор Богдан Бондарь заявил, что украинские военные не должны запрашивать разрешения открывать ли огонь в ответ на агрессию со стороны оккупантов.

"Согласно распоряжению начальника Генштаба, главнокомандующего, командующего ОС и командиров бригад разрешается самостоятельно применять технику и вооружение в случае угрозы жизни или утраты территории. После этого не проводится каких-то карательных мер, разборок, потому что от этого зависит жизнь и здоровье наших военнослужащих, от этого зависит, в том числе, моральный климат в коллективах, которые выполняют боевые задачи", - заявил Бондарь, будто оправдываясь за то, что произошло и пытаясь переложить ответственность с Генштаба на кого-то другого.

Таким образом после всего услышанного напрашивается вывод, что верховное главнокомандование накануне переговоров в Минске по-тихому отдало бойцам на передовую приказ "не стрелять", а после того, как по причине этого приказа произошла трагедия, пытается "умыть руки", рассказывая, что их не так поняли и на самом деле командирам бригад разрешается самостоятельно применять технику и вооружение в случае угрозы жизни или потери территории.

Кому в данной ситуации верить - чиновникам из "зеленых" кабинетов, или волонтерам и боевым офицерам с передовой - личное дело каждого.

А мы лишь напомним, что за все время войны на Донбассе уже несколько раз на практике убеждались в неэффективности подобных инициатив о прекращении огня в одностороннем порядке. Начиная с ультиматума Петра Порошенко летом 2014-го года, который таким образом давал боевикам возможность добровольно уйти с украинского Донбасса, и заканчивая "Минском-2", после которого украинские бойцы также получили приказ не стрелять в ответ. И это не упоминая многочисленные "режимы тишины", во время которых бойцам в первые годы войны также "не рекомендовалось" отстреливаться.

История нас учит тому, что во всех предыдущих случаях, такой "жест доброй воли" не сработал и очень быстро, ценой многочисленных человеческих жертв, приходило понимание, что открывать огонь в ответ не просто необходимо, но и жизненно важно. Однако, похоже, новый президент решил лично испытать старые "грабли" на прочность. И на данный момент все выглядит так, что "грабли" оказались крепче президентского "лба".

И можно было бы сказать, что черт возьми - его абсолютно не жалко, но, к сожалению, за просчеты верховного главнокомандующего своими жизнями расплачиваются бойцы в окопах. В прямом смысле всех этих слов.

Автор: Руслан Рудомский

    Реклама на dsnews.ua