• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Услуга за услугу. Что выторгует Зеленский в обмен на врагов Эрдогана

Поручение СБУ заняться "школами Гюлена" по просьбе президента Турции на деле не имеет ничего общего с Realpolitik
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Ответный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Киев 3 февраля (Владимир Зеленский летал в Турцию в начале августа) в целом прошел хорошо с точки зрения дальнейшего развития сотрудничества между странами и поиска точек соприкосновения вокруг агрессии Кремля в отношении Украины.

Были и сигналы президенту РФ Владимиру Путину - от Эрдогана в связи с эскалацией в Сирии, последовавшей после обстрела силами режима Башара Асада турецких военных в Идлибе и ответных авиаударов турецких ВВС. Кроме того, в Москве не могли не обратить внимания на то, что президент Турции поприветствовал в Киеве почетный караул фразой "Слава Украине!".

Есть и вполне конкретные цифры как результат переговоров Зеленского с Эрдоганом. Речь о порядка $35 млн (200 млн турецких лир) в качестве военной помощи Украине и подписании меморандума о военно-финансовом сотрудничестве, которое является одним из самых перспективных направлений, подразумевая новые поступления беспилотников Bayraktar, совместные проекты в оборонке и т. д.

Также стороны одобрили взаимное признание водительских прав и подписали декларацию о намерении уже в 2021 г. поставить точку в создании зоны свободной торговли, что может вывести товарооборот на $10 млрд ежегодно к 2023 г. По крайней мере, оба президента на это очень надеются.

Все это из категории "достижения". Теперь перейдем к надеждам, призывам и т. д. К примеру, Владимир Зеленский рассчитывает, что его турецкий коллега посодействует новому обмену пленными и заключенными с Россией. Соответствующий опыт общения с Кремлем у Эрдогана имеется. Правда, турецкий лидер на публике не дал четкого ответа, вступит ли он в переговоры с Москвой по этому вопросу. Да и не тот момент сейчас, учитывая опять же конфликт в Идлибе и Эль-Бабе. Вместо этого президент Турции заверил Зеленского в поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины, непризнании аннексии Крыма Россией и выразил готовность "сделать все для того, чтобы обеспечить спокойствие и благополучие в регионе, в том числе - в Украине". Ну, и Эрдоган также пообещал помочь с обеспечением жильем 500 семей крымских татар.

Прекрасно, что оба черноморских государства по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве и готовы двигаться дальше; и что на Банковой осознают необходимость в этом.

Но есть "но"

Реклама на dsnews.ua

Первое и ключевое - это сдача преподавателей из так называемых школ Фетхуллы Гюлена, которого в Анкаре обвиняют в попытке государственного переворота в 2016 г. Зеленский по итогам переговоров с Эрдоганом сообщил, что дал поручение руководству СБУ изучить их деятельность в Украине. Говорили они об этом, со слов гаранта, достаточно долго. Правда, неизвестно, разбирался ли сам президент в этом вопросе и прогнозировал ли последствия своих решений. Потому диалог вполне мог быть примерно следующего содержания: "И еще, Владимир... - Да-да? - Гюленистов нам бы. - Гюл... (несколько секунд в замешательстве). Да без проблем! Сейчас при вас сделаю звоночек".

В Турции, заметим, ранее к школам FETO отнесли Украинско-турецкий культурный центр "Сияние" (Işık), который открывался в свое время при содействии турецкого посольства; а также Международную школу "Меридиан", в гостевой книге которой расписывалась Эмине Эрдоган, когда ее супруг был премьером. Ситуация кардинально изменилась, и теперь они в опале. Рупором же гюленистов якобы является портал Ukraynahaber, созданный Юнусом Эрдогду, бывшим корреспондентом информагентства Cihan, закрытого в Турции вроде как из-за связей с Гюленом.

Вопрос даже не в том, что учреждениям и порталу пришьют в Украине, чтобы руководство и работников экстрадировали. С этим, думается, проблем не будет. Чего-нибудь да удумают. Дело Шеремета, по которому проходят музыкант, детский хирург и военный медик, отличная тому иллюстрация. Вопрос в том, готовы ли будут Зеленский и глава СБУ не только выполнить просьбу с нарушением правовых норм, но и столкнуться с недовольством США, где нашел пристанище проповедник Гюлен?

Следует напомнить, что летом 2018 г. в Николаеве был задержан и оперативно выдворен в Турцию журналист Юсуф Инан, несмотря на то что он женат на украинке и имел вид на жительство; отрицал свою причастность к FETO и даже был членом эрдогановской Партии справедливости и развития; у него было пять дней на обжалование решения на экстрадицию. В Вашингтоне, к слову, были не в восторге. Этот эпизод включен в доклад Госдепартамента о соблюдении прав человека в Украине за 2018 г. с напоминанием о праве просить об убежище в случае, если на родине есть угроза преследований. Как результат, следующую просьбу Анкары такого плана Киев уже отклонил. Найдет ли повод ее отклонить теперь уже Зеленский? Или обмен оружейных контрактов на якобы оппонентов Эрдогана наряду с обменом пленных на террористов нужно считать прокачкой навыка Realpolitik?

Кстати, как и соболезнования украинского президента в связи с обстрелом турок в Идлибе. И это второе "но".

Вроде как и неплохо проявить эмпатию в данном случае, ведь турецкие войска столкнулись лбами с асадовцами и их российскими союзниками. Однако важен контекст. А он таков, что, как ни крути, Анкара проводит военную операцию (и не первую) на территории другой страны, руководствуясь далеко не альтруизмом.

Третье "но": крымские татары в риторике украинского президента. Отлично, что вопрос защиты прав крымских татар поднимался, ведь Эрдоган известен последовательной их поддержкой. Только вот эта последовательность самому Зеленскому в чисто медийном плане не очень на руку. Он-то Крымом озабочен поскольку-постольку - от случая к случаю. Внимание турецкой стороны к проблемам крымскотатарского народа является демонстрацией своего рода политической силы и состоятельности властей Турции, в первую очередь Эрдогана, претендующего на роль мусульманского и регионального лидера. Банковой следовало бы брать с него пример, чтобы, например, меджлис не критиковал Офис президента за отсутствие диалога об освобождении крымских татар. Действительно, ведь получается, что о кырымлы в ОПУ вспоминают только под дату и едва ли не с подачи иностранного лидера.

И четвертое "но": не пора ли в обиход команде президента наряду с "инвестиционными нянями" ввести понятие "инвестиционный зазывала"? Приглашать иностранный бизнес инвестировать в Украину и участвовать в концессионных проектах во время международных встреч - это, безусловно, правильно и нужное дело. Но ведь нельзя обходиться лишь красивыми обещаниями, рассказами о мощнейших экономических реформах и гарантиями, которые в принципе ничем в глазах этого самого инвестора не подкреплены. Особенно на фоне существенного недобора в госбюджет, падения промпроизводства и сообщения о том, что, к примеру, Шестой апелляционный суд Киева приостановил передачу в концессию Херсонского морпорта, чем 21 января похвастал Алексей Гончарук.

Итак, в целом визит прошел на позитивной ноте и показал хорошие перспективы расширения сотрудничества. Только ряд промахов, и в первую очередь обещание взяться за "школы Гюлена" со всеми вытекающими геополитическими последствиями, свидетельствуют, что Киев пока не научился не прогибаться перед партнерами в ущерб себе, а Realpolitik Зеленского не очень-то и real.

    Реклама на dsnews.ua