• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Как жить на военном положении и поможет ли оно АТО?

Президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов
Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе глава ВР Александр Турчинов поручил СНБО изучить возможность введения военного положения в Донбассе. Но решать этот вопрос по существу будет уже новый Президент Украины Петр Порошенко. В любом случае перевод Донецкой и Луганской областей на ВП выглядит вполне логичным решением. Поскольку сейчас в этом регионе идут полноценные боевые столкновения с террористами, гибнут люди, в том числе и мирные жители, а нормальная жизнь граждан давно нарушена. "ДС" решила выяснить: как жить на военном положении и поможет ли оно АТО?

Введение военного положения предусматривает целый ряд ограничений для гражданского населения. В частности, согласно Закону "О правовом режиме военного положения" в двух восточных областях могут внедрить обязательную трудовую повинность для помощи военным в постройке блокпостов и других оборонных объектов. Для тех же целей армия сможет использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий и организаций всех форм собственности, а также реквизировать имущество (недвижимость или транспортные средства). К гражданам или компаниям могут применить военно-квартирную повинность (размещение военных на постой). Еще это комендантский час, особый режим въезда и выезда из населенных пунктов, обязательная проверка документов, жилых и складских помещений, а также личных вещей, контроль работы предприятий связи и передачи данных через компьютерные сети.

Но военное положение вводить в Донбассе надо. Ведь де-факто война там идет уже давно. Другой вопрос: сможет ли украинская армия в нынешнем составе превратить военное положение в эффективный инструмент наведения порядка в Донбассе? Для сомнений есть достаточно причин. Во-первых, высшее военное руководство в своей основной массе осталось прежним, а это люди, рожденные в СССР, со всеми вытекающими из этого моральными качествами в отношении к России. Во-вторых, я не владею официальными данными относительно того, сколько сейчас наших силовиков участвуют в АТО, но выглядит так, что их слишком мало. Если мы говорим о том, что на востоке война, то и количество участников с нашей стороны должно быть соответствующим. Есть условный стандарт - это 1% от населения. То есть лишь в Донецкой и Луганской областях сейчас должны находиться не менее 65 тыс. военных. Это критический минимум, не считая Внутренних войск и милиции. Следовательно, нужна дополнительная мобилизация, закупка снаряжения и продовольствия. Ведется ли такая подготовка сейчас - неизвестно. И в-третьих, надо навести порядок с границей. Мы ведем войну, но наша граница сегодня по-прежнему мирная. То есть стоит пограничная застава, а следующая лишь в 30 км от нее. На этом промежутке может быть что угодно. Еще один момент, как в условиях ВП работать с террористами, а здесь также свои нюансы. Мы знаем, что примерно 5% в этих группах - это профессиональные диверсанты и разведчики, возможно, состоящие на службе в армии России. Еще 20% - наемники. С этими двумя категориями вести беседу бесполезно. А вот с остальными 75%, которые составляют преимущественно местные жители, в том числе с уголовным прошлым, можно и нужно пробовать договариваться. Только выполнение всех этих пунктов в комплексе и обеспечит результат после введения военного положения. В противном случае решение проблемы может растянуться надолго.

    Реклама на dsnews.ua