• USD 39.4
  • EUR 42.8
  • GBP 49.9
Спецпроекты

Максим Лавринович: Как защитить частный капитал в Украине

Максим Лавринович, управляющий партнер юридической фирмы "Лавринович и Партнеры" рассказал о различных способах защиты бизнеса и инвестиций, доступных
Реклама на dsnews.ua

Максим Лавринович, управляющий партнер юридической фирмы "Лавринович и Партнеры" рассказал о различных способах защиты бизнеса и инвестиций, доступных украинским бизнесменам.

Какие методы защиты частного капитала сегодня наиболее актуальны и применимы (в связи с законодательством) в Украине?

Максим Лавринович: Защита частного капитала уже не является настолько насущным вопросом. Ни государство, ни другие капиталы не атакуют друг друга. Единичные случаи неправомерного изъятия имущества, конечно же,  случаются.

Чтобы этого не происходило, необходима подстраховка в виде правильного юридического оформления любой инвестиции, любого действия, которое связано с перетеканием капитала. Юридически обоснованные схемы и действия всегда тяжело "разбить" или подменить.

В каких случаях заключение брачных контрактов является способом защиты частного капитала? Как применяется этот инструмент на практике?

Максим Лавринович: На практике брачный контракт применяется для сохранения инвестиций и бизнеса, если есть риск их утраты. Но необходимо помнить о том, что в Украине брачный контракт, к сожалению, не может идти вразрез с семейным законодательством и устанавливать иные правила. Потому при разводе брачный контракт в части распределения капиталов может быть оспорен и признан недействительным.

Однако когда речь идет о сохранении личного бизнеса, всегда лучше изложить все правила на бумаге – в брачном контракте, и застраховаться от негативных событий в семейной жизни.

Реклама на dsnews.ua

Ежегодно в Украине составляются сотни таких документов. В то же время следует помнить о том, что развод также является одним из способов сохранения части активов и переведения имущества в случае корпоративных конфликтов с одного лица на другое.

Что такое контракты с партнерами о разделе имущества в случае выхода из него, и как правильно составить такие контракты с целью защиты капитала?

Максим Лавринович: Как правило, такие контракты составляются по законодательству других стран. Именно с этой целью создаются холдинги с материнскими компаниями за рубежом.

Законодательство других стран, к примеру – Великобритании, позволяет очень четко и на усмотрение акционеров очертить правила "расхода" в бизнесе – в отличие от украинского законодательства, которое достаточно узко регулирует данные вопросы в Хозяйственном кодексе и соответствующих законах.

Последние тенденции свидетельствуют о том, что украинские суды все чаще занимают позицию "свободы договора" в отношении учредительных соглашений. Но поскольку данная практика еще окончательно не сформировалась, мы все равно советуем структурировать бизнесы по иностранному законодательству. Это позволяет прописать правила расхода в бизнесе именно так, как желают стороны.

К примеру, можно предусмотреть, что в случае возникновения разногласий между бизнес-партнерами один из них имеет право выйти из бизнеса или выкупить долю другого партнера по той процедуре и тем ценам, которые сами же партнеры оговорят в учредительном соглашении, подписанном до момента начала бизнеса и наступления критической ситуации. Фактически это тот же брачный контракт, только между бизнесменами.

Какие шаги предпринимаются юридическими компаниями, куда обращается клиент с просьбой о структурировании активов и их защите?

Максим Лавринович: В данном случае юристы анализируют возможность структурирования сделки согласно украинскому законодательству и законодательству других стран. Предлагая решение для структурирования нового бизнеса или инвестиции, юристы обеспечивают как можно меньшее количество рисков столкновения с украинским законодательством, которое, к сожалению, достаточно гибко в своих трактовках.

Право собственности на объекты, желательно, должно также находиться за рубежом – как и право собственности на корпоративные права и на сами инвестиции. Украинское законодательство и судебная система, к сожалению, не могут считаться достаточно надежными гарантами защиты инвестиций и бизнеса от недружественных действий государственных органов или недружественных поглощений частным капиталом.

Насколько важна и реализуема в интересах клиента судебная практика раздела имущества?

Максим Лавринович: Не смотря на то, что в Украине не действует система прецедентного права, судебная практика достаточно важна. Факты, установленные украинским судом в судебном решении, могут использоваться в других судебных спорах – если эти факты применимы к данным спорам. Потому необходимо обращать внимание на споры, которые являются идентичными проблеме, возникшей у инвестора.

Трасты и семейные фонды – как эти инструменты помогают клиентам защитить капитал?

Максим Лавринович: Трасты и семейные фонды были популярны до тех пор, пока не появились первые сообщения о действиях недобросовестных юристов или лиц, выступавших от имени своих доверителей.

К тому же, трасты, находящиеся в дорогих юрисдикциях, иногда задают слишком много вопросов и даже могут отказать в некоторых действиях, о которых их просит доверитель. Поэтому институт трастов и семейных фондов на сегодняшний день не развивается. Конечно, он не будет ликвидирован, однако будущее – за правильным развитием корпоративных инструментов за рубежом и внутри государства.

Оффшорные юрисдикции: чем они могут быть полезны частным клиентам, которые хотят максимально защитить свои активы?

Максим Лавринович: Во-первых, офшорные юрисдикции могут защитить их средства от финансовых рисков, которым подвержена любая страна, включая Украину. Во-вторых, у украинского гражданина или предприятия право собственности могут отнять достаточно быстро и просто, в то время как с участием иностранного элемента это сделать гораздо сложнее.

    Реклама на dsnews.ua