Москитная проблема. Чем вооружить подаренные американцами "Айленды"

Флот в составе Вооруженных сил Украины с самого начала был такой себе падчерицей

Еще при разделе Черноморского флота СССР россияне сделали все, чтобы нашей стране достались не самые лучшие боевые корабли. Так, флагманом стал вообще корабль Погранслужбы, а большая часть лучших боевых кораблей была благополучно "порезана на иголки" уже во времена независимости.

Дальше была аннексия Крыма весной 2014 г., в ходе которой были потеряны не только корабли, но и большая часть личного состава, который перешел под российские знамена. Снова-таки россияне из захваченных кораблей вернули только корабли снабжения, причем самые древние.

С началом войны флот оказался не в числе приоритетов — хватало других проблем. Поэтому ввиду ограниченного финансирования была принята программа создания "москитного флота": постройка на отечественных верфях катеров как морского, так и речного базирования различного назначения (в том числе и ракетных). За короткое время в строй были введены шесть бронекатеров типа "Гюрза-М", ныне продолжаются ходовые испытания десантно-штурмовых "Кентавров".

С началом открытой российской агрессии по блокированию украинского мореплавания в районе Керченского пролива в сентябре 2018 г. в Бердянск сухопутным путем перебросили два катера — "Кременчук" и "Лубны".

Однако попытки усилить азовскую флотилию морским путем завершились пиратским захватом российским флотом 25 ноября 2018 г. сразу двух катеров — "Бердянск" и "Никополь". При этом корабли получили огневое поражение как с воздуха, так и с моря. Возвращены россиянами только осенью 2019 г.

Однако для противодействия российской угрозе на Черном, а особенно на Азовском море этого было явно недостаточно, и начались поиски варианта получения бортов из-за рубежа.

В итоге не без проблем были реализованы договоренности о получении двух патрульных катеров из США. В октябре 2019 г. они прибыли в Одессу, получив собственные имена "Славянск" и "Старобельск".

Казалось бы, данные корабли должны серьезно повысить боевые возможности флота, однако не все так просто.

Так как корабли поставлялись по программе военной помощи, то шли они без вооружения. И если поставленные тому же Пакистану или Грузии суда без проблем были вооружены западными образцами, то у нас возникли проблемы.

Во-первых, вооружить корабли надо было быстро, во-вторых, из наличия — то есть советскими образцами. Еще до прихода кораблей вокруг вооружения начались дискуссии. Причем военные наблюдатели и люди, близкие к флоту, выдвигали самые разные варианты. От примитивной установки на палубе пары крупнокалиберных пулеметов ДШК до варианта от николаевских корабелов (ГП "Исследовательско-проектный центр кораблестроения") с частичной переделкой конструкции и установкой двух боевых модулей "Катран-М". Они уже опробованы на бронированных катерах типа "Гюрза-М" и серийно производятся ГП "Николаевский бронетанковый завод". В их состав входят 30-мм автоматическая пушка ЗТМ1, ПТРК "Барьер", 7,62-мм пулемет и автоматический гранатомет АГ-17. Все вооружение отечественного производства. Плюс к этому предполагалось поставить 12,7-мм пулеметы ДШК-М.

Однако реальность оказалась весьма прозаической и, мягко говоря, не самой очевидной в плане эффективности. Буквально на днях стало известно, что на лафеты от демонтированных артиллерийских установок MK-38 Mk.0 будут поставлены стволы и автоматы с 25-мм спаренной артиллерийской установки 2М-3М.

С одной стороны, это шаг к унификации, ведь такие же установки стоят на рейдовом тральщике "Геническ" ВМСУ, а также на трех бронекатерах типа "Шмель" Морской охраны.

С другой стороны, боевая эффективность установки разработки 1950-х годов вызывает большие сомнения. Имеющийся богатый опыт ее применения в локальных конфликтах показывает, что для борьбы с надводными целями это не самое лучшее решение. Тем более в современных условиях артиллерийская установка с ручным наведением без стабилизатора полный анахронизм.

Второй немаловажный вопрос — боеприпасы. Имеющиеся на складах 25-мм снаряды произведены как минимум 40 лет назад, и как себя поведут графитованные пороха, не знает никто.

И это если оставить в стороне вопрос с износом стволов. Ведь производства 25-мм стволов в Украине просто нет. В случае активного использования на сколько хватит имеющихся советских (тоже, кстати, далеко не новых)?

Понимая ситуацию, адмиралы плавненько так попытались превратить зраду в перемогу, заявив, что в будущем рассматривается вариант покупки в США и установки на катера современных артиллерийских орудий Mk 38 с оптико-электронной системой наведения и стабилизации. При этом возникает сразу несколько вопросов — почему это не было сделано сразу, ведь за 2,5 года, пока корабли проходили ремонт и процедуру передачи, можно было решить вопрос с покупкой?

И второй — боеприпасы. Ведь для американских установок потребуются и снаряды натовского образца. А как показали последние по времени закупки, такие расходники оказываются довольно дорогим удовольствием. Причем даже если просто брать моменты с учебными или испытательными стрельбами, а не случай полномасштабной войны.

Таким образом, можно говорить о том, что даже получение относительно современной западной техники для флота не обернулось серьезным усилением, потому что с этим вооружением патрульные корабли вряд ли смогут противостоять достаточно современным российским боевым судам. Причем даже если брать Погранслужбу, а не Черноморский флот.