• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Олег Покальчук: Я предсказываю теперь новые Врадиевки, появление новых Павличенко. У людей появилось ощущение моральной правоты в плане личной мести. Мне кажется, это надолго

По мнению социального психолога Олега Покальчука, развязкой политического кризиса нынешний конфликт в Украине не закончится. Майдан в самом радикально
Реклама на dsnews.ua

По мнению социального психолога Олега Покальчука, развязкой политического кризиса нынешний конфликт в Украине не закончится. Майдан в самом радикальном про­явлении продолжит свое дело и после объявления мира. Вот только уже не в организованных группах под патронатом партий или общественных организаций.

Что, по-вашему, будут делать люди, которые стоят на Майдане, после того как политический компромисс будет найден?

— Политические договоренности будут означать финал лишь политического противостояния. Но мы уже вступили в сам конфликт, и он не прекратится. Задача тех, кто что-то решает и на что-то влияет, — превратить возможную горячую фазу этого противостояния в холодную.

Пусть лучше будет холодная война, чем горячая. Ведь результаты конфликта с точки зрения политической аргументации никогда не устраивают общество. Ни в одной стране. Всегда остаются недовольные властью. И на личном уровне желание мести, я убежден, у людей останется.

Во что это может переродиться?

— Я предсказываю теперь новые Врадиевки, появление новых Павличенко. Только это уже будет в масштабах всей страны. У людей появилось ощущение моральной правоты в плане личной мести. Мне кажется, это надолго. Это нехорошо, и я не могу это комментировать как положительное явление, но оно существует. И это будет трендом группового настроения.

Не организационного (каких-то организаций — прим. "ВД"), а именно группового — массового. Причем в низах общества.

Реклама на dsnews.ua

Эти ощущения, эта ярость, раздражение и прочее появились ведь не за последние два месяца. Майдан не является стартапом какого-то процесса. Это уже результирующая составляющая многих лет накопления недовольства, трансформированного в ненависть, бунт, восстание. Так что Майдан — это бикфордов шнур, то есть запал.

Вы говорите, что месть будет личная, а не от имени каких-то организаций. Но как вы тогда объясните жесткие заявления лидеров одиозных структур вроде харьковского "Оплота", которые едва ли не призывают убивать активистов Майдана?

— Это в чистом виде политическая демагогия. Она была во время всех социальных возмущений. Ну кто знал этого Жилина (лидер "Оплота" — прим. "ВД") до Майдана? Да никто его не будет помнить и после!

И такого рода аферисты появляются разные. Я помню во время избрания Ющенко появился некий Эдуард Коваленко с совершенно фашистской символикой, риторикой и дебильными маршами. Потом он так же исчез, как и появился.

Вспомните акцию "Украина без Кучмы!", когда тоже появлялись какие-то странные квазинациональные радикалы. Потом все они растворялись, как будто их и не было. Все это пиар-моменты групп, которые, конечно же, кем-то финансируются и руководимы. Они специально озвучивают такие страшно угрожающие тенденции. И пока продолжается финансирование, они будут продолжать это делать.

А за что, по-вашему, люди сейчас стоят на Майдане?

— К своему несчастью, я участник боевых действий, и когда начинается война, уже никто не вспоминает о том, за что вышли. Вот в чем беда любой войны. То, что сейчас происходит, — это именно война. Во всяком случае, психологически эти люди уже заточены именно под войну, ведь они ведут казарменную жизнь, у них есть своя позиция, есть какая-то дисциплина и порядок.

Как и любую армию, их это удерживает от мародерства и разложения, но тем не менее форматирует их в условия негражданского населения. Возможно, они и хотели бы вернуться к прошлой жизни, но обстоятельства вынуждают их оставаться тут, а главное — у них нет тыла, им некуда отступать. Украинская правовая карательная система сейчас сродни советской.

Они понимают, что если уйдут из расположения своей части, называя вещи своими именами, их арестуют или похитят, а может быть, и убьют. Поэтому их отряды в этом смысле созданы в виде наших силовых органов. Поэтому у всех, кто находится на Майдане, конечно же, психология военных.

Что, на ваш взгляд, может стать причиной окончания этого горячего, ну или если он перейдет в фазу холодного, тогда холодного конфликта, чтобы люди не мстили?

— Конфликт может прекратиться с уходом из жизни естественным эволюционным путем этих поколений, которые противостоят друг другу. Если же говорить о каком-то антропологическом сюжете, то со стороны власти должна быть принесена некая сакральная жертва. Если два месяца назад достаточно было снять Захарченко, то сейчас люди требуют отставки Януковича, досрочных выборов, перезагрузки страны.

Вот вам и условия, которые прекратят противостояние. Они все известны. Вот если бы это случилось, то было бы очень здорово. Но так ведут себя лишь умные президенты во избежание чего-то нехорошего в обществе. Кучма в конечном итоге повел себя правильно, как мы сейчас понимаем. Думаю, нынешний президент и его окружение считают, что если он на это пойдет, то, наоборот, усугубит конфликт.

Читайте также: Неуловимые мстители. Пути протеста неисповедимы. То ли еще будет...

Андрей Левус: В Самообороне мы, как мантру, повторяем, что лучшей местью за погибших будет то, что изменения, за которые они погибли, все же будут достигнуты

    Реклама на dsnews.ua