• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.5
Спецпроекты

От ворот. Почему Нацбанк отказал русским купцам

Еще недавно казалось, судьба Сбербанка в Украине решена окончательно и бесповоротно, оказалось все не так просто
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Национальный банк Украины не согласовал покупку ПАТ "Сбербанк" ("дочка" Сбербанка России) бизнесменам Саиду Гуцериеву и Григорию Гусельникову. Также отказано в покупке ПАТ "Проминвестбанк" (принадлежит российскому Внешэкономбанку) народному депутату Максиму Микитасю и бизнесмену Павлу Фуксу.

Как сообщили в пресс-службе НБУ, "основание для принятия таких решений: непредставление необходимых и достаточных документов для осуществления проверки инвесторов на предмет соответствия требованиям законодательства Украины".

Подобный неожиданный результат вызывает сразу несколько вопросов. Во-первых, почему информация о покупке дочек российских банков была вначале озвучена почти как свершившийся факт, а затем также поспешно дезавуирована. Во-вторых, почему в покупке банковских учреждений было отказано в связи с непростительной "детской ошибкой", коей является непредставление заявителем "необходимых и достаточных документов". Как показывает практика, покупка даже небольшого банка вначале всегда согласовывается покупателями с НБУ в неформальной обстановке. Выглядит это примерно так. В здание на Институтской закатывается пробный шар в виде драфтов основных документов, затем туда же отправляется гонец "погутарить". В результате, у покупателей появляется твердое понимание того, насколько реально им стать счастливыми обладателями украинского банка. Или не реально. Тут все дело зависит от "гонца". В любом случае, никто не будет просто так рассекать воздух и готовить дорогостоящий due diligence (англ. должная добросовестность) не будучи уверенным в успехе будущего мероприятия.

Для этого, все "детские неожиданности" в виде риска несогласования пакета в НБУ, устраняются уже на начальном этапе работы с документами. В дальнейшем, не "срастись" может лишь по причине делового недопонимания у непосредственных участников сделки. В данном порядке вещей нет ничего истинно украинского. Так поступают во всем мире, ведь информация об отказе в покупке банка является серьезным ударом по деловой репутации и имиджу потенциального покупателя. Таким щелчком по носу, стал в свое время, отказ промышленному консорциуму, контролируемому братьями Андреем и Сергеем Клюевыми в покупке земельного банка Австрии Bank Burgenland.

Естественно, речь здесь идет о реальных претендентах на покупку банковского учреждения. Если намерения купить изначально не было и об этом знают все, кому положено знать, за исключением широкой общественности, то пять минут позора вряд ли испортят деловую репутацию соискателя "понарошку" . Тем более, когда участие в торгах происходило по просьбе очень уважаемых лиц, имена которых настолько известны, что их не стоит называть.

Нечто подобное произошло и с российскими банками в Украине, которые находятся под широким общественным прессом и являются объектами интенсивных политических спекуляций. Речь, прежде всего, о таких финансовых учреждениях как Проминвестбанк, Сбербанк и ВТБ.

Судьба этих банков в последние годы достойна хорошего детективного романа. Во всяком случае, блокбастер можно было бы снять весьма увлекательный.

Реклама на dsnews.ua

Финансовые активы, во все времена, являлись наиболее лакомым кусочком для сведения счетов с противником.

Вспомним, что после знаменитой исламской революции в Иране и захвата посольства США в Тегеране, первым ответным шагом стала блокировка активов иранских банков на корреспондентских счетах в банках западного мира на сумму более чем $32 млрд. Про вождя мировой революции, призывающего "брать" банки, почту и телеграф можно и не вспоминать. Тем временем, все годы необъявленной войны, Украина в лице государственного регулятора обеспечивала максимально комфортный режим для работы российских банков у нас в стране. В свое время, НБУ разрешил им конвертировать в капитал задолженность перед материнскими структурами. Благодаря этой простой бухгалтерской проводке, РФ в 2016 году стала одним из самых крупных инвесторов в украинскую экономику, увеличив объем прямых иностранных инвестиций на несколько дополнительных миллиардов долларов. Кроме того, дочки российских банков сумели выполнить индивидуальные программы докапитализации, утвержденные в НБУ и теперь нормативных претензий со стороны регулятора к ним как бы нет.

С другой стороны, данные банки стали объектами совершенно нецивилизованных нападок со стороны активистов, в виде замуровывания отделений и обливания их "кровью". 

В условиях регулятивного вакуума, общественная инициатива активно заполнила свободное пространство, приобретая такие вычурные формы, которым позавидовал бы сам Нестор Махно и атаман Зеленый.

Что бы как то снять напряжение и отвести разряды наэлектризованного общества, НБУ применил громоотвод в виде пакета санкций, которые в экспертной среде прозвали "фейковыми", ведь вероятность того, что они могут кому-либо навредить значительно ниже, чем опасность уколоться вилкой за завтраком у английской королевы.
В пиар пространстве был запущен проект под условным названием: "российские банки продаются? нет, они уже почти проданы". Главная цель очевидна - показать обществу, перефразируя поэта классика, что русский дух уже практически выветрился и русью в банковской системе не пахнет. Для этого нужно было найти Зицпредседателя Фунта, который бы согласился либо поучаствовать в роли наивного покупателя, либо в роли счастливого обладателя.

К сожалению, найти реального соискателя на эти банки, на данный момент, не представляется возможным. Спрос на украинские финансовые активы находится на отметке замерзания. Емкость рынка капитала сдулась как минимум в два раза и даже оставшимся на плаву банкам трудно поделить скукоженную "кормовую базу": некого кредитовать, негде фондироваться, количество активных клиентов не растет, а падает. В этих условиях, единственная стратегия банков с иностранным капиталом - выжить. Многие из низ с удовольствием покинули бы нашу банковскую систему, тем более, что учитывая международный суверенный рейтинг нашей страны, их материнские структуры вынуждены резервировать 100% своих активов в Украине, увеличивая и без того раздутую затратную часть. Но продавать свои украинские банковские активы с большим дисконтом они пока еще не готовы. Решение зафиксировать убытки до сих пор не принято, прежде всего, исходя из психологических факторов.

Зато банки с российским капиталом, как стойкие оловянные солдатики продолжают выдерживать "жар" внутри нашей страны. Политические инвестиции, они такие...
Проанализируем показатели трех "российских" банков, для анализа возьмем Проминвест, ВТБ, Сбербанк.

Основная часть их активов сосредоточена в корпоративных кредитах: 69 млрд грн, также существенные вложения находятся в инвестиционной недвижимости - 4,2 млрд грн. Большая часть активов сформирована в иностранной валюте.

Среди пассивов, основное место занимают средства других банков - 35 млрд грн, депозиты физических лиц превышают 19 млрд грн, а юридических - 3,6 млрд грн.

Интересно проанализировать и динамику капитала: в последние годы, за счет непокрытых убытков, произошла существенная декапитализация этих банков: Проминвет из 40,6 млрд грн уставного капитала потерял 38,5 млрд и теперь его собственный капитал составляет порядка 3,4 млрд грн. В Сбербанке убытки съели 10 млрд грн "уставника", в ВТБ - почти 32 млрд грн.

Потенциальный покупатель этих банков должен понимать, что существенная часть кредитного портфеля зависла в больших кредитах, предоставленных государственным предприятиям (как например, 1,5 млд грн кредитной задолженности, которая числится у Донецкой железной дороги перед Сбербанком), а также крупным финансово-промышленным группам юго-востока Украины, многие из которых утратили существенную часть активов в результате военных действий, а стало быть, отдавать взятые кредиты не способны.

Зато депозиты физических и юридических лиц, представляют вполне реальные финансовые требования к этим банкам, в основном текущие и краткосрочные.

 Кроме того, будущим собственникам придется потратиться на длительный ребрендинг, который позволит прервать у общества устойчивые ассоциативные связи данных банков со страной-агрессором.

В связи с этим, намерение Саида Гуцериева, принадлежащего к одной из самых богатых семей РФ (48 место журнала "Forbes"), совместно с собственником AS Norvik Bank, гражданином Великобритании Григорием Гусельниковым, купить украинский Сбербанк, выглядело весьма неожиданно. Семья Саида Гуцериева контролирует разноплановый бизнес, в который входят нефтехимические предприятия, девелопмент, финансовые учреждения. Брильянт финансово-промышленной группы - компания РуссНефть. Человек с блестящим западным образованием, Саид Гуцериев, как нельзя кстати, мог бы подойти в качестве покупателя Сбербанка, вот только никто никогда не знал о его интересе к Украине....

Не менее странно выглядят и соискатели на покупку Проминвестбанка - бизнесмен из Харькова Павел Фукс, основатель московской девелоперской компании MosCityGroup и народный депутат ВРУ Максим Микитась, учредитель украинских строительных компаний, в том числе "Укрбуд". Электронная декларация последнего, свидетельствует о наличие существенных финансовых ресурсов и неплохом имущественном положении, вот только хватит ли его сбережений для докапитализации такого крупного банка как Проминвест? И нуждается ли строительный бизнес соискателей в крупном банке, отягощенном долгами прошлого?

Скорее всего, мы стали свидетелями постановки широкой дымовой завесы, цель которой - спустить на тормозах народный гнев по поводу работы в Украине банков страны-агрессора.

Страсти улеглись и теперь можно и отказать потенциальным покупателям. Вернуться, так сказать, на круги своя, в зону "регулятивного комфорта", из которого пришлось временно выползти под крики уличной толпы.

Ведь как показали последние решения, НБУ решил отказать всем... К сожалению скрытые бенефициары процессов, направленных как на вытеснение банков с российским капиталом из страны, так и на их "капсулирование" в Украине, остаются за кадром. Зато зарабатывать на процессе получается практически у всех: от активиста, играющего перед банком на балалайке, до финансовых групп, готовых подставить дружеское плечо для "предпродажной" подготовки. Не обижены и чиновники, чутко держащие нос по ветру, готовые, если нужно, помочь с программой докапитализации, а при развороте политики на 180 градусов и попугать фейковыми санкциями. В минусе пока лишь государство, а в зоне потенциального риска - вкладчики и сотрудники банков. 

    Реклама на dsnews.ua