• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Почему Медведчук под домашним арестом, а не в СИЗО - версии экспертов

"ДС" собрала мнения экспертов о влиянии решения Печерского суда по заключению Виктора Медведчука под домашний арест на политический ландшафт Украины

Виктор Медведчук
Виктор Медведчук / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Андрей Золотарев, руководитель Центра "Третий сектор"

Андрей Золотарев
Андрей Золотарев / УНИАН

Печерский райсуд Киева отправил Виктора Медведчука под домашний арест, и одни традиционно в этом ищут "зраду", другие трубят о "перемоге". У нас, конечно убогий суд, но это суд, а не инквизиция. Суд, как бы там ни было, предполагает состязательность в процессе, и он отказал прокурорам, требовавшим ареста с альтернативой в виде залога в 300 млн. Впрочем, отказал суд и адвокатам, предлагавшим отпустить политика под поручительство депутатов Верховной Рады. С точки зрения закона решение правомерное. Согласно действующему уголовному процессуальному законодательству, для всех подозреваемых, не совершивших насильственных преступлений, не может избираться безальтернативно содержание под стражей — должна быть альтернатива пресечения, например, залог. Хотя Медведчук и говорил, что не сможет внести залог из-за заблокированных личных счетов, однако даже его 40 друзей в Раде вполне могли бы внести такой рекордный залог. После внесения залога Медведчук был бы де-факто свободным человеком, продолжать ходить в Верховную Раду и голосовать во время пленарных заседаний. А вот круглосуточный домашний арест и тем более с ношением электронного браслета ограничивает возможности деятельности Медведчука, ограничивает привычный для него образ жизни VIP-персоны, а это особенно унизительно — оказаться в положении простого смертного…Какая уж тут победа.

Борислав Береза, народный депутат VIII созыва

Борислав Береза
Борислав Береза / УНИАН

История с подозрением Медведчуку — это классный сюжет для сериала. И поэтому будет несколько сезонов этого шоу. Финал мы увидим через несколько лет, ближе к президентским выборам. Ведь цель этого шоу, как и всех остальных, это рост рейтинга и голоса наивных людей. Зеленскому нравиться чувствовать себя царем и вершителем судеб. Но провалы в экономике и в борьбе с коронавирусом, ошибки в международных отношениях, невозможность окончить войну, просто перестав стрелять, скандалы с коррупцией и нарушениями законов в окружении Зеленского, ухудшение жизни украинцев и отсутствие перспектив — все это опускает рейтинг Зеленского лучше, чем все коллективные атаки оппозиции. В то же время президент жаждет оваций и хочет видеть высокий рейтинг, и решил играть в справедливость.

Сейчас власти нужен тот, кто номинирован на роль главного злодея, и на эту роль идеально подходит Виктор Медведчук с огромным антирейтингом и негативным бекграундом. С ним начинают бороться, но по договоренности. Тем более что и Зеленский, и Медведчук выигрывают в этой истории. Зеленский начинает изображать из себе суперпатриота, заходя на поле проукраинского электората, а Медведчук получает возможность говорить о том, что его политически преследуют за его позицию, что очень хорошо зайдет не очень умному пророссийскому избирателю. Дальше этот сериал будет идти в соответствии с драматургией, но без какого-то дискомфорта для Медведчука. А то, что изначально были совершены процессуальные нарушения и обвинение показывает себя абсолютно беззубым, говорит, что дело в финале развалится. У нас многим избирателям нравятся красивые лозунги и обещания. О практическом исполнении мало кто задумывается. Именно потому и запустили сейчас такой сценарий, который с восторгом будут смотреть многие украинцы.

Реклама на dsnews.ua

Владимир Фесенко, директор Центра прикладного политического анализа "Пента"

Владимир Фесенко
Владимир Фесенко / УНИАН

После решения по Медведчуку эмоции немного улеглись, и можно более рационально оценить ситуацию. Конечно, многих (и меня в том числе) возмущает, что только домашний арест, а не арест в СИЗО. Что ж, это Украина, со всей нашей спецификой процессуально-правовой и судебной системы, плюс сложные политические игры.

Из того, что я прочитал и услышал за последнее время о домашнем аресте как мере пресечения, вытекает, что домашний арест налагает больше ограничений, чем, например, выход на свободу под большой денежный залог. Если бы Медведчук вышел под денежный залог, то он смог бы свободно передвигаться по стране, проявлять политическую активность, а так его свобода все-таки будет ограничена

Что касается темы денежного залога даже в случае обвинения в госизмене. Надо сказать "спасибо" Конституционному суду и лично господину Тупицкому, которые приняли соответствующее разъяснение о том, что денежный залог (и прочие либеральные меры пресечения) должны быть обязательной альтернативой по всем уголовным делам (кроме насильственных преступлений). Уверен, что когда КС принимал это заключение, то члены КС думали и про свои шкурные интересы. Но самое главное в том, что дело Медведчука далеко не закончено. Напротив, оно только начинается. Разные источники говорят, что против Медведчука могут быть выдвинуты и новые подозрения, в том числе по темам, связанным с санкциями. Но для того, чтобы это дело уверенно двигалось к требуемому результату, необходимо максимальное общественное внимание и активная общественная реакция на все, что происходит вокруг этого дела.

Виктор Небоженко, директор социологической службы "Украинский барометр"

Виктор Небоженко
Виктор Небоженко / УНИАН

Все, что происходит между Офисом президента и Медведчуком, пока является смесью инсценировки и реального конфликта. Поэтому никто не знает, в какую сторону развернуться события для каждого из них. И как поведут себя третьи силы и геополитические игроки. Ситуация может выйти из-под контроля. Ясно только одно, что обе стороны готовятся к выборам.

Но сейчас важно другое. Каковы мотивы участия в этом конфликте Зеленского и Медведчука других политиков и политических сил?. Например, если вдруг, преследуемый президентом Украины Зеленским, лидер ОПЗЖ Медведчук заработает себе в этом конфликте новый имидж "узника совести" и "обиженного властью" политика и, в конечном счете, станет новым президентом Украины, то сделает ли он Киву министром МВД Украины?

Алексей Гарань, научный директором Фонда "Демократические инициативы"

Алексей Гарань
Алексей Гарань / УНИАН

Как показывает украинская история: Медведчук — лузер. Он завалил и объединенных социал-демократов, и избрание Януковича в 2004 году, и свой "Украинский выбор" Он имеет минимальные рейтинги и не имеет шансов. А Бойко на данный момент наиболее раскрученная фигура в медийном пространстве.

В результате может произойти определенное перетекание голосов ОПЗЖ к новому политическому проекту, который создают Ринат Ахметов и Борис Колесников. При этом они будут работать на том же электоральном поле, что и ОПЗЖ, но будут более умеренными или, по крайней мере, менее агрессивными. В самой ОПЗЖ влияние не потеряет Сергей Левочкин, который является владельцем канала "Интер".

Виталий Бала, директор "Агентства моделирования ситуаций"

Виталий Бала
Виталий Бала / УНИАН

На самом деле версий, почему так произошло, может быть сколько угодно. В этой ситуации, мне кажется, надо говорить фактами. Во-первых, суд своим решением признал правомерность подозрения, потому что он вынес меру пресечения. Арест является домашним, круглосуточным, с электронным браслетом, что не совсем приятно для Медведчука. Такое впечатление, что он все-таки больше надеялся на то, что его арестуют, задержат, поведут в СИЗО и это дало бы намного больше бонусов для Медведчука с точки зрения политического преследования и так далее.

Слушая различные комментарии, заявления по этому поводу, хотел бы заметить, что процесс только начался и делать выводы не совсем корректно. Каждый, безусловно, преследует какие-то свои задачи. Но в любом случае главный факт, что подозрение выдвинуто. Сейчас произошло то, о чем вряд ли кто-то мог надеяться еще полгода назад. Так или иначе, это начало реальной борьбы с влиятельным агентом Кремля в Украине. Чем она завершится, покажет жизнь. Относительно Медведчука еще раз хочу заметить, что для него было бы лучше СИЗО, возможно, он бы вышел через 2-3 дня, возможно, кто-то бы внес за него залог. Сейчас он будет давать интервью на дому, даже иностранные СМИ будут по этому поводу пытаться взять интервью. Так или иначе, ставки подняты, в информационном пространстве этот спектакль будет очень востребованным. Офис президента и лично президент должны понимать, что они уже не могут в этой ситуации проиграть. Как по мне, очень хорошо, что сейчас совпали определенные политические интересы Зеленского с интересами Украины.

Игорь Петренко, директор департамента внутренней политики МЦПД

Игорь Петренко / zn.ua
Игорь Петренко / zn.ua

Медведчука отправили под круглосуточный домашний арест. Безусловно, мера пресечения выглядит мягкой. Увидеть Медведчука за решеткой — желание многих украинцев. Но здесь следует учитывать несколько моментов.

Во-первых, мера пресечения не является наказанием за преступление. Виновность или невиновность будет устанавливать суд, и определять меру наказания тоже. Медведчуку светит до 15 лет, но все будет зависеть от конкурентной борьбы прокуроров и адвокатов. Это в идеале, конечно.

Во-вторых, для подозреваемых, которые не совершили насильственных преступлений, нельзя выбирать безальтернативное содержание под стражей, даже для тех, кто подозревается в государственной измене. А залог Медведчук бы заплатил, даже в 300 млн. А после этого спокойно ходил бы на заседания парламента. Поэтому реальным ограничением деятельности Медведчука является как раз домашний арест.

В-третьих, мы сейчас говорим только об одном из многих уголовных производств против Медведчука. То есть это может быть не последний эпизод избрания ему меры пресечения. В итоге все будет зависеть от работы правоохранителей, чтобы не произошло так, как со многими делами против других чиновников.

Но как бы там ни было, миф неприкосновенности Медведчука развенчан. Его крупнейшим активом было кумовство с Путиным, которое якобы ограждало его от любого преследования, но сейчас он обычный подозреваемый с электронным браслетом под домашним арестом. И это, мне кажется, однозначный плюс.

Евгений Магда, директор Института мировой политики

Евгений Магда / УНИАН
Евгений Магда / УНИАН

У Медведчука адвокаты достаточно неплохие. Да и сама логика обвинений прихрамывает, потому что она имеет скорее медийный характер, чем правовой. Теперь, когда Медведчук остался под домашним арестом, ничто по большому счету ему не мешает проводить медиа-кампанию. Я думаю, что мы будем свидетелями медийного столкновения Зеленского и Медведчука, в котором каждый из них будет набирать очки, каждый для своей аудитории. Понятно, что команда Зеленского будет пытаться добавить в игру "Деолигархизация" новых игроков. Возможно, Порошенко, возможно, еще кого-то, кого будут определять олигархом. Но у меня есть серьезные сомнения, что в Раде поддержат закон о деолигархизации. То есть я бы сказал, что Зеленский сейчас из всего пытается получить медийные дивиденды, но об успехах в правовой сфере на сегодня речь не идет.

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества

Виталий Кулик
Виталий Кулик / УНИАН

Анализируя выступления прокуроров, становится очень стыдно от уровня их работы и тех доказательств, которые озвучивались в суде. Низкое качество работы следователей и прокуратуры привело к слабой аргументации на выходе, что видно невооруженным глазом даже неюристам. Поэтому попытки защитников сегодняшней власти перевести стрелки на плохой суд, коррумпированность, связи Медведчука и его команды с судебной системой указывают только на то, что Банковая провалила "домашнее задание" по справедливому вердикта по делу Медведчука.

Если власть борется с таким серьезным оппонентом, как Медведчук, то должна дожимать его по всем параметрам, в том числе закрывать "кошельки", подрывать его столбы влияния как в политической партии, так и вне ее, особенно в правовой и судебной системах. Этого, к сожалению, не произошло, и это полный провал правового департамента и заместителя председателя ОП по судебной реформе и прокуратуре Андрея Смирнова.

С одной стороны, Банковая создала нервную обстановку для ОПЗЖ. Известно даже, что часть владельцев франшизы ОПЗЖ в регионах давали покаянные объяснения о том, что они не относятся к фракции Медведчука. А с другой стороны, сейчас произойдет консолидация электорального ядра ОПЗЖ с развертыванием картинки политического преследования и контратакой медийных ресурсов, которые еще остаются под влиянием Медведчука. Кстати, львиная доля интернет-рекламы выкуплена именно его ресурсами. Итак, стоит ждать контратаку и быть к ней готовыми, иначе вместо тактической победы можно получить стратегическое поражение.

    Реклама на dsnews.ua