Представитель экономического отдела посольства США в Украине Кристофер Смит о том, за что могут лишить преференций отечественных экспортеров
Международный альянс интеллектуальной собственности добивается приостановки доступа Украины к Генерализированной системе преференций США, предоставляющей право экспортировать товары в Соединенные Штаты по льготным ставкам пошлин. В 2002 г. Киеву уже блокировали возможность пользоваться упомянутыми льготами и восстановили их через четыре года после введения уголовной ответственности за производство контрафактных дисков.
О том, почему нашу страну могут лишить преференций снова, "ДС" беседовала с представителем экономического отдела посольства США в Украине Кристофером Смитом, курирующим направление защиты интеллектуальной собственности.
Господин Смит, какие преимущества дает Генерализированная система преференций?
К.С. Генерализированная система преференций США (ГСП) была введена в 1976 году, чтобы стимулировать экономики развивающихся стран. Она предоставляет возможность беспошлинно и без квот ввозить товары в Соединенные Штаты. Но этими возможностями можно воспользоваться, только если страна соответствует ряду критериев, главный из которых — соблюдение принципов защиты прав интеллектуальной собственности.
Под ГСП попадают около 3500 наименований товаров из Украины. В 2011 году по этой системе из вашей страны было ввезено товаров на 53,2 млн долларов, что составляет 4% от всего украинского экспорта в США. В основном это пигменты и препараты на основе диоксида титана, комплектующие машиностроения, карбамид, трансформаторы и оптика. Возможно, цифра не такая уж впечатляющая, но по сравнению 2010 годом этот объем увеличился на 30%.
Как часто США приостанавливают действие преференций в рамках ГСП?
К.С. Преференций лишались, например, Индия и Пакистан из-за несоблюдения прав интеллектуальной собственности. 28 мая этого года действие льготного режима экспорта было приостановлено для Аргентины, которая не выполняла решений по выплате судебной компенсации.
По каким причинам Украина может сейчас лишиться доступа к этой системе?
К.С. США приняли к официальному рассмотрению петицию Международного альянса интеллектуальной собственности, в которой эта организация обращается с просьбой пересмотреть право Украины пользоваться преференциями из-за того, что ваша страна не соблюдает в должной мере принципы защиты прав интеллектуальной собственности.
Среди главных претензий использование структурами правительства Украины нелицензионного программного обеспечения, лишение аккредитации уполномоченной организации коллективного управления Украинской лиги музыкальных прав, недостаточные меры по пресечению незаконного скачивания контента из интернета. 12 июля правительство США объявило, что принимает эту петицию к рассмотрению, 2 октября были проведены слушания по делу, в ходе которых обнародованы аргументы всех заинтересованных сторон.
Как дело будет двигаться дальше?
К.С. Дальше этот вопрос будет рассматривать специальная комиссия, которую возглавляет торговый представитель США. Определив спорные моменты, она свяжется с правительством Украины, чтобы доложить о своих выводах, и попытаться выработать совместные действия по решению проблемы. Офис торгового представителя США не собирается откладывать это дело в долгий ящик.
Если ваше правительство не предпримет конкретных мер для решения ключевых спорных моментов в сфере защиты интеллектуальной собственности, представление преференций в рамках ГСП может быть приостановлено, как это случилось в 2002 году.
Вообще украинцам не следует воспринимать ситуацию так, что кто-то пытается заставить вашу страну защищать права "Майкрософта" или американской музыкальной индустрии. Это важно для самой Украины, поскольку у вас тоже много талантливых исполнителей, программистов, чьи права на интеллектуальную собственность должны быть защищены.
Международные правообладатели утверждают, что Украина превратилась в крупного экспортера цифровой пиратской продукции в ЕС и СНГ. О чем идет речь?
К.С. По оценкам ваших СМИ, в прошлом году из-за использования нелицензионного программного обеспечения украинскими пользователями международные правообладатели потеряли 647 миллионов долларов. В плане контента мы говорим о музыке, фильмах и программном обеспечении. Сейчас наиболее важным каналом, пожалуй, становится интернет и незаконно действующие сервера в Украине, которые могут доставить пиратскую продукцию в любую точку мира.
Кое-кто в Украине неплохо на этом зарабатывает. Но на самом деле то, что они зарабатывают, это ничтожные суммы по сравнению с тем, сколько могли бы заработать ваши граждане, да и сама страна, если бы смогла обеспечить надлежащий режим прав интеллектуальной собственности. Украина каждый год выпускает из своих учебных заведений тысячи программистов. Многие разъезжаются по миру в поисках работы, оставшиеся часто работают на иностранные компании по аутсорсингу.
Возникает вопрос: а где же сильные софтверные украинские компании? Почему ваши программисты пишут так мало программ, нацеленных на украинский рынок? Да потому, что нет достаточной защиты прав их интеллектуальной собственности. Украинские программисты, с которыми мы общались, говорят, что на своих программах заработали миллионы долларов по всему миру, но они не могут заработать их у себя на родине.
Но есть и другая версия: наши программисты работают на аутсорсинг, чтобы быть конкурентоспособными.
К.С. Все дело в том, что в Украине сейчас невозможно заработать интеллектуальным трудом. Хорошим примером является Тайвань. Еще 15–10 лет назад там не защищали должным образом интеллектуальную собственность и у них не было сильного внутреннего рынка, а теперь он существует именно благодаря тому, что государство пересмотрело свой подход к защите интеллектуальной собственности.
Что остается делать стране, которая не развивает интеллектуальную сферу производства? Продавать сырье, продукцию с низкой долей добавленной стоимости и дешевую рабочую силу. Чтобы изменить ситуацию, необходимо создавать высокотехнологичную индустрию, а это напрямую зависит от защиты авторских прав. Возьмите структуру экономики США: около трех четвертей ВВП дают интеллектуальные сферы индустрии. Кстати, заработки в этих отраслях выше, чем средние национальные показатели.
Существует другая проблема: лицензионная продукция в Украине стоит в десятки раз дороже пиратской копии. Многие просто не в состоянии приобретать легальный продукт.
К.С. Мировые компании — разработчики ПО обычно готовы договариваться о более низкой цене на свои продукты для отдельных рынков. Если какие-то версии программ распространять только на украинском языке, это означает, что они будут только на вашем рынке и для этого формата продукта можно договориться о существенных сидках.
Тогда почему этого не происходит?
К.С. Представьте себе, что мы договорились с производителями программного обеспечения снизить цену на софтверный пакет со 100 до 15 долларов. Но если пиратство продолжает процветать до такой степени, что даже эти деньги никто не хочет платить, то какой смысл компании снижать цену?
Есть ли у США специальные программы помощи Украине по внедрению бесплатного ПО в органах власти, где тоже массово используется пиратская продукция?
К.С. Органы власти Украины имеют полное право загрузить из интернета программы на основе свободного кода и пользоваться ими. Никто не принуждает их пользоваться именно коммерческими продуктами. Но дело в том, что коммерческий продукт решает именно те задачи, которые стоят перед сотрудниками государственных органов. И за такие продукты нужно платить.
Кто может пострадать от санкций США?
Фактически монопольным поставщиком минеральных удобрений из Украины в США (карбамида и аммиачной селитры), на которые распространяется действие ГСП, является Group DF Дмитрия Фирташа. В ее орбиту входят крупнейшие производители этой продукции в Украине: Горловский концерн "Стирол", Черкасский и Северодонецкий "Азоты" и "Ривнеазот".
Украинские заводы российского бизнесмена Романа Абрамовича ("Евраз-Днепропетровский металлургический завод им. Петровского", "Евраз-Днепродзержинский КХЗ" и "Евраз-Баглейкокс") поставляют в Соединенные Штаты коксовый орешек. А угольные компании "Свердловантрацит" и "Ровенькиантрацит", входящие в группу ДТЭК Рината Ахметова, вели в этом году отгрузку угля на рынок США.
На американском рынке также пытаются освоиться металлурги. Правда, делают это в основном украинские заводы, принадлежащие иностранцам. Например, Донецкий электрометаллургический завод, подконтрольный российской группе "Мечел" Игоря Зюзина, до недавнего времени продавал американцам сортовой прокат. Комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог", входящий в международную группу ArcelorMittal, отгружал в этом году американцам арматуру, а завод "Энергомашспецсталь", находяшийся под контролем "Росатома", — кованые прутки. А вот поставками силикомарганца и ферромарганца, относящихся к базовым ферросплавам, активно занималась компания "Укрнафта", входящая в орбиту группы "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.