Проблемы с быстрой реакцией. Почему наша армия сидит без самоходных минометов
С насыщением передовой контрбатарейными РЛС и беспилотниками буксируемая артиллерия имеет немного шансов уцелеть при активизации военных действий

В программе перевооружения ВСУ есть несколько тем, в которых, казалось бы, все ясно: технологически для нашей военной промышленности это относительно несложная задача, военные готовы покупать в товарных количествах, но результата как не было, так и нет.
Одной из таких тем является создание 120-мм самоходного миномета. И именно сейчас армия как никогда нуждается в таком оружии — ведь с насыщением переднего края контрбатарейными РЛС и беспилотниками значительно уменьшилось время реакции на огонь противника. И буксируемая артиллерия, как показала война в Нагорном Карабахе, в этих условиях имеет немного шансов уцелеть при активизации военных действий. Поэтому основной упор нужно делать на самоходную артиллерию — в виде САУ и минометных комплексов.
Тем более что в ходе активной фазы войны наша армия отработала тактику «кочующих батарей», когда для подавления вражеского огня используется минометный взвод — три минометных расчета с транспортными средствами и группой прикрытия, усиленную автоматическим станковым гранатометом АГС-17.
Как правило, в этом случае заранее проводится доразведка целей с помощью БПЛА, в ходе которой корректировщики определяют не только цели для удара, но и место будущей огневой позиции. Затем происходит быстрое выдвижение, быстрый огневой налет по цели (не более трех серий по 12-15 мин.) и уход. Такая очень простая и эффективная схема значительно затрудняет противнику выявление огневой позиции и открытие ответного огня.
За последние 3-4 года разные фирмы и организации представили целый ряд образцов самоходных минометных комплексов, некоторые из которых армия даже купила для опытной эксплуатации, однако в массовое производство ни один не пошел, и в войсках их просто нет.
Мало того, время от времени наши конструкторы продолжают выкатывать новые образцы. Так, в сентябре компания «Українська бронетехніка» показала комплекс, о котором отрывочная информация появлялась с 2017 года — миномет «Смерека». Созданный на базе бронеавтомобиля «Варта», как утверждают разработчики, комплекс может разворачиваться за 12 сек. и работать как днем, так и ночью по целям, которые могут быть засечены с беспилотника с дальности в 20 км, контрбатарейной РЛС — с 10 км, с помощью оптических средств разведки — с 6 км.
Причем это не первая попытка установить 120-мм миномет на базу бронеавтомобиля класса 4х4. Еще на выставке «Оружие и безопасность-2016» был представлен аналогичный минометный комплекс на базе бронеавтомобиля «Барс-8» — Барс-8ММК от предприятия «УкрОборонСервис», входящего в концерн «Укроборонпром».
Тогда указывалось, что главной изюминкой проекта станет система управления от испанской фирмы Everis Aeroespacial Y Defensa, которая может использовать как данные от беспилотника, так и от радара контрбатарейной борьбы. Для наведения миномета на цель используется электромеханическая система с резервным ручным дублированием.
Однако шесть купленных армией в 2019 году «Барсов» оказались на сегодня невостребованными, так как у них оказались некондиционные минометные стволы (по некоторым данным, отремонтированные советские) и сейчас они находятся на базе хранения техники в Оржеве.
Так как были потрачены бюджетные деньги, сейчас идут попытки найти новые стволы, в частности — попытаться использовать стволы производства упомянутой «Української бронетехніки». Однако как продвигаются работы в этом направлении — неизвестно, известно только, что армия эти минометы так и не получила, а значит, пока налицо только растрата государственных средств, за которую вряд ли кто-то из ответственных генералов понесет наказание.
Есть и другой традиционный способ удовлетворить потребности армии — закупить то, что доступно, на оружейном рынке восточной Европы. Недаром же летом нынешнего года в СМИ появились сообщения, что в рамках Государственного оборонного заказа на 2020 год Министерство обороны подписало контракт на закупку партии 120-мм минометов ЕМ-120, принадлежащих болгарской компании EMCO.
Тогда же была дискуссия в околовоенных кругах о ценности этих минометов вообще и для украинской армии в частности. Пока дальше разговоров дело не пошло, однако не исключено, что в ходе очередных учений какой-нибудь механизированной бригады мы увидим и это «чудо болгарской промышленности» — по сути лицензионный советский 120-мм миномет на базе легкобронированного тягача МТ-ЛБ.
Как-то незаметно ушла в тень тема с мобильными минометными комплексами на базе БТР. Ведь у Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А. А. Морозова есть подобные разработки на базе бронетранспортера БТР-3Е — модель БТР-3М2. С началом войны на Донбассе единственный экземпляр был передан полку НГУ «Азов» и, по отзывам бойцов, довольно-таки неплохо зарекомендовал себя в боях.
Как представляется, создать аналогичную конструкцию на базе стандартного для ВСУ БТР-4 вряд ли стоило бы больших капиталовложений…
Наконец, до сих пор нет никаких отечественных проектов установки миномета на базе грузовика. А та же 120-мм система CARDOM, установленная на шасси Mercedes Unimog, вполне эффективно использовалась азербайджанской армией в ходе недавних боев в Нагорном Карабахе.
В любом случае в ближайшее время будет понятно, какое из магистральных направлений выбрано основным — пойдут ли военные на насыщение подразделений на фронте иностранными образцами самоходных минометов, или продолжат вкладывать деньги в отечественные разработки.