• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Старший менеджер департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР Сергей Масличенко об ошибках при подготовке и защите кредитных проектов украинскими компаниями

Европейский банк реконструкции и развития за последние несколько лет стал самым активным и масштабным кредитором нашей альтернативной энергетики и про
Реклама на dsnews.ua

Европейский банк реконструкции и развития за последние несколько лет стал самым активным и масштабным кредитором нашей альтернативной энергетики и проектов по энергоэффективности. Он опередил по этой части своих коллег из Всемирного банка, KfW и специализированных европейских инвестфондов.

И наверняка еще не один год будет главным кредитором энергетики Украины. Ведь этого сегодня хотят акционеры ЕБРР — страны Старого Света. Они даже готовы увеличивать вливания в данную отрасль, но упрощать условия финансирования не собираются. Что нужно для получения нашими компаниями недорогих и долгосрочных кредитов Европейского банка под энергетические проекты и как требования кредитора изменятся в 2013 г., в эксклюзивном интервью "ДС" рассказал старший менеджер департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР Сергей Масличенко.

О профинансированных программах

Сергей, как в этом году изменились объемы финансирования банком программ поддержки энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии?

С.М. По состоянию на текущий момент мы прокредитовали 16 проектов на общую сумму 277 млн евро (объем проектов, подписанных ЕБРР в Украине в 2012 г., превышает 900 млн евро). Это, конечно же, меньше, чем за 2011 г., когда банк профинансировал 12 проектов на 402 млн евро (при объеме ежегодных инвестиций в

1 млрд евро). Как в прошлом, так и в этом году речь идет о самых разных кредитах: от 50 млн евро на одну компанию до 1–2 млн. Если говорить о количестве программ, то в Украине их больше, чем в любой из 30 стран мира, в которых мы работаем. Поскольку в стране в последние годы активизировались сельское хозяйство и перерабатывающая отрасль, где альтернативная энергетика и энергоэффективность — одни из ключевых направлений.

Мы можем оформлять кредит на развитие производства либо на рефинансирование пула банковских кредитов (полученных компанией в прошлом от нескольких украинских банков) и включать в него небольшую энергетическую составляющую. Например, недавно профинансировали производителя куриных яиц "Интер-Запорожье" на $25 млн, около $2 млн из этой суммы пришлось на инвестиции по повышению энергоэффективности производства. Также было прокредитовано два крупных проекта по биогазу: "Мироновский хлебопродукт" на $15 млн и сахарный холдинг "Астарта". Для последнего из общего займа на $100 млн под энергоэффективность выделили $25 млн и $12 млн — на строительство биогазового завода. Так что когда я говорю о выделении 277 млн евро на энергетические программы, то я имею в виду не общий размер кредитов, а лишь их энергетическую составляющую.

Реклама на dsnews.ua

А почему в этом году все-таки сократился объем финансирования таких программ?

С.М. Искусственного ограничения объемов кредитования с нашей стороны не было. Мы работали от спроса, который в этом году сократился по объективным экономическим причинам. Со своей стороны мы готовы предоставлять средства. Например, активно развиваем специализированную программу USELF — финансирования альтернативной энергетики в Украине. В ее рамках уже подписали несколько проектов. Из наиболее интересных я бы выделил кредитование ООО "Грин Агро Сервис" ("дочку" Rengy Develop-ment) под строительство солнечной электростанции в Винницкой области и львовской компании "Эко-Оптима" (возведение ветряной электростанции в Старосамбирском р-не на 12,5 МВт). Общий объем USELF рассчитан на 50 млн евро, и уже в начале 2014 г. он, скорее всего, будет исчерпан. Но мы готовим продолжение программы и в будущем году, скорее всего, подпишем USELF2. Речь может идти еще о 50 млн евро.

Кроме того, планируем продолжить финансирование проектов по энергоэффективности через украинские банки. Ранее выделяли средства через пять финучреждений (Укрэксимбанк, "Форум", Мегабанк, ОТП Банк, Кредитпромбанк), но в будущем году планируем расширить список банков-партнеров, а также добавить к нему еще и украинские лизинговые компании. Банки-партнеры, обладающие филиальной сетью и активно работающие в регионах, финансируют нашими деньгами небольших заемщиков с небольшими проектами. Крупные же программы (свыше 10 млн евро) обычно мы кредитуем напрямую.

Какими были условия кредитования энергетических программ, и планирует ли ЕБРР их корректировать после продления проектов?

С.М. Условия кредитования сильно варьируются, причем не только в зависимости от типа и объема финансирования, а еще и от самих заемщиков и рисков каждого отдельного проекта. Понятно, что для крупных европейских компаний, у которых хорошее финансовое состояние, ставка будет ниже. Одна процентная ставка была установлена при выделении 85 млн евро ООО "Air Liquide Украина" ("дочка" французской Air Liquide, мирового лидера по производству газов для промышленности, здравоохранения и экологического производства. — "ДС"), которая строила новую воздухоразделительную установку на Енакиевском металлургическом заводе. Или для ОАО "Arcelor Mittal Кривой Рог", которое шесть лет назад получило от нас $200 млн под расширение производственных мощностей и энергоэффективности. И совершенно другая процентная ставка по высокорисковым проектам, которые осуществляются небольшими компаниями. Разные проекты, разные заемщики, разные риски — разные кредитные ставки. Сегодня они колеблются в рамках 6–8% годовых плюс Libor (сейчас 0,5% годовых. — "ДС").

Если говорить о долевом участии, то, например, по проектам возобновляемый энергии мы настаиваем на том, чтобы заемщик вложил в солнечную, ветровую или гидроэлектростанцию не менее 40% собственных средств. Сроки финансирования в зависимости от проекта могут достигать 7–10 лет. Обычно на самые продолжительные сроки мы кредитуем муниципальные программы. Вроде той, что этим летом подписали с Днепропетровском, — под строительство новых станций метро: транспортный проект позволяет сократить выбросы СО2 в атмосферу, поэтому он финансировался в рамках программы по устойчивой энергетике. Также на 10 лет были подписаны две программы по энергоэффективности (замена котлов, теплотрасс и оборудование индивидуальных тепловых пунктов) на 10 млн евро каждая с "Житомиртеплокоммунэнерго" и "Тернопольтеплокоммунэнерго". Когда речь идет о городских программах, мы выделяем средства под муниципальную гарантию. В случае же с частными компаниями государственных или муниципальных гарантий, естественно, не требуется.

Об отработке проектов

Сколько времени обычно уходит у заемщиков на отработку и согласование проектов с банком?

С.М. Времени требуется немало, и в 2012 г. сроки стали еще продолжительнее. Ухудшилось состояние украинской экономики и, соответственно, предприятий. Раньше они приходили с односложными проектами, например, с заменой оборудования. Сегодня финансовое состояние компаний усложнилось, и они попутно запрашивают не одно направление кредитования, а сразу несколько. Это и оборотный капитал, и рефинансирование накопленных долгов (кредитов, ранее предоставленных украинскими банками), и энергоэффективность. Поэтому требуется детальная проработка кредитных проектов сразу несколькими нашими подразделениями и группами консультантов. Чаще всего от начала работы до утверждения финансирования кредитным комитетом в Лондоне уходит шесть–девять месяцев, если же речь идет о муниципальных проектах и вытекающих из них продолжительных согласованиях с городскими властями, то 12 месяцев. Правда, иногда бывают исключения из правил: выделение кредита ООО "Грин Агро Сервис" под строительство солнечной электростанции нам удалось подготовить за три месяца. Речь идет о программе USELF и выделении около 6 млн евро. Заемщик качественно отработал всю проектную документацию, которая почти не вызвала у нас вопросов.

Что требуется для оперативной проработки документации?

С.М. Кроме прозрачной структуры акционеров, мы требуем от заемщика финансовую отчетность по международным стандартам хотя бы за один год, в идеале — за три. Также по международным стандартам нужно предоставить аудиторский отчет, причем если раньше мы принимали к работе заключения "большой четверки" (PriceWaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young и KPMG), то теперь расширили список до 18 аудиторских компаний, в том числе и украинских.

В какую сумму в среднем обходится подготовка проектной документации?

С.М. Она зависит от объема проекта. Если мы говорим о крупном металлургическом предприятии и финансировании в 100 млн евро, то проработка документации может стоить 100–200 тыс. евро, а иногда даже больше. Когда же речь идет о выделении 6 млн евро под солнечную станцию в 5 МВт, то удается уложиться в 50 тыс. евро. Это я говорю о стоимости услуг профильных консалтинговых и юридических компаний.

Однако в зависимости от разных нюансов суммы могут корректироваться. Многие средние и крупные компании за последние годы обзавелись собственным финансовым и юридическим менеджментом, и, замечу, весьма высокого уровня, так что вообще обходятся без помощи извне. В то же время по некоторым проектам иногда приходится идти на дополнительные затраты. Самый яркий пример — это требуемые нами исследования при финансировании ветряных станций: чтобы оценить целесообразность строительства и окупаемость объекта, нужно поставить 100-метровую мачту и год проводить измерения силы ветра, и только это может стоить 100 тыс. евро плюс подготовка проектной документации.

Для малого и среднего бизнеса это ощутимые и нередко неподъемные затраты…

С.М. Согласен. И у нас были случаи, когда заемщики начинали сомневаться в целесообразности нашего кредитования, после того как мы просили их провести исследование и потратить дополнительные 50–100 тыс. евро. Но хотя в ЕБРР и понимают, что это сложно для небольшого бизнеса, однако убеждены, что если заемщик уверен в проекте, то он изыщет средства. Ведь проекты по энергоэффективности и альтернативной энергетике окупаются с лихвой. Если же видим, что заемщик колеблется и юлит, то и мы начинаем сомневаться в целесообразности финансирования. Клиент должен быть уверен в своем бизнесе и проекте.

Об ошибках заемщиков

Расскажите о типичных ошибках заемщиков при подготовке кредитных проектов.

С.М. Если говорить о проектах по энергоэффективности, то там чаще всего просчеты допускаются с проработкой плана по реализации проекта. Обычно заемщики стараются самостоятельно свести в один проект всех подрядчиков и все организовать своими силами. Они сами договариваются с поставщиком турбины, производителем котлов и т. д., подписывая сразу по 7–10 контрактов, что весьма рискованно. Достаточно кому-то из них сорвать поставку необходимого оборудования, и запуск станции или завода придется откладывать, что выливается в финансовые потери. На Западе с этим проще: привлекаются генеральные подрядчики, специализирующиеся на такого рода проектах, и они реализуют все этапы запуска под ключ.

Много ли компаниям удается сэкономить, работая с несколькими подрядчиками?

С.М. Поначалу они уверяют, что сэкономить можно вдвое, однако в итоге выходит экономия на 20–30%. Но проблема в том, что в Украине нет практики работы в этом секторе под ключ и просто не к кому обращаться.

Что делает ЕБРР, чтобы помочь заемщикам с подготовкой проектной документации?

С.М. У нас есть разные программы помощи малому бизнесу в этой части. Мы привлекаем консультантов за средства наших доноров, которые помогают и нашим банкам-партнерам, и заемщикам. В рамках программы USELF ЕБРР, например, привлекает специалистов немецкой консалтинговой компании Fichtner и украинской Imepower. То есть формируем пул зарубежных и отечественных консультантов из самых разных сфер (финансы, экономика, юриспруденция, технологии, экология), которые работают над проектами.

Кто оплачивает эти услуги?

С.М. Финансирование происходит за счет грантов наших акционеров, это 60 стран, в основном европейских. Это гранты, выделяемые на развитие "зеленой" энергетики и на проекты энергоэффективности. На текущий момент на эти нужды выделено около 10 млн евро. Но группы консультантов работают не только с заемщиками, достаточно активно они сотрудничают с украинскими властями — работают над усовершенствованием нормативной и законодательной базы.

Насколько активно ЕБРР планирует развивать направление по предоставлению грантов?

С.М. В конце 2012 — начале 2013 года истекают сроки сразу по нескольким грантам в энергетической отрасли. И мы будем подводить по ним результаты. Именно от этих результатов и будет зависеть выделение новых: если подтвердится, что средства использованы эффективно, то программа будет продолжена, в противном случае финансирование сократится. Не думаю, что его полностью свернут, просто объемы будут откорректированы.

О планах на будущее

Какие планы у банка по кредитованию в ближайшей перспективе?

С.М. Думаю, как и в этом году, большинство кредитных проектов будет посвящено сельскому хозяйству и перерабатывающей отрасли. До подписания не могу называть конкретных заемщиков, могу лишь сказать, что до конца декабря 2012 года планируем утвердить два проекта в сфере малой энергетики (строительство малых ГЭС в Ивано-Франковской обл.). И сейчас уже рассматриваем два проекта на 2013 год: по солнечной энергетике (в Винницкой и Одесской обл.) и биомассе.

Как в 2013 году могут измениться объем финансирования ЕБРР украинской энергетики и условия предоставления кредитов?

С.М. Несмотря на экономический кризис и девальвацию гривни, прогнозируемую нашими аналитиками, мы планируем и дальше активно финансировать проекты по энергоэффективности и альтернативной энергетике — они останутся одним из наших приоритетов в Украине и будут занимать 30–40% общего кредитного портфеля ЕБРР в стране. Правда, допускаем, что спрос на кредитование такого рода несколько снизится. Украинские компании все чаще интересуются сегодня финансированием оборотного капитала и рефинансированием.

Если говорить об условиях, то они будут корректироваться в зависимости от состояния экономики страны и ее оценок. Недавно международные рейтинговые агентства S&P и Moody's понизили рейтинг Украины, так что мы допускаем пересмотр оценки странового риска нашими кредитчиками и, соответственно, процентной ставки по займам. Как и раньше, будем ориентироваться на процентные ставки по размещениям еврооблигаций украинским правительством и крупными отечественными компаниями: если ставка по ним вырастет (по сравнению с последними размещениями бондов), то свои проценты поднимем и мы. Думаю, речь может идти о дополнительных 1–2% годовых. В то же время неизменными останутся другие условия: долевое участие в проекте заемщика (30–40% собственными средствами) и сроки финансирования (до 7–10 лет).

    Реклама на dsnews.ua