Судьба Украины решится в Нормандии
После заявлений канцлера Германии Ангелы Меркель и госсекретаря США Джона Керри о неадекватном состоянии и параллельной реальности российского президента и расширения санкций второй степени воздействия мало кто из западных лидеров желает "мараться" переговорами с Россией. Даже относящиеся с явной коммерческой симпатией к России венгерский и словацкий премьеры Виктор Орбан и Роберт Фицо вынуждены были присоединиться к срочной операции по обеспечению Украины реверсным газом.
Тем не менее общаться с Владимиром Путиным необходимо - осуществляются же контакты с Ким Чен Ыном и Робертом Мугабе. И Большая Семерка нашла приемлемый способ для такого общения с изгнанным за попрание принципов международного права членом клуба.
Вторая холодная война
5-6 июня во Франции при участии первых лиц пройдут торжества, приуроченные к 70-летию высадки союзников в Нормандии. Приглашение отправили и в Москву - как-никак, СССР входил в антигитлеровскую коалицию. Приедет ли Путин в Нормандию, и о чем же может зайти разговор? Это непростые вопросы.
Запад больше не является безопасным местом в Европе - ни для Путина, ни для его друзей. К примеру, Герхарду Шредеру пришлось праздновать свой день рождения в Москве - подальше от назойливых журналистов, ждущих новых откровений из Вены в отношении истории путинской газовой группировки. Сильвио Берлускони, еще недавно тщившийся стать посредником по "крымскому кризису", приговорён к году общественных работ за уклонение от уплаты налогов. Мало того, министр обороны Италии предложил ввести в Украину миротворцев стран НАТО.
По Европе поднимается волна нейтрализации силовыми органами российского криминалитета и разведсетей, которые, впрочем, представляют собой одно и тоже. В Центральной Европе вообще началась полоса увечий для российских террористов. Так, полиция Чехии раскрыла ячейку российской неонацистской организации "Вотан Югенд". Пятерым задержанным предъявлены обвинения по нескольким статьям уголовного кодекса. Кстати, изъятую у них символику - "За Русь святую" и прочее - считают приемлемым носить даже работники российских дипломатических структур. Все большему количеству визитеров, эмигрантов, туристов с территории бывшей РСФСР есть чего опасаться.
Разумеется, сам Путин пока обладает неприкосновенностью, и арест ему не грозит. Ведь Запад постоянно напоминает, что желает разрешить кризис политико-дипломатическим путем. Почему бы и не воспользоваться этим предложением, максимально повысив ставки в игре "Вторая холодная война"?
К примеру, 5 мая 2014 г. российское правительство в одностороннем порядке разорвало подписанное в 2001 г. с Литвой двустороннее соглашение о дополнительных мерах по укреплению доверия и безопасности. Это соглашение предусматривало, что страны будут обмениваться информацией о своих военных потенциалах. Отныне Москва перестанет информировать Вильнюс о военных мощностях в Калининграде. Иными словами, Кремль как минимум имитирует подготовку к вторжению в страны Балтии, восточную часть Германии и Польшу из Калининграда. А в страны Балкан, Молдову, Румынию и Венгрию, Чехию и Словакию - с юга Украины, из ПМР и с части территории Сербии. К такому сценарию серьезно относятся в Праге, Варшаве и Вильнюсе. Центральноевропейские же элиты размышляют, как с минимальными потерями выпутаться из многочисленных связей с транснациональными криминальными группировками, замаскированными под "российские фирмы и ведомства". Хотя, очевидно, не воспринимают путинский блеф всерьез. В чем, кстати, с ними согласны и американские партнеры по НАТО - генерал Филипп Бридлав это ясно дал понять. Что, однако, не мешает альянсу усиливать свою группировку в Восточной Европе - на всякий случай.
О чем будут говорить
В то же время украинский вопрос по-прежнему остается открытым. И именно он, по всей видимости, станет главным предметом обсуждения на неформальном нормандском саммите. Тем более что время для этого будет сколь удачное, столь и сложное - через неделю после выборов как в Европарламенте, так и в Украине. К слову, неожиданное заявление Путина о том, что наши президентские выборы - "шаг в правильном направлении", можно расценивать как подготовку к этому саммиту. Но, учитывая призыв к сепаратистам "перенести референдум", это никак не жест доброй воли, а скорее игра на повышение ставок в попытке сорвать выборы. Тем самым доказав свою правоту: в Киеве не с кем договариваться, а значит, судьбу Украины должны решать внешние игроки.
Похоже, в Москве всерьез рассчитывают, что такой поворот даст российскому руководству либо новый рычаг давления на Запад, либо новый предмет для торга, - в зависимости от того, насколько удастся реализовать этот план. Не случайно Путин сделал свое заявление вскоре после того, как США и ЕС заговорили о третьем уровне санкций, затрагивающих отрасли российской экономики, вопреки ущербу для себя, а самого российского лидера обрадовали известием о том, что американским фискальным органам удалось установить номера его банковских счетов.
Добровольный отказ Путина от визита в Нормандию возможен, хоть и маловероятен: ему тоже необходима площадка для общения с западными коллегами, особенно сейчас. Поэтому в Нормандию он, вероятно, поедет - если, конечно, не зайдет в своем блефе настолько далеко, что приглашение будет отозвано. Предметом торгов станет смягчение санкций и нормализация ситуации - как это понимает каждая из сторон. Возможно, российский лидер попытается спасти Южный поток, сегодня де-факто замороженный. Наконец, Путин станет говорить о демилитаризации восточноевропейского региона.
В любом случае, этот круг вопросов завязан на украинских событиях. К слову, Нормандия будет не самым удачным местом для попытки легитимизировать статус Крыма в качестве субъекта РФ. Однако, с одной стороны, другой такой шанс появится нескоро, а с другой - российская дипломатия в последнее время работает настолько топорно, что Путин вполне может рискнуть.
В целом же судьба нашей страны будет определяться на побережье Атлантики и без ее непосредственного участия. Однако успехи украинского руководства в ближайшие три недели станут определяющими для этих переговоров. Главный вопрос, стоящий на кону - смирится ли Запад с неизбежностью участия России в переформатировании нашей страны ради собственной выгоды и безопасности, или все же поддержит проект единой европейской Украины, на реализацию которого, кстати, МВФ выделил кредит. Станет ли "нынешняя" Нормандия подобием "тогдашнего" Нюрнберга, зависит от решимости Киева пользоваться и пером, и шпагой, а также зрелости наших элит.