Ярмарка вакансий

Вместо борьбы с кризисом украинские политики организовали то, что им всегда было больше по душе — кадровый базар. В роли продавца министерских портфелей – хитрая Юлия Тимошенко. У покупателей же велик шанс приобрести подделку.

Во всех без исключения украинских министерствах на минувшей неделе наблюдалось настоящее столпотворение. Бизнесмены прорывались на прием к министру, иногда громко ругаясь из-за места в очереди. Эта традиция сложилась еще в советские времена. За несколько дней до отставки чиновник легко подписывает приказы и распоряжения, которые при иных обстоятельствах даже рассматривать не стал бы. Десятки различных госпредприятий и объектов недвижимости сейчас тайно передаются в долгосрочную аренду, а то и вовсе продаются по бросовой цене. Согласно традиции, подробности этих сделок мы должны узнать совсем скоро — из гневных разоблачений новых министров. Хотя не исключено, что все обойдется внутрипартийными разборками "не для прессы". Ведь на этот раз буря кадровых перестановок в правительстве проходит без смены премьер-министра. Юлия Тимошенко изо всех сил пытается сохранить контроль над ситуацией. Получается это у нее, прямо скажем, плохо. На это указывает хотя бы тот факт, что не меньшие очереди на прием на протяжении всего февраля стояли и в кабинеты политиков, которые уже получили от премьера твердые гарантии относительно портфелей в обновленном Кабмине.

Предвыборные торги
Главная интрига кадровых переговоров между членами парламентской коалиции  — достанутся ли кресла вице-премьеров фронтменам трех крупных финансово-промышленных групп: Сергею Тигипко (группа ТАС), Виталию Гайдуку (группа ИСД) и Петру Порошенко (группа "Укрпроминвест"). Премьер-министр Юлия Тимошенко объясняет необходимость такого решения потребностью привлечь лучших бизнесменов Украины к выведению страны из кризиса. Однако больше это похоже на формирование предвыборного пула доноров, которые профинансируют избирательную кампанию Леди Ю на президентских выборах следующей зимой. Именно эти подозрения определили позицию большинства депутатов фракции НУНС. По данным "ВД", ее лидер, Николай Мартыненко, в закрытых консультациях с БЮТ выставил категорический ультиматум: если владельцы крупных ФПГ входят в правительство, нашеукраинцы покидают коалицию. Между тем предложение занять пост министра промышленной политики неожиданно получил депутат-регионал Вячеслав Богуслаев, фронтмен запорожской ФПГ "Мотор Січ". А в списке наиболее вероятных претендентов на кресло главы НАК "Нафтогаз України" появился депутат от НУНС Игорь Палица, проявивший себя в качестве одного из лучших топ-менеджеров группы "Приват" Игоря Коломойского (подробнее — см. "Чемпионат олигархов", стр. 16).

Впечатляющий винегрет, замешанный Юлией Тимошенко из интересов различных финансово-промышленных групп, может оказаться для Верховной Рады вполне удобоваримым блюдом. Премьеру уже удалось переманить на свою сторону часть депутатов-регионалов. Что им за это пришлось пообещать — пока одна из самых больших загадок коалиционных переговоров. Группа "Мотор Сiч", например, крайне заинтересована в сохранении своих позиций на российском рынке авиадвигателей, чему могут способствовать потеплевшие отношения Тимошенко с московским коллегой Владимиром Путиным. Но это лишь догадки. А вот торги с нашеукраинцами идут в открытую. В понедельник БЮТ объявил о готовности уступить капризным партнерам по коалиции посты министра транспорта и связи, глав Антимонопольного комитета и Фонда госимущества. Правда, чуть ранее именно этот пакет фигурировал в переговорах как новая квота Блока Литвина. Но умелый блеф в играх по-крупному всегда был сильной стороной Юлии Тимошенко.

Кстати, "денежные посты", которые формально отойдут депутатам "Нашей Украины", вовсе не обязательно упадут в копилку предвыборного бюджета Виктора Ющенко. Например, депутат-нашеукраинец Александр Клименко (если точнее, то он принадлежит к УНП Юрия Костенко) уже готовится занять кабинет министра угольной промышленности (подробнее — см. "Уголь партии", "ВД" №7 с. г.). По данным БЮТ, г-н Клименко подписал коалиционное соглашение от НУНС последним, 38-м в своей фракции, настаивая на компенсации именно в виде министерского поста.

Оппозиция тоже хочет кушать
Глядя на азартный дележ денежных министерств и госкомпаний, оппозиция, облизываясь, держала себя в руках из последних сил. Первыми нервишки не выдержали у лидера КПУ Петра Симоненко. В интервью "Главреду" он заявил, что хотя коммунисты в правительство входить не намерены, они все же готовы взять на себя ответственность за такие предприятия, как "Укрспирт" и "Укравтодор". Аргументировал свою позицию главный ленинец довольно веско: "У нас литр спирта, чтобы вы понимали,  — это 600% прибыли! Я говорю об отраслях, где сегодня конкретно для Украины, для народа можно пользу приносить". И на всякий случай добавил, что "Укрспирт" нужно вернуть государству (он, правда, и так на 100% государственный). Глядя на послушность, с которой коммунисты поддерживают премьерские инициативы в парламенте, можно не сомневаться, что жажда "красных" депутатов порулить бюджетами спиртового и дорожного монополистов будет удовлетворена. Если, конечно, Юлию Тимошенко не испугает обещание поверившего в "попершую" удачу Петра Симоненко составить аж два списка предприятий: один  — на национализацию, второй — на получение кредитов под государственные гарантии.

Почуяв неладное, руководство "Укрспирта" мгновенно "разродилось" ответом коммунистам. Глава спиртового концерна Иван Яковец на всякий случай решил все перевести в шутку: "Я уверен, что Петр Симоненко, скорее всего, никак не связан с нелегальным производством и оборотом спирта в Украине. Потому что прибыль в 600% невозможна для легального рынка спирта. Поэтому я глубоко удивлен такими высказываниями лидера одной из политических партий Украины. Если бы это было правдой, Украине не нужны были бы ни газ, ни нефть — мы же весь мир спиртом залить можем". Шутки шутками, а оппозиционные коммунисты от своей заявки на две госкомпании отказываться не собираются.

Куда хуже обстоят дела с удовлетворением традиционно больших аппетитов Партии регионов. Ей от Юлии Тимошенко пока перепало всего ничего: несколько постов генеральных директоров угольных компаний. Да и то — лишь из-за катастрофического кадрового дефицита менеджеров в этой отрасли. Настроения, которые сейчас царят во фракции регионалов, на минувшей неделе четко выразил депутат Сергей Левочкин: "Нужна широкая коалиция, которая сформирует правительство". Но тут же подчеркнул, что время для союза Партии регионов с БЮТ было упущено в конце прошлого года и теперь, скорее всего, он возможен лишь после президентских выборов.

Элита перераспределения
Дележ постов, который ведущие партии устроили с явным прицелом на избирательную кампанию-2010, шокирует бизнес, не имеющий интересов в политике. Ведь бурные портфельные торги проходят в разгар экономического кризиса. "Глядя на эту политику, четко понимаешь, что от нее нужно держаться как можно дальше", — признается Александр Кардаков, президент группы компаний "Октава". На его взгляд, аморальность нынешней ситуации лишь ускорит всеобщее разочарование избирателей как властью, так и оппозицией. В деловых же кругах такое разочарование — уже свершившийся факт.

Между тем политологи отмечают, что для многих финансово-промышленных групп Украины нынешний кадровый передел в правительстве — последний шанс спастись от кризиса. "Многие бизнесмены сейчас приходят в правительство, потому что без государственного плеча их бизнесу будет сложно выжить. На мой взгляд, именно поэтому мы увидим в списке нового правительства такие фамилии, как Гайдук и Тигипко", — говорит Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований "София". Он отмечает, что жесткая борьба за контроль над государственным ресурсом в разгар кризиса — типичное поведение элиты перераспределения, которая царит в Украине последние 18  лет. В отличие от развитых демократий, наша страна пока не может похвастать тем, что элиту перерас­пределения периодически сменяет элита управления, целью которой является наращивание доходности национальной экономики, а не спекуляции на ней.

Итогом нынешнего распределения государственного ресурса между политическими конкурентами, по прогнозам политологов, станет, как ни парадоксально, усиление монопольного влияния на госсектор со стороны Юлии Тимошенко. Бывший депутат БЮТ, а ныне — член Конституционного совета при президенте Украины Дмитрий Выдрин уверен, что премьер просто перехитрит оппонентов, искусно сочетая шантаж и блеф: "Конкурентам Юлии Тимо­шенко может достаться контроль над некоторыми госкомпаниями, но их финансирование из бюджета в полном объеме исключено. "Укравтодор", например, если окажется на грани банкротства, может быть легко передан коммунистам. Насколько я знаю, в этой компании уже есть проблемы — хорошие компании Тимошенко конкурентам не отдаст. Думаю, в ближайшем будущем доступ к использованию государственного бюджета в политических целях будут иметь только лично премьер-министр и два-три доверенных вице-премьера".

Конкурентам Юлии Тимошенко, похоже, останется лишь попытаться по максимуму использовать свой ресурс в местных советах и администрациях. "Виктор Ющенко и Виктор Янукович имеют неплохое представительство на уровне местной власти. Областные советы и администрации имеют свои бюджеты и коммунальные компании, часть из них наверняка будет задействована в избирательной кампании", — прогнозирует Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований "Пента". А один из лидеров Блока Литвина, глава Шевченковской райадминистрации Киева Виктор Пилипишин, заверил "ВД", что в столице этот процесс уже стартовал. Проект Киевской горадминистрации по созданию двух сотен новых коммунальных предприятий, на его взгляд,  — не что иное, как формирование "заначки" на президентские выборы, в которых мэр Леонид Черновецкий планирует принять участие. "Финансовые потоки коммунальных предприятий, вне всяких сомнений, будут задействованы на выборах", — считает Пилипишин.

Ирония ситуации в том, что президентские выборы, ради победы в которых заварена нынешняя "кадровая каша", наверняка тоже станут лишь очередным этапом в бесконечном перераспределении государственного ресурса между политиками и финансово-промышленными группами. Далее на очереди — выборы парламентские. Если кому-нибудь будет скучно ждать, то внеочередные. Остальным же украинцам, похоже, остается лишь оглядываться на Россию и Евросоюз — и ожидать, когда и в нашей стране придет к власти элита управления.